В праздник Святого Богоявления епископ Лукиан совершил литургию и великое освящение воды - Благовещенская епархия

Служения

21.01.2016

В праздник Святого Богоявления епископ Лукиан совершил литургию и великое освящение воды

19 января архиерейское богослужение прошло в Благовещенском кафедральном соборе при большом стечении прихожан. Владыке сослужили клирики главного храма Благовещенска. 

— Мы собрались сегодня с тем, чтобы не только почерпнуть святой крещенской воды, но чтобы еще раз засвидетельствовать свою веру в того Бога, Который открыл Себя миру в трех ипостасях — в Отце, Сыне и Святом Духе, — отметил Преосвященный Лукиан в своем слове. — Великое спасение людей свершилось через веру и благодать, которую на землю принес Спаситель мира. Никакими другими заслугами человек не может спастись, как только милостью, любовью и благодатью Господней.

Праздник Крещения Господня также называют Богоявлением в память о чуде, которое произошло во время крещения Спасителя от руки пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. Евангелист Лука пишет об этом так: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3:21-22). Таким образом, в одном событии Бог явил себя в трех ипостасях, как Бог-Троица.

Крещение Господа от Иоанна Предтечи было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после этого явления за Ним последовали Его первые ученики — апостолы Андрей, Петр, Филипп и Нафанаил.  В двух Евангелиях (от Матфея и Луки) также говорится о том, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к проповеди среди людей. Он ничего не ел в эти дни, был искушаем от диавола, но не поддался этим искушениям.

Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Поначалу Крещение и Рождество праздновались как одно событие, и этот праздник назывался как раз Богоявлением. Отголоски единства этих дней можно увидеть в богослужении — например, и у Рождества, и у Крещения есть Навечерие, предшествующий празднику день со строгим постом и особыми традициями.

Отдельно от Рождества Крещение начали отмечать с конца IV века. На Крещение общины крестили новообращенных (оглашенных), поэтому этот день еще называли «днем Просвещения», «праздником Светов» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает его светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды природных источниках.

Сегодня воду на Крещение освящают два раза — 18 января и 19 января. Первая традиция восходит, скорее всего, как раз к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы. Вторая, возможно, связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

Крещение Господне — двунадесятый праздник, относящийся к числу Господских — посвященных Иисусу Христу и событиям его земной жизни. Он имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю.