В центре внимания: Фильм об Албазинской иконе Божией Матери (повтор от 17.02.2015) - Благовещенская епархия

Новости

10.06.2015

В центре внимания: Фильм об Албазинской иконе Божией Матери (повтор от 17.02.2015)

2015-06-10 15-52-33 Скриншот экрана

Выпуск программы «Первого областного телеканала» посвящен новому информационно-просветительскому проекту Благовещенской епархии, приуроченному к 350-летию принесения в Приамурья чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Слово плоть бысть». Гость студии — пресс-секретарь Анна Лиманская. Ведущая — Яна Лисовая.

Ведущая: Анна, давайте сразу раскроем все секреты: что это будет за фильм, чему посвящен и когда?

Анна Лиманская: В следующем году исполняется 350 лет с момента принесения Албазинского образа в Амурскую область, и фильм мы готовим именно к этой юбилейной дате. Цель его — напомнить амурчанам, какую замечательную реликвию они имеют у себя, какой святыней мы обладаем — такой, что остальные дальневосточники нам завидуют. У нас есть трудность в том, что все знают Албазинскую икону, но не все знают ее историю, почему этот образ такой почитаемый.

Есть, конечно, книга «Албазинская святыня», к которой можно людей отправить, если они хотят об этом узнать побольше — издание «Амурской ярмарки» 2004 года. Но вот фильма, чтобы люди могли посмотреть и узнать этот большой объем информации за 350 лет в красивой аудиовизуальной, доступной и понятной форме, — нет. Нет фильма, который можно было бы показать детям в школе, чтобы познакомить с нашей историей подрастающее поколение.

Фильм назрел давно, эту идею за последние пять лет высказывали очень многие люди, приходили в епархиальное управление, предлагали: «А давайте сделаем!». Наш владыка, епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан такие идеи всегда благословляет, поощряет, поддерживает и направляет. Но как-то все не было такого, чтобы все срослось, сошлось в одной точке — чтобы были и люди, и данные, и народ хотел, чтобы можно было эту идею во что-то облечь, чтобы  все получилось.

В этом году все, кажется, наконец-то сходится — очень много людей ко мне обратились, что есть такая информация интересная, а давайте, вот это, и  вот это… то  есть, творческая группа более-менее собралась. Есть у нас сторонники из числа православной молодежи, которые могут помочь до людей донести эту идею, рассказать о ней, привлечь сторонников, чтобы проект получился по-настоящему народным, а не только проектом Благовещенской епархии. Сценарий у нас в общей сложности готов — по крайней мере, то, что называется «сюжетная канва», запланированы съемки в этом году в Албазино, в этом году же у нас еще и юбилей Албазина. Дело за малым — найти немножко финансирования на то, чтобы этот проект обрел формы и очертания, провести сами съемки. Ну и сделать фильм — такой, чтобы всем понравился.

Ведущая: Получается, это не чисто епархиальный проект, а действительно народный? Я так понимаю, что  журналисты, которые собрались вокруг этого проекта – это люди не только из Благовещенска?

Анна Лиманская:  Да. Та команда, которая несколько лет назад начинала со мной обсуждать этот фильм, сейчас работает в самых разных издательских домах и компаниях —  некоторые, например, уехали в Санкт-Петербург. Но нас объединяет эта идея, и мы встречаемся, общаемся по интернету. Кто-то предложил свою помощь в разработке сценария, кто-то говорит: «Буду снимать», кто-то обещает сделать компьютерную графику. Обычные люди присылают нам свои истории из жизни, о том, каким образом Албазинская икона отразилась в их жизни, какие чудеса произошли у людей по молитвам перед этой иконой или какие были запомнившиеся вещи, связанные именно с ней.

Ведущая: То есть, в фильме буду  представлены реальные истории, рассказанные от первого лица?

Анна Лиманская: Конечно, мы сейчас собираем эти данные через епархиальные СМИ —  епархиальную газету и епархиальный сайт, обратились к людям с просьбой поделиться такими историями. У нас очень много священников, которые свой путь к служению  начинали именно с того, что молились перед этой иконой, и их желание стать священниками потом исполнилось. Думаю, это достаточно интересно, потому что одно дело — прочитать в книге или газете, и совсем другое – увидеть человека, который может поделиться таким  своим личным опытом.

Еще один момент – у нас сейчас нет такого исторического фильма, который мог бы рассказать, почему  так важна икона, которой 350 лет. А у нас нет в Приамурье реликвии, артефакта, старше, чем эта икона. И если даже просто стоишь рядом  с ней, думаешь: а ведь она видела, как пришли казаки на Амур! Представляешь себя — ты пришел на Амур, тебе надо организовать крепость, а тут темно, тайга, лес, вокруг китайцы бегают, страшно. И единственное, за что ты можешь держаться, учитывая, что нет телевизора и интернета, даже книжек — это вера.

Вот казаки, они пришли 350 лет  назад на Амур, основали крепость, перезимовали. Было очень трудно, воевода посмотрел на моральный дух своих людей и решил: «Так, я вам сейчас батюшку приведу!». За батюшкой он поехал в Иркутскую губернию, и привез иеромонаха Гермогена из Киренского монастыря. Батюшка очень не хотел сюда ехать, но его практически силой привели, и он с собой принес две иконы — Спасителя и Божией Матери Албазинской (тогда она еще не называлась Албазинской, просто была икона «Слово плоть бысть», но  уже тогда, в 1666 году почиталась в Забайкалье как чудотворная).

И вот этот же самый образ, который 350 лет привез монах нашим казакам, нашим героям-первопроходцам, этот самый образ сейчас находится в кафедральном соборе.  У нас нет старше реликвии, нет старше артефакта. И она видела все, что происходило у нас здесь: как Благовещенск рос, как строились в нем церкви, как была революция, гражданская война, как после нее в советское время люди жили. Она же хранилась у нас в областном музее, потом вернулась в храм, потом для нее построили кафедральный собор… Вот если просто даже начать об этом думать, дух захватывает. Одно дело говорить об истории, которая расписана в учебниках, расписывать подвиг Пояркова, Хабарова, Невельского – это слова, нет вещей, на которые можно опереться. Очень мало, что можно показать в свидетельство о том времени —  фотографии, или документы, а здесь именно реликвия. Находясь рядом с ней, можно почувствовать, полюбить эту историю. Тем более, что это не просто какая-то вещь, не горшок глиняный, не доска, не чучело волка, а ощутимый, зримый образ, более того – святыня, икона, перед которой молилось  огромное количество наших предков.

Ведущая: Как удастся эти 350 лет уместить в 20-минутном фильме?

Анна Лиманская: Надеюсь, получится. Есть у нас возможность съездить в Албазино, воспользоваться богатыми архивами их музея, посмотреть исторические здания, место раскопок — ведь сейчас извлечено много археологических находок, например, в прошлом году нашли останки защитников первой Албазинской крепости.

Есть другие места, связанные с Албазинской иконой, но это уже не Амурская область, то, что до революции называлось Приамурьем, включало в себя и Хабаровск, и Биробиджан — возможно, получится съездить туда.

Есть очень много мест в нашем городе, которые связаны с Албазинской иконой и о которых люди не знают. Например, железнодорожный вокзал наш — там  было специальное место, куда икону ставили для молитвенного почитания. Она ведь каждый год путешествовала по всей епархии, обратно возвращалась на поезде, и люди ее встречали. Чтобы можно было встретить икону достойно, на вокзале был специальный постамент — в архивных документах описано, каким бархатом он был обит, какие там были устроены ступеньки под ним.

Основная поездка будет, конечно же, в Албазино, тем более, что там соберется довольно большое количество первых лиц области и города — все-таки юбилей не каждый год случается.

Историческую канву показать, конечно, достаточно сложно, сложно визуализировать ее в доступной форме – будем использовать компьютерною графику, может быть, анимацию, может быть 3D. Сейчас как раз разрабатываем, как это будет выглядеть.

