Живая история: священник Александр Гаркин о храме Святой Троицы, который находился в центре города Белогорска, основанного как село Александровское в 1860 г.

In Новости by Василина Добрецкая

Уважаемый читатель, Вашему вниманию предлагается статья священника Александра Гаркина, настоятеля (с 1893 по 1896) храма в честь Святой Троицы, который с 1867 по 30-е годы XX века находился в центре города Белогорска, основанного как село Александровское в 1860 г.
Чин на основание церкви совершил лично сам великий русский святой- святитель Иннокентий (Вениаминов), в последних числах октября 1866 г. (Святитель Иннокентий, просветитель Америки и Сибири. Собрание сочинений и писем в 7 т. Т. 5. С.415.)
Примерно на том месте, где стоял храм, сейчас, промыслом Божиим, в приспособленном здании находится приход в честь Святой Троицы, расположенный за кинотеатром Россия.
Статья была напечатана в газете «Камчатские епархиальные ведомости» в первом и втором номерах 1898 года. (с 1858 по 1899 кафедра правящего архиерея Камчатской епархии находилась в Благовещенске).
Орфография частично сохранена. Статья публикуется с сокращениями.
Игумен Платон (Норматов)

Свято-Троицкая церковь села Александровскаго, Томской волости, Амурской области.

И С Т О Р И Я Ц Е Р К В И .

