Епископ Лукиан: «Слово Божие преображает человека!»

In Проповеди by o.Venedikt

1 ноября, в воскресный день, правящий архиерей совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе в сослужении клира. После чтения Евангелия дня (Лк.8:5-15) Преосвященный Лукиан предложил верующим поразмышлять об их отношении к слову Божию, которое они слышат в храмах и читают дома:

— Слово Божие, которое, по слову апостола Павла, острее обоюдоострого меча, доходит до костей, мозга и всех суставов человека. Оно убивает в нем плохие мысли и дарит хорошие настроения.

Кто-то скажет, это слишком идеально, слишком затруднительно, проще надо жить в этом мире. И действительно, у многих недостаточно сил и духа, чтобы заняться чем-то возвышенным, тем, что подарит не обычные, земные впечатления, а что-то более прекрасное. Но разве мы в этом не нуждаемся? Конечно, нуждаемся. И чаще всего восполняем эту нехватку не словом Божием, а обычными словами и добрым отношением наших родных и близких.

Нет такого человека, которому не хотелось бы, чтобы бы его близкий — муж, жена, брат, сестра — сказал бы ему массу добрых и хороших слов или поделился бы с ним хорошей новостью. Конечно, это было бы очень приятно. Мы, будучи земными, ищем эти состояния, хотя они могут быть сиюминутными, кратковременными. Нам хочется их, потому что без этой положительной, светлой, доброй информации, доброго слова, нам не прожить.

При этом всегда хочется чего-то большего, чем слова, звучащие из уст несовершенных людей, для которых ты сегодня хороший, а завтра — плохой. Это не так ценно для нас. Когда мы слушаем кого-то, то заглядываем ему в глаза, оцениваем его внутренний мир: а искренне он это говорит? От души говорит? Осознанно говорит? И нам всегда понятно, когда это искренне, а когда лесть или пустые формальные красивые слова.

И вот на фоне этих состояний, на фоне слов как гром среди ясного неба во все времена в евангельской апостольской исторической Церкви нам звучит слово Божие. И в этом евангельском отрывке, объясняя притчу, Христос очень просто указывает своим ученикам, что слово Бога может раз и навсегда преобразить человека и подарить ему такое состояние, которое он никогда не найдет сам. Это состояние позволит ему нести радость этого слова другим, позволит делиться более важными и сильными, непреходящими вещами.

Это слово может и «засохнуть» — так же, как потихоньку в этом мире «засыхает» человек, умертвляя себя тем, что не собирает в свою душу доброе, позволяя окружающей обстановке выпивать из нее последние соки. Так бывает со стороны злых людей — тех, кто привык пользоваться другими, обижать их, нести зло. Так бывает вообще в духовном мире: ведь наш материальный мир во многом отображает духовный — только извращая его, подчиняя его нашим низменным человеческим укладам. Но именно в этом евангельском отрывке Христос обращается к ученикам, говоря: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного, а остальным — в притчах».

Это не просто так. Люди часто по отношению к слову Божию, к святыням ведут себя как свиньи. Об этом Господь говорит дальше: «Не бросайте жемчуга свиньям — иначе они его затопчут». Поэтому слово Божие дается и доносится прикровенно, посредством особых художественных словесных приемов — чтобы заставить человека задуматься, если у него есть в сердечке тяга к чему-то духовному. более светлому и совершенному, нежели есть в его обыденной, бытовой человеческой жизни.

Но апостолам Господь сказал: «Вам дано знать тайны Царствия Божия». И мы с вами, принадлежа к святой Православной Церкви, являемся частью не просто человеческой организации, история которой насчитывает более двух тысяч лет, но общниками великой тайны, которая открывается для истинно верующих, для тех, кто разумно, от чистого сердца придерживается правил и традиций этой Церкви.

Когда мы говорим о слове Божии, то, конечно, подразумеваем то Священное Писание, которое сегодня распространяется даже в газетных киосках. Оно стало доступным. Оно издано на тысячах языков. Но это Священное Писание появилось именно в нашей Церкви. Мы узнали его из уст святых апостолов.

Некоторые сегодня считают, что читать Писание, кое-как толковать его и понимать его слегка — этого достаточно для спасения, для полноценного участия в тайнах Царства Божия. На самом деле, этого недостаточно. Кто не является общником таинств апостольской Церкви, тот по слову притчи, подобен твердой земле при дороге, зерно с которой склевали птицы, или земле с недостатком влаги, росток с которой быстро увядает, умирает — потому что не подпитывается силой Святого Духа.

Знание Священного Писания может показаться для кого-то легким, не имеющим никакой силы. И это вполне справедливо, потому что такие люди не думают о почве, куда падает это семя, это зерно слова Божия. То, что сегодня среди верующих людей очень много теплохладных — в этом нет ничего удивительного, потому что эти люди, ежедневно смотря на себя в зеркало, никогда не смотрят в собственное сердце и собственную душу. А именно душа всегда стремится в этом мире к чему-то большему, прекрасному и совершенному. Вот этим большим для нас является слово Божие. По сути, Евангелие — это инструкции, оставленные нам Хозяином нашей жизни — и никак нельзя жить по-другому.

Читать Священное Писание равносильно тому, чтобы слушать Самого Бога. Через Священное Писание Бог беседует с нами. И если нам бывает приятно общение с друзьями и близкими, то как полезно послушать Бога, в руках Которого наша судьба, Который есть Правда и Истина!

По окончании утреннего богослужения в храмах Благовещенской епархии совершалась лития о погибших в авиакатастрофе в Египте.