Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» (XVII в.)
Точное время, место и обстоятельства создания Албазинской иконы неизвестны. По оценкам исследователей, она была написана в начале XVII в. — т.е. ей около 400 лет.
Икона писана темперными (пигментными) красками по левкасу – специальному меловому грунту, нанесенному на деревянную доску. Размер доски — 67,5х73,5, толщина – от 2,2 до 3,1 см.
Иконографический тип – Оранта («Молящаяся»), разновидность – Знáмение. Сюжет иконы — чревоношение Богомладенца.
Первое название Албазинской иконы, «Слово плоть бысть», — цитата из Евангелия от Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14).
«Слово» – это одно из имен Бога Сына, Мессии, Христа. Образ, исторически связанный с рождением Приамурья как русской земли, свидетельствует о самом важном событии в истории человечества – Рождении Творца и Спасителя Мира от Пречистой Девы.
Богомладенец Иисус на иконе в левой руке держит свиток – еще один символ Слова. Правой – благословляет смотрящих на Него людей, ради которых Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2:7).
Албазинская икона – в первую очередь, о Боговоплощении. А еще – о том, что подвиг Божией Матери вознес Ее выше херувимов и серафимов, и о том, что Она – Заступница людей, расстилающая над ними Свой Богоматеринский Покров.
Первое упоминание чудотворного образа связано с именем основателя Усть-Киренского монастыря иеромонаха Ермогена.
Отряд беглого приказчика Никифора Черниговского, в составе которого был «черный поп Ермоген», прибыл в заброшенный Албазинский острог зимой. Это мог быть ноябрь-декабрь 1665 г. или январь 1666 г. С собой старец принес три чтимых иконы – Николая Чудотворца, Спаса Нерукотворного и Божией Матери «Слово плоть бысть». В 17 км от Албазина была основана Спасская пустынь, первый мужской монастырь на Амуре. Икона Божией Матери была перенесена туда, когда все постройки вокруг острога, включая монастырские, были сожжены маньчжурами. По приказу китайского императора, летом его войска должны были уничтожить хлеба русских, чтобы лишить Албазин провианта. Однако маньчжуры не выполнили это указание.
По преданию, они видели на полях Белую Жену на белом коне, которая «шибко топтала, топтала» их ряды, не подпуская сжечь посевы.
В июне маньчжуры осадили Албазин и попытались взять крепость штурмом. Русские понесли большие потери, положение было безнадежным. По настоянию иеромонаха Ермогена, воевода Алексей Толбузин пошел на переговоры и сдал крепость под условием свободного пропуска всех ее обитателей в Нерчинск.
Иеромонах Ермоген вместе с чудотворной Богородичной иконой ушел обратно в основанный им Усть-Киренский монастырь. Историческое описание Киренского монастыря, опубликованное в 1841 г., утверждает, что, покинув Албазин, старец Ермоген оставил Албазинскую икону в Сретенске. Однако это поселение появилось на карте под именем Нижний или Новый острог только в 1689 г.
Из-за этого несовпадения некоторые исследователи предполагают, что какое-то время чудотворный образ мог находиться в Нерчинске – как минимум, до 1734 г., когда в Сретенске появилась церковь. В мае в Шилкинском заводе перед Албазинской иконой Божией Матери служили молебен накануне первого сплава казачьих войск по Амуру.
Об этом в своих записках пишет один из участников сплава, секретарь генерал-губернатора Николая Муравьева Николай Свербеев: «На берегу на поляне стоял небольшой стол, покрытый скатертью, на нем — икона Божьей Матери (из Албазина), которою местный священник благословил нас». 8 июля икона «Слово плоть бысть» была привезена Преосвященным Вениамином (Благонравовым) в Благовещенск и помещена в кафедральном соборе на набережной Амура. Новый архиерей Камчатской, Курильской и Благовещенской епархии одел чтимый образ в серебряную ризу.