На одном из притоков Зеи, реке Томи, на левом берегу ея, в 120 верстах от г. Благовещенска, в живописной местности, окаймленной лесистыми холмами, поросшими белой и черной березой, дубняком и сосной, раскинулось село Александровское, основанное в честь в Боге почившаго Императора Александра II.
В центре селения, на обширной и площади, стоит деревянная с колокольней церковь во имя Святыя Живоначальныя Троицы, красиво выделяясь от незатейливых домиков местных обитателей.
О начале ее постройки, так передавал мне один очевидец, старец Захарий: «Лет 30 тому назад, село Александровское было маленькое и состояло всего лишь из 20 или 30 дворов. Жили мы бедно. Частые падежи на лошадей в корень расстраивали наше хозяйство. Сам знаешь, батюшка, каково нашему брату- крестьянину без рабочей лошади. Без лошадки и хлебца не посеешь, и семья станет голодать. Ну, да что об этом… Бедно жили мы, сказал я, а вот вздумали устроить храм Царю Небесному. Однажды были на миру и разговорились о своем житье-бытье. «Детки! молвили старики, живем мы точно не люди!- священника у нас нет и служба Божия бывает редко. Примерно сказать, относительно крещений и похорон, большие затруднения. Неравно случится кому заболеть тяжело, и умрешь без покаяния. Где же из города батюшку вмиг достанешь? Дороги же у нас какия: речки летом разольются и делу конец- никуда не попадешь. Нужно, во что бы то ни стало, церковь у себя на селе построить». Крепко призадумался мир, слушая стариков. Те из нас, которые были побойчее, заговорили: «Конечно, соорудить Божий храм дело великое: и для души спасенье, но знаете, ведь старики, что достатков у нас нет. Многие пешком остались, лошадки никак совсем повыводились». В ответ на это старики сказали: «Было бы наше усердие, а то небольшой храм почему не устроить? Следует только положиться на Св. Троицу». Подумали, подумали, да и порешили создать храм во имя Святыя Троицы. После того у всех как-то легко на душе стало. Святая Троица видимо оказала нам свое благоволение. Затем, вскоре же обратились к Преосвященному Иннокентию с просьбой о разрешении построить на селе церковь, каковое он дал до слова и даже помощь от казны оказал, а насколько большую- не упомню. Закипела работа. Стали лесок заготовлять. За рекой, недалеко рос сосновый бор. Теперь его уже нет, весь повырубили. Вот из этого-то бора на матушку-церковь лес и возили. Кто доставлял лесин семнадцать, а кто двадцать и более, кому как сила дозволила. Потом начали деньги с рук сбирать. Сколько было одних раскладов- страсть! Трудно приходилось, но ничего- перемоглись. И падежи на лошадей за это время прекратились. Сразу благодать Господня сказалась. Глядим! Храм то Божий уже готов. Наступила святина. Народу съехалось с соседних деревень множество. Радость-то какая была! После обедни служили на площади молебен, значит Бога Милостиваго за помощь благодарили. Так и выстроился у нас на селе храм Божий», — заключил свой разсказ старец Захарий.
По официальным источникам, закладка храма состоялась 13-го октября 1866 года, а постройка его окончена к 25-му ноября 1867 года. Строителем его был крестьянин Федор Николаевич Михайлов, по отзывам современников, человек весьма преданный Св. вере Православной, честный и трудолюбивый. Соорудился храм на средства прихожан, при помощи от казны в размере 1000 рублей. Освящено торжественно, по благословению Высокопреосвященнейшаго Иннокентия, Архиепископа Камчатскаго 22-го января 1868 года благочинным Верхнеамурских церквей священником Александром Сизым, в сослужении священника Петра Сновидова, и, согласно желанию народа, посвящен во славу Святыя Живоначальныя Троицы.
С тех пор протекло 27 лет. За такое продолжительное время храм значительно изменился с наружной и внутренней стороны. Устроен он в виде креста, о двух главах, с колокольней на западной стороне высотою сначала 8,5 сажен и был покрыт тесовой крышей. Колокольня, по разсказам очевидцев, была так низка, что совсем не соответствовала общей постройке. Это обстоятельство побудило прихожан немедленно сделать к ней подстройку. В настоящее время она высотою 10 сажен. Храм же обшит тесом и окрашен масляной краской кирпичнаго цвета. Крыша на нем сделана железная. С передняго фасада, у входа, приделано парадное крыльцо. Внутри храм разделяется на три части: алтарь, средний храм и притвор; последний разграничивался капитальною стеною, а теперь вместо нея устроена арка. Окон в храме двенадцать. Печей стояло две: одна железная в алтаре, а другая кирпичная в притворе. По времени железная была изъята из употребления, а кирпичная одета листовым железом и в добавление к ней сложена еще другая такой же конструкции. Алтарь имеет форму неправильнаго четыреугольника. Потолок и стены в нем были оклеены коричневыми обоями с золотыми звездами и крестами.
Престол устроен из сосноваго дерева общеупотребительнаго размера и облечен цветистокоричневою одеждою. Антиминс на нем шелковый, желтаго цвета, священнодействован Высокопреосвященнейшим Иннокентием, архиепископом Камчатским 13 ноября 1866 года. Жертвенник воздвигнут в северной части алтаря из того же материала, как и престол, и одет одинаковою с ним одеждою. Подсвечники стояли в алтаре, выточенные из дерева, такие же были, по большей части, и в среднем храме. За Престолом, на Горнем Месте, помещалась икона Спасителя в киоте под стеклом. Под нею лежала в гробнице Плащаница, шитая золоченой мишурой по малиновому бархату. На определенных местах находились запрестольныя иконы. Пред жертвенником: образ Зосимы и Савватия, чудотворцев Соловецких. Царския Врата закрывала Завеса шерстяной материи темноголубаго цвета.
Вид св. Алтаря представляется теперь совершенно иным. Прежнюю икону на Горнем Месте заменила другая, изображающая Спасителя, сидящаго на престоле и окруженнаго ангелами. Подсвечник за престолом поставлен новый, прекрасной чеканной работы о семи свечах. Такой же работы несколько подсвечников в Алтаре и храме. Завеса шелковая, синяго цвета. Потолок окрашен голубой краской, а стены до окон белилами, а от них до пола темноголубою краскою, покрытою лаком. Такая же окраска сделана во всём храме.