У нас же с историей иконы связаны такие интересные события… В 1900 году в Пекине было боксерское восстание, эти «революционеры» напали на всех русских, которые жили в Китае — сотни людей погибли только за то, что они были православными, вырезали их целыми семьями, и русских, и китайцев. Отголоски этого конфликта добрались до Благовещенска, китайцы начали обстреливать город с того берега Амура. Эта осада у нас хорошо описана в учебниках. Было это в конце июля-начале августа, 115 лет назад — в этом году, получается, тоже юбилей. И чудесным образом, несмотря на то, что они стреляли несколько дней и город был беззащитен, потому что войска отправили в другое место, ни одно здание в городе не пострадало и жертв почти не было. Все время осады в кафедральном соборе, который тогда стоял на набережной Амура, это было деревянное здание, которое сгорело бы при малейшем попадании, все это время у Албазинской иконы не прекращалась молитва. Священники сменяли друг друга, люди приходили и уходили, но молитва не смолкала четырнадцать дней.

Город не пострадал, и вот этот факт чудесного спасения был описан даже в светских газетах и в течении 17 лет до революции ежегодно отмечался. Что самое интересное, китайцы, которые приезжают сюда, потомки участников тех событий, рассказывают, что очень часто их предки на том берегу видели красивую белую Женщину, которая ходила по их берегу во времена военных конфликтов и не пускала их войска в Россию, защищала город. Эти факты в их хрониках описаны и в связи с осадой Албазина, и в связи как раз с этим более-менее современным чудом начала XX века. Эти факты будут показаны в фильме — надо только подумать, как это визуализировать, чтобы это было достойно, чтобы это было понятно.

Ведущая: Где этот фильм можно будет посмотреть? Понятно, что работа пока только начинается, но со временем, сможем ли мы вот так, например, семьей или с друзьями пойти в кинотеатр и посмотреть его? Я думаю, что желающих будет много.

Анна Лиманская: С широким прокатом всегда есть проблемы, потому что это реклама, это спонсоры, плюс тема для прокатчиков не самая интересная. Но у нас есть хороший опыт взаимодействия с общественно-культурным центром. Когда два года назад часть команды, которая сейчас работает над фильмом, сделала документальную картину про Шадринский собор, у нас была премьера в ОКЦ, участвовали в просмотре представители администрации. Вход был свободный, собрался полный зал, смотрели, знакомились с историей своего города, показанной через историю самого красивого его собора.

Поэтому, в любом случае, постараемся показать в муниципальных кинотеатрах там, где это возможно. Ну и естественно, у нас есть DVD, у нас есть возможность в интернете это показать, а пользователей интернета у нас в области достаточно, и те, кто не сможет приехать на премьеру или приобрести диск, смогут посмотреть его в интернете, в хорошем качестве, использовать его на уроках в школах или, например, в библиотеках. Я думаю, что поскольку проект народный, проект для всех, это будет правильно.

Ведущая: Анна, последний вопрос, эфирное время заканчивается. Все это время мы говорили о духовном, теперь о материальном: сколько нужно денег? Может быть, кто-то из наших зрителей захочет помочь в создании этого фильма — я так понимаю, у него нет основного финансирования?

Анна Лиманская: На фильм про Шадринский собор деньги собрали, православная молодежь свои деньги жертвовала, просили родственников и знакомых. На этот раз мы хотим, чтобы у фильма было как можно больше участников и сторонников, попробовать собрать деньги через интернет. Всего нужно 100 тысяч рублей. Это, по предварительным подсчетам, стоимость изготовления фильма, изготовления дисков, реклама.

Собираем через интернет, у проекта есть страничка на сайте «Начинание.ру», и там есть множество способов пожертвовать — можно это сделать, например, со своей банковской карты, со счета своего мобильного телефона. Всего нужно 100 тысяч, но даже 10 рублей, пожертвованных с мобильного – это хорошо. И человек, сделавший это, может рассчитывать, что его имя будет в титрах, спасибо скажем всем, абсолютно за любую сумму.

Ведущая: Анна, спасибо большое, я напомню, что у нас в студии была Анна Лиманская – журналист, который занимается работой над созданием фильма об иконе Албазинской Божией Матери. Оставайтесь всегда в центре внимания. Спасибо.