17.03.2016
12 фактов о посте «по Типикону»
Почему в разных календарях правила о постах отличаются? Почему разные священники советуют разное? Может каждый сам может выбрать степень поста?
1.
Пост имеет важное значение в духовной жизни христианина. Сам Господь Иисус Христос благословил постное делание своих учеников, сказав: «Придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9, 15). О необходимости поста говорили все святые отцы – от преподобных из древних монашеских патериков до старцев ХХ века.
2.
При этом в православии пост никогда не рассматривался как самоцель. По мысли святых отцов, это всего лишь действенное подспорье в борьбе со страстями на пути к Богообщению. Поэтому телесный пост всегда должен сочетаться с духовным самоограничением, прежде всего, в греховных желаниях и привычках, воздержанием от злых помыслов, дел и слов. По слову святителя Тихона Задонского, пост телесный без поста душевного — ничто.
3.
В течение многих веков Православная Церковь выработала достаточно четкие правила и рекомендации в отношении порядка приема пищи и ее качества с тем, чтобы помочь своим чадам достойно пройти подвиг телесного воздержания. Эти установления обозначены, главным образом, в двух книгах: Типиконе (богослужебный устав Церкви, главы 32, 33, 35, 38) и Триоди (богослужебный сборник Церкви, используемый в период от подготовительных недель к посту до Недели всех святых).
4.
Правила Типикона и Триоди ограничивают количество трапез в день, время первого вкушения пищи, и, наконец, ее качество. В отдельных случаях полностью прописан весь объем и состав трапезы.
5.
Православный устав о посте не разделяется на монашеский и мирской и обязателен для выполнения всем верным чадам Церкви: общие сроки и правила объединяют верующих, утверждают их в православии, сохраняют от совращения в сектантство.
При этом нужно учитывать, что этот общий для всех устав поста (по Типикону) формировался в общежительных монастырях и ориентировался на страны с жарким климатом. Еще в IV в. святитель Иоанн Златоуст, находясь в ссылке на дальнем севере Римской Империи, отмечал, что для основанных им северных монастырей устав о посте требуется корректировать – с учетом более сурового климата и тяжелого физического труда, который приходится нести братии.
6.
Идея поста важнее Устава. Различия, которые мы находим в уставах разных монастыря, в первую очередь свидетельствуют о необходимости соизмерять воздержание в пище с конкретными условиями жизни.
Устав Святой горы Афон позволяет монашествующим по субботам и воскресным дням питаться морепродуктами (не рыбой): в этом регионе Греции не развито сельское хозяйство, доступная растительная пища (овощи, пшеница) очень скудна, зато море рядом.
Соловецкий устав допускает вкушение рыбы Великим постом каждое воскресенье и в дни памяти почитаемых святых: на севере России постное время приходится на конец зимы и на сохранение нужной температуры тела требуются большие энергозатраты.
7.
В традиции русских монастырей в первые дни Великого поста не бывает обычной братской трапезы, но на столах весь день обязательно стоят отварной картофель «в мундирах», квашеная капуста, нарезанный лук, хлеб. Таким образом, каждый из братий сам для себя определяет степень поста: кто-то воздерживается совершенно и ничего не ест, кто-то вкушает в позднее время, а кто-то подкрепляет силы по мере необходимости.
8.
Сегодня о правилах поста верующие узнают через православные календари. В них указаны сроки и даты постов, а также общие правила их проведения. Более детальные правила прихожанам сообщает священник храма, в который они ходят – с учетом особенностей и традиций конкретной местности, указаний правящего архиерея, индивидуальных обстоятельств жизни человека, который обращается к нему за советом.
9.
Варианты поста, которые приводятся в календарях и в личных рекомендациях священников, часто отличаются и друг от друга, и от Типикона. И авторы календарей, и духовенство в своих рекомендациях ориентируются на общепринятный Устав, но при этом делают поправку на то, что современные люди живут в условиях, очень далеких от условий жизни палестинских монахов, для которых этот Устав писался. Для подавляющего большинства мирян точное соблюдение уставных указаний о посте непосильно.
10.
Такая «многоголосица» о правилах поста порою сбивает верующих с толку. Некоторые решают, что в современных условиях пост вовсе не нужен или невозможен для них лично и отказываются от этого важнейшего средства духовного самосовершенствования. Другие, наоборот, стремятся во что бы то ни стало соблюсти «букву» Закона и постятся строго по правилам Типикона – точнее, по своему собственному пониманию этих правил, которые, в силу особенностей языка древнего текста и иных жизненных реалий, нуждаются в интерпретации специалистов.
11.
Большинство верующих, впрочем, вспоминают о необходимости рассуждения и следования срединному царскому пути. Они изучают уставные указания и их современные толкованиях, соотносят уясненные правила со своими жизненными обстоятельствами (состоянием здоровья, рабочей нагрузкой, наличием дополнительных попечений о близких и т.д.), анализируют свои повседневные пристрастия, которые формально не подпадают под действие постовых правил (например, чрезмерная любовь к сладкому, к алкоголю) и делают собственные выводы о том, какой пост будет им посилен и полезен.
12.
Выбранную меру поста благочестивые христиане обязательно обсуждают со своим духовником или опытным в постовом делании священником с тем, чтобы через него получить благословение Церкви на свой телесный подвиг.