Средний храм отделялся от Алтаря временным иконостасом из сосноваго дерева о двух ярусах, грубой работы какого-то местнаго мастера. Царския врата были сделаны решетчатыя. Его сменил иконостас двух ярусный же липоваго дерева, украшенный резьбой и позолотой. В первое время, на Царских дверях находились иконы Спасителя и Божией Матери; обе бумажныя и наклеенныя на доски, а ниже их- из лицевых святцев. По правую сторону Царских Врат стоял образ Спасителя, а по левую- Божией Матери. В южных и северных дверях иконостаса- иконы Архангела Михаила и преподобной Евпраксии. В верхнем ярусе помещались: прямо Царских дверей- Воскресение Христово, к югу от него Спасителя две иконы, а к северу- Скорбящсй Божией Матери и Неопалимой Купины.
При клиросах стояли холщевые хоругви, обшитыя золоченой бахрамой с изображениями В. Христова и Крещения Господня. На аналое, у праваго клироса, покоилась икона двунадесятых праздников.
По устройстве постояннаго иконостаса выписаны были новые иконы, писанныя по золотому фону на холсте, по образцам древней живописи и натянуты на липовыя доски. Иконы эти вытеснили старыя. Размещены они в иконостасе в следующем порядке: местныя поставлены на свои места. Над Царскими Вратами- Тайная вечеря, а по сторонам ея- иконы св. апостолов Петра и Павла. Против пономарских врат- св. пророков Моисея и Илии. В самых вратах- св. архидиакона Стефана и Крестителя Господня Иоанна. На клиросах- Св. ветхозаветныя Троицы и святителей Григория Богослова, Василия Великаго и Иоанна Златоустаго. К клиросам приделаны особыя киоты, а в них вставлены изображения св. Николая Мирликийскаго Чудотворца и Иннокентия, перваго епископа и Чудотворца Иркутскаго. Хоругви заменены приобретенными прихожанами и писаны сусальным золотом по красному атласу. На них сделана славянскими буквами надпись: «В благодарность Господу Богу за чудесное спасение Государя Императора и Его Августейшаго семейства при крушении Царскаго поезда 17 октября 1888 года». На аналое лежит икона престольнаго праздника в сребропозлащенной ризе, весом 140 золотников.
Средний храм до арки, за которой следует притвор, величиною в квадратную сажень, довольно обширен и поместителен. В нем свободно могут присутствовать при богослужении 200- 250 богомольцев. Стены его в прежния времена были оклеены цветными обоями. На них находились в деревянных рамках иконы Божией Матери и мученицы Фервуфы. По-следняя была куплена прихожанами в память спасения Государя Императора Александра II от смертной опасности 4 апреля 1868 года. Из этих икон не сохранилось ни одной. Теперь же стены украшены изображениями разных святых. В потолке укреплено паникадило, чеканной работы, в 24 встава. В состоянии храма различаются три периода. До 1872 года он сохранял свой первобытный вид, как снаружи, так и внутри. С 1872— 1874 производились ремонты на средства церковныя при помощи прихожан и в общей сложности стоили 1800 рублей. Захватывали они храм во всем его составе. Последний период заканчивается ремонтом 1891 года, на который употреблено 2000 рублей. После того он получил окончательную отделку в своих частях.
***
Настоятели церкви. Первым настоятелем Александровска- Свято-Троицкаго храма был священник Петр Сновидов, уроженец Камчатский. Образование получил в Новоархангельской духовной семинарии, где окончил полный курс. Священствовал с 1866 по 1870 год.
На долю его выпала нелегкая задача благоустройства новаго прихода и наблюдение за постройкой храма. То и другое выполнено было им старательно и добросовестно. Прилагал заботы о. Сновидов и к поднятию религиозно-нравственнаго уровня своей паствы. С этою целию им были открыты воскресныя беседы с прихожанами. По отзывам народным, он отличался простотою жизни и ласковым обхождением с людьми.
Место о. Сновидова занял священик Владимир Добровольский. Обучался он в Иркутской духовной семинарии, но образования своего он в ней не окончил.
Пробыл на приходе с 1870 по 1874 год и после непродолжительной и тяжкой болезни отошел ко Господу. О. Владимир оставил по себе память своею заботливостию о благоустройстве храма. Мир праху его!
С 1874 по 1882 год служил священник Иоанн Мраморнов, уроженец Пензенской губернии. Образования не получил никакого. От природы же был одарен умом живым, энергиею и твердою волею. Деятельность его была обширна. Он на все обращал свое внимание. Его трудам храм обязан своим благоукрашением, народ- открытием школы и сознанием своего христианскаго звания.
С 1884 по 1887 год настоятельствовал священник Виктор Скворцов, воспитанник Благовещенской духовной семинарии.
В период с 1887 но 1889 год управлял Александровской паствой священники Феодор Пляскин и Алексей Мраморнов.
После них настоятелем церкви и вместе с тем благочинным 7 участка за-Зейских церквей сделался священиик Василий Юрьев, уроженец Томской губернии. Воспитание получил в Томской духовной семинарии. Время его службы продолжалось с 1887 по 1893 год. Ознаменовано оно пастырской ревностию о духовном благе своих детей. Религиозно-нравственныя назидания обильно истекали из уст его во всякое время по самым разнообразным случаям.
С 1893 г. по 1896 г. настоятелем и благочинным 7 участка за-Зейских церквей состоял священник Александр Гаркин. Обучался в Благовещенской духовной семинарии. Пастырская деятельность его, по примеру доблестных предшественников, заключалась в неопустительном проповедании Слова Божия, обучении детей Закону Божию и молитвам в школе, в беседах с народом о Св. вере и благочестии, в заботе об улучшении и украшении храма Божия.
Прихожане. В заключение сего очерка не лишне сказать о прихожанах Александровской Свято-Троицкой церкви. Принадлежат они к сословию крестьян. Первые жители- выходцы из Пермской губернии, переселились на Амур в 1860 году. В приходе числится обоего пола 1385 человек, дворов 205. Есть и раскольники в количестве 167 душ. Главное занятие жителей хлебопашество и скотоводство. Земельный надел их равняется 24198 десятинам и 135 квадратным саженям. По доброкачественности своей он одинаково удобен для хлебопашества и сенокошения. При местных благоприятных условиях народное благосостояние должно было стоять на высокой степени развития, но оно между тем едва достигает средняго уровня. Причиной сего служит болезнь на лошадей сибирская язва, которая бывает часто и уносит массу жертв и тем подрывает сельское хозяйство.
В религиозно- нравственном отношении народонаселение находится в хорошем состоянии. Стремление к грамотности живет в нем. Так в селе Александровском на средства его содержится школа с трехгодичным курсом ведомства Министерства Народнаго Просвещения.

Свящ. Александр Гаркин.