Взаимоотношения Церкви и государства стали очередной темой апологетической встречи на Пионерской

In Новости by X-admin

18 мая, в пятницу, благовещенцы обсудили вопрос, которые неверующие люди часто задают людям церковным.

Как отметил руководитель миссионерского отдела Благовещенской епархии Виктор Селивановский, вообще без государства прожить невозможно в нашем падшем мире. Был краткий период ветхозаветной библейской истории – эпоха судей, когда евреи жили без государства, но сами они без ностальгии вспоминали это время: «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд.17:6). Отказ от теократии и переход к монархии отражал деградацию народной веры, но вместе с тем был неизбежным.

Потребность закона – в падшей человеческой природе. Это относится и к христианскому государству: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, … Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал.5:13-15). Социальные законы, утверждаемые государством, в этом мире необходимы и неизбежны. Государство – Божье установление для падшего мира. Закон и государственность «даны, по словам Владимира Соловьева, не для того, чтобы устроить рай на земле, но для того, чтобы жизнь на земле не стала адом» [ https://azbyka.ru/dajte-kesaryu-kesarevo-a-bogu-bogovo ]. Государство не может быть устроено полностью на евангельских началах. Т.к. для этого должна быть полная победа над грехом. А это возможно только в Царстве Небесном. Государство исчезнет только в раю, когда упразднится всякое начальство и всякая власть и сила (1Кор.15:24).

Поэтому отношение христиан к государству можно определить как лояльность и возможная интеграция: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк.12:13-17). Перед церковью нет задачи самоизоляции от мира, «иначе надлежало бы вам выйти из мира сего» (1Кор.5:9-10). Наоборот, Церковь проповедует Евангелие в гуще этого мира. Поэтому апостол Павел предлагает социологию интеграции Церкви в языческое на тот момент общество: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога…» (Рим.13:1-7). Более точный перевод фразы: нет власти не под Богом. Греческий предлог выражает здесь идею подчинения. Апостол Павел указывает власти её место служанки Бога (Рим.13:4), хотя власть и в античном мире – на Востоке, и позже в Риме тяготела к самообожествлению. Церковь не стремилась к революционному реформированию общества, она призывала своих чад быть гражданами небесного отечества, сохраняя сложившуюся культуру и социальные устои земного общества. Рабы «должны почитать господ своих…» (1Тим.6:1). «Жена да учится в безмолвии…», как было принято в античном обществе (1Тим.2:11-12).

Но что делать, если власть становится тоталитарной и антихристианской, когда государство ведёт борьбу с Церковью? Апостол Иоанн Богослов писал книгу Откровение в тот момент, когда начались систематические гонения на христиан при императоре Домициане. Антихристианская власть представлена в Апокалипсисе в демонических образах зверя и блудницы – отражение Римской империи и её языческой пропаганды. Но призыва к вооружённой борьбе на страницах Откровения мы не встречаем. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12).

В «Основах социальной концепции РПЦ» говорится, что когда диалог Церкви с властью не удаётся, и власть принуждает верующих нарушать заповеди, Церковь в качестве крайней меры оставляет возможность призыва к «гражданскому неповиновению» (III.5). Это может означать начало репрессий и неизбежного страдания христиан, которые призываются к стойкости в испытаниях, к свидетельству веры. Оружием христиан становится в этот момент «терпение и вера святых» (Откр.13:10).

Участники встречи на Пионерской рассмотрели также основные современные модели церковно-государственных отношений, существующие в сегодняшнем мире. Государственные церкви в Великобритании, Греции, Финляндии, сбор обязательного налога государством в пользу церкви в Германии, Дании, Италии, а также наличие закона Божьего как учебного предмета в европейских школах, проникновение религии в правовую систему в Израиле и исламских странах (шариатские суды) – может свидетельствовать о гораздо большем «сращивании» церкви с государством, чем то, в котором обвиняют Русскую Православную Церковь.

Ссылка на скачивание Миссионерского листка: Церковь и государство: место России в мире. http://mission.blaginform.ru/files/2014/03/mis_016.pdf