В кафедральном храме Благовещенска прошла просветительская беседа для сотрудниц свечных лавок города

Анна Лиманская Новости

6 сентября трудные вопросы прихожан обсудили со свечницами городских храмов ключарь кафедрального собора иеромонах Венедикт (Калинин) и руководитель миссионерского отдела Виктор Селивановский. Очень часто работница свечной лавки оказывается тем представителем православия, с кем начинает разговор человек, впервые переступивший порог храма. От ее чуткости и мудрого совета во многом зависит успех миссионерской работы, и, отчасти, катехизации, наставления в православной вере. Поэтому сами работницы свечных лавок выразили желание повысить квалификацию и подготовили около двадцати вопросов, касающихся канонических правил общения с инославными, молитвы за некрещеных, пропавших без вести или самоубийц, а также ряд типичных заблуждений и суеверий людей, приходящих в церковь.

В начале просветительской беседы Виктор Селивановский кратко рассказал об истории отделения Римско-Католической церкви от Православия и старообрядческом расколе. В беседе было упомянуто малоизвестное постановление Синода Русской Православной Церкви, действовавшее с 1969 по 1986 гг., согласно которому в исключительных случаях католикам и старообрядцам разрешалось прибегать к таинствам Православной Церкви. Руководитель миссионерского отдела объяснил, что прибывшие в нашу область старообрядческие семьи из Уругвая относятся к беспоповскому толку старообрядчества, в отличие от старообрядческой общины г. Свободного, которая принадлежит «Русской православной Старообрядческой церкви», так называемой «австрийской» Белокриницкой иерархии. В отношении молокан руководитель миссионерского отдела заметил, что уже к концу XIX в. молоканская секта активно поглощалась баптистами. На сегодняшний день в нашей области нет организованных представителей молокан, хотя некоторые пожилые люди по наследию могут ощущать культурную принадлежность к этому течению.

Отец Венедикт ответил на сложные канонические вопросы, касающиеся поминовения живых и усопших, использования православной символики, а также вопросы духовного окормления прихожан. Так, например, Православная Церковь молится о пропавшем без вести как о живом, пока не установлен факт смерти. Вместе с тем существует правило, позволяющее в случае длительного безвестного отсутствия одного из супругов вступать во второй брак (Основы социальной концепции РПЦ, Гл. X. п. 3). Длительность безвестного отсутствия определялась законами Российской империи сроком в 5 лет, а в проекте документа «О церковном браке» предусматривается срок 3 года.

Можно носить чужой нательный крестик. Хотя существует каноническая форма православного креста, декоративные нательные крестики с ювелирными украшениями, либо, наоборот, две крестообразно связанные спички, являются таким же христианским крестом в силу нашего собственного восприятия, нашей веры.

Отец Венедикт объяснил работницам свечных лавок как поступать, если подают записки с не православными именами. Встречаются случаи, когда крещеные в Православие не получили нового православного имени. С другой стороны, тот именослов, который напечатан в православных календарях – лишь малая часть всего списка имен православных святых. Например, Соломон, Кристиан, Елеса, Динара, Эдуард — вполне православные имена, хотя могут вызвать недоумение. Некоторые редкие имена встречаются в «зеленой» Минее издания 2002 г. Наиболее полный список имён христианских святых можно найти у архиепископа Сергия Спасского в книге «Полный месяцеслов Востока» и в шеститомнике иеромонаха Макария из афонского монастыря Симонопетра. Шеститомник был дополнен и переиздан на русском языке под названием «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» Сретенским монастырём в 2011 г.

Многие вопросы, которые обсуждались во время беседы, не имеют однозначного ответа, а решаются священником индивидуально, исходя из конкретной ситуации и жизненных обстоятельств человека.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.