Икону епископу Вениамину перед его отбытием в Амурскую область поднесли священник Сретенской церкви Симеон Стуков и казаки забайкальского войска, «чтобы она снова возвратилась в ту местность, откуда угнетение язычников заставило ее более ста лет находиться под защитою здешнего (Сретенского) православного прихода». В мае Благовещенск впервые посетил представитель царской фамилии. Великий князь Алексей Александрович побывал в Благовещенском кафедральном соборе, где приложился к иконам Спасителя и Божией Матери (тогда она еще не называлась Албазинской). Поздравляя бывшего Преосвященного Камчатского Вениамина с 25-летием служения в архиерейском сане, почетные жители Благовещенска и Хабаровска в своем адресе написали следующее: «Залог Вашей любви к , в дарованной Вами в благословение Албазинской иконе Божией Матери, знаменитой по древности по присущей ей благодати Божией, обильно открывающейся в душевных утешениях молящихся пред нею и особенно в получении облегчения и исцеления от многоразличных болезней, составляет для нее многоценное сокровище.
Посему благодарное воспоминание о Вас в Камчатской епархии, особенно в Благовещенске, будет сохраняться во веки верков при теплых сердечных молитвах верующих перед этою святыней».
В июле на Благовещенскую кафедру был назначен новый епископ – Гурий (Буртасовский).
Осенью 1885 г. он положил начало еженедельному чтению акафиста перед чудотворной Албазинской иконой Богоматери. Оно совершалось каждое воскресенье в 16 часов.
Преосвященный Гурий также учредил дату епархиального праздника в честь Албазинской иконы – 9/22 марта. Впервые его отметили в 1886 г., на всенощном бдении архиерей рассказывал благовещенцам о славной истории и чудесах чтимого образа.
По свидетельству архиерея, после установления почитания иконы в Благовещенске и его окрестностях прекратились эпидемии дифтерита и скарлатины.
17 июня перед Албазинской святыней в Благовещенском кафедральном соборе молился последний русский самодержец, тогда еще цесаревич Николай Александрович Романов. Как писали местные газеты, в дар иконе он преподнес «в сафьяновом футляре изящную сребропозлащенную лампаду с эмалевыми разных цветов просветами».
В этом же году в Благовещенске была выпущена брошюра «Албазинская икона Божией Матери» с историческими сведениями о ней. После чудес, явленных по молитвам у Албазинского образа во время поразившей Благовещенск эпидемии язвы, епископ Макарий (Дарский) обратился в Святейший Правительствующий Синод с просьбой утвердить дату праздника в честь иконы и ее название «Албазинская», а также разрешить совершать крестные ходы со святыней – для способствования большей ее славе. Резолюция Синода №2338 от 22 августа 1895 г. официально закрепила дату праздника в честь Албазинской иконы Божией Матери 9/22 марта и ее наименование в общецерковном месяцеслове.
С 15 июля по 2 августа Благовещенск, оставшийся без военного охранения, подвергался обстрелу со стороны Китая. Несмотря на близкое расстояние и жаркую погоду, которая грозила возникновением пожара при попадании снаряда в любое деревянное здание, город практически не пострадал.
Основной и самой удобной мишенью китайцев был кафедральный собор на набережной, в котором пребывала чудотворная Албазинская икона, однако за 19 дней обстрела атакующие ни разу не попали в него.
Как рассказывали сами китайцы, из числа нападавших они видели на берегу Амура красивую Белую Женщину с ребенком на руках и не могли вести прицельный огонь из страха и жалости к Ней.
В память о чудесном событии в Благовещенске был установлен ежегодный общегородской праздник с крестным ходом до Триумфальной арки, молебным пением и парадом войск. Отмечался он 2 августа с 1902 по 1904 гг. Добрую традицию прервало начало Русской-японской войны. По просьбам жителей Зазейского края, которые желали поблагодарить Божию Матерь за заступничество во время нападения китайцев в 1900 г., епископ Никодим (Боков) благословил изнесение чудотворной Албазинской иконы, «драгоценного и священного залога милости Богородицы», в Ивановку, Черемхово и соседние с ними деревни с 14 июня по 1 июля.
