Великий пост: что главное?

In Новости by o.Venedikt

13_03_20

О смысле и значении этого особого периода в жизни Церкви рассказывает духовенство Благовещенской епархии.

Время трудиться

Иерей Андрей Букреев, служащий священник храма в честь свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и м. Софии

Поститься и молиться – большой труд. Пост аскетичен и в убранстве храма, и в быту, и в пище. Но молимся молитвами древних отцов, а это очень приближает к их вере, стоянию, подвигу.

Не поститесь просто так, без цели, без перспективы: не ем мяса, не ем рыбы — вот и весь пост. Поститесь перед Богом — просите у него сил справиться с грехом, с которым в обычные дни не можете совладать. Если болеете, просите избавления от болезни. Если у вас какая-то неразрешенная ситуация в семье – молитесь о том, чтобы преодолеть сложности с близкими. Возьмите конкретную нужду, конкретную проблему – и каждый день молитесь именно об этом.

Мы всегда должны делать добро, не обманывать, любить друг друга. А пост — это время, когда мы можем стать чуточку больше христианами, чем были до этого.

андрей букреев

Время добрых дел

Иеромонах Георгий (Исаков), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

— Добрые дела — это очень просто. Когда человек, зная за собой, например, что он грубит или хамит, начнет вести  себя диаметрально противоположным образом — это и будет для него доброе дело. Не надо лезть ввысь, надо просто знать свои слабости и бороться с ними, делая противоположное.

Великий пост — это хорошее начало. Именно в пост есть возможность начать делать что-то, что ты раньше никогда не делал, например, ограничивать себя в пище, участвовать в богослужениях — просто потому, что это подразумевается.

Даже если ты согрешил, что-то нарушил — есть следующий день, с которого ты опять можешь начать бороться со своими грехами и страстями. Только не с понедельника, а со следующего дня. Пост – каждый день.

Отказ от той или иной пищи в посте — сопутствующий момент. В основном, та пища, от которой Церковь рекомендует воздерживаться, содержит много белка и жиров животного происхождения, которые дают организму дополнительную энергию. А если человек молится, предается размышлениям о вечном, лишняя энергия будет ему мешать. Отказ от пищи нужен для того, чтобы обострилось сознание, ум, чтобы душе было легче возноситься к Богу в молитве.

Послабления в посте Церковь предусматривает для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом или тяжелым умственным трудом, для военнослужащих, для сотрудников правоохранительных органов, которые работают вахтовым методом или целые дни проводят на улице, для людей с тяжелыми заболеваниями желудочно-кишечного тракта, для действующих спортсменов, для женщин — беременных или кормящих. Все это решается в индивидуальном порядке: человек может подойти к любому священнику, объяснить ему свою ситуацию, и, я думаю, ни один из батюшек не скажет: «Нет, строго хлеб и вода, а все остальное неси мне».

 иеромонах георгий

Время покаяния

Преосвященный Лукиан, епископ Благовещенский и Тындинский

Накануне Великого поста в храмах за одним из воскресных богослужений читается притча о блудном сыне. Святые отцы называют эту притчу «сердцем Евангелия», потому что она задевает сердце каждого человека. Каждому хочется, чтобы в их жизни был добрый отец. Наш Бог – именно такой любящий и добрый Отец. А все мы – его сыновья и дочери.

Эта притча о любви и милосердии, а именно о Божественной любви и Божественном милосердии. Когда отец отдавал половину своего имения сыну и когда потом встречал и обнимал его, измученного, босого, голодного, это были не просто те чувства, которые знакомы и свойственны всем нам, людям. За ними стояло великое видение старшего, опытного, того, кто прожил и знает больше, чем его сын. Сыну предстоит еще много жить, много раз быть битым и отверженным, но всегда оставаться любимым и прощенным.

То, что называем любовью мы, – зачастую просто мимолетные чувства, на которых не построишь ни жизни, ни отношений друг с другом, ни будущего. Они не приносят пользы, а наоборот разрушают, и люди, которые оказались в их власти, зачастую умирают духовно, ходят по этому свету как живые мертвецы.

Божественная любовь – любовь разумная. Она – о будущем, о завтрашнем дне. Две тысячи лет существует православная Церковь, и две тысячи лет приходят разные люди, принимают крещение, просят благословений. Две тысячи лет Церковь щедро принимает всех, хотя эти же люди, подобно старшему брату из притчи, могут потом роптать на священников, на то, что в Православии все не так, как им хочется.

Все мы нуждаемся в прощении. И Церковь в нем никому не отказывает. Церковь желает только одного: чтобы человек стал лучше, чтобы, уйдя в вечность после этой жизни, не погибла его бессмертная душа. Поэтому двери храма не закрываются ни перед каким человеком, если он приходит к Богу искренне и с покаянием. Такие люди всегда достойны Божественной любви и милосердия.

Мы все из своего небольшого жизненного опыта знаем, что мертвит человеческую душу, что нас делает каменными, безжизненными и неинтересными. Думаю, эти состояния частенько брали верх в жизни каждого человека. Бывает, опускаешься так низко, что только и остается протянуть руку к небу, в надежде получить помощь. И помощь всегда приходит. Такие уроки Бог ниспосылает для нашей же собственной пользы, чтобы у нас было будущее, чтобы мы знали разницу между жизнью с самим собой, в своей греховности и жизнью с Богом и с теми людьми, которые терпят, любят и прощают нас. Поэтому нужно как можно чаще в своем сердце обращаться к Богу простыми искренними словами: «Господи, прости меня! Отец Небесный, я согрешил пред Тобою!»

Я вспоминаю потрясающий случай, который произошел в одном провинциальным городе в Германии. У одних родителей был единственный сын. Они настолько любили его, что так называемой своей любовью испортили, разбаловали настолько, что никаких нравственных законов и норм поведения для этого человека не существовало. И он совершил убийство своей девушки. Его осудили, он долго сидел в тюрьме, за это время сильно раскаялся. Ему было стыдно даже писать своим родителям.

Перед самым своим освобождением, когда он был уже достаточно взрослым, может быть, даже старым человеком, он все-таки написал им одно письмо: «Я буду проезжать на электричке мимо нашей усадьбы. Если вы меня простили, повесьте в окне белый лоскут. Тогда я смогу зайти, упасть на колени и попросить у вас прощения». И когда он проезжал на электричке мимо своего дома, он увидел не только белый лоскут. Он увидел, что весь дом, сад и вся улица были увешены белыми простынями.

Прощение, покаяние — это самое светлое, самое золотое, что есть в жизни каждого человека. Кто не умеет, научитесь. Кто не знает и не испытывал этого, попробуйте. За этим настоящая жизнь и спасение бессмертной души.

0_9c8b2_fdc6588c_XXXLИсточник: газета «Благовещенские епархиальные ведомости», № 3, 2013 г.