Путешествие чтимого образа по селениям было настолько востребовано амурчанами, что сразу стало ежегодным. 3 сентября 1904 г. Святейший Синод утвердил обнесение иконы уже по 93 населенным пунктам.
Святыня отсутствовала в Благовещенске 4,5 месяца. Маршрут ее следования по Приамурью был различен – в один год она объезжала территорию современной Еврейской автономной области, Хабаровского и Уссурийского края, в следующий – все районы Амурской области, включая самые трудодоступные северные селения. Этот путь Албазинская святыня преодолевала на пароходах, поездах и повозках в сопровождении, как минимум, двух священников – одного благовещенского и одного местного.
С 1907 г. по рекомендации епископа Владимира (Благоразумова) в «Благовещенских епархиальных ведомостях» начали печатать маршрут ее следования с датами прибытия святыни в разные населенные пункты.
21 марта епископ Евгений (Бережков) предложил съезду духовенства Благовещенской епархии совершить после праздника Албазинской иконы Божией Матери недельный крестный ход по городу с обнесением всех его районов и посещением всех церквей. Идею архиерея горячо поддержали и священники, и простые верующие.
После первого удачного опыта малое изнесение чудотворного образа тоже решили сделать ежегодным — «для объединения всего православного населения города в чувствах достойного чествования и прославления местной святыни, для собственного его религиозного воодушевления, в память милости Божией Матери к населению города и области, явленной в 1911 г. в факте предотвращения от него страшной болезни чумы».
Традиция прервалась в 1914 г. в связи с началом Первой мировой войны.
В октябре, по просьбам строителей Транссибирской магистрали, завершавшим свой 25-летний труд, Албазинскую икону Божией Матери доставили в Хабаровск. Перед ней, прямо на железнодорожных путях, служили молебен на открытие Амурского моста, последнего объекта Транссиба.
На тот момент этот мост был самым длинным в Европе и одним из самых совершенных. Конструкция его пролета на Всемирной выставке в Париже удостоилась золотой медали – такую же награду получила, например, Эйфелева башня.
В 1920 г. чудо инженерной мысли во время нападения японцев взорвали отступающие русские партизаны. После победы на Дальнем Востоке советской власти «царский» мост долго пытались починить. Сквозное движение по нему вновь открылось 22 марта 1925 г. – в праздник Албазинской иконы Божией Матери. По данным протоиерея Михаила Польского, автора книги «Новые мученики Российские» (1949 г.), в ночь на 12 июля 1924 года неизвестные подожгли Благовещенский кафедральный собор.
До начала пожара из храма были вынесены все ценности – в том числе чудотворный Албазинский образ. Он был перенесен в Пророко-Ильинскую церковь в Забурхановской слободе (сейчас район ул. Забурхановской-Шевченко), которая тогда принадлежала обновленцам.
10 мая Албазинская икона в числе других предметов церковного обихода, изъятых при закрытии Илиинской церкви, передана в Амурский областной краеведческий музей. В 1941 г. хранитель музея Георгий Новиков-Даурский впервые фиксирует внешний вид старинного образа в Книге поступлений: «Икона Албазинская «Слово плоть бысть» в окладе, писана на холсте, наклеенном на дерево, покрыта стеклом и серебряной ризой с камнями (69 и 72 мелких)». 2 апреля с разрешения властей в Благовещенске в здании бывшего римо-католического костела Преображения Господня открылся православный приход. Его настоятель, протоиерей Иоанн Дувалкин, попросил передать общине имущество бывшей Ильинской церкви для совершения богослужений.
Областной музей вернул православным 72 предмета из 73 – всё, кроме чудотворного Албазинского образа, объяснив это тем, что икона «была нарисована 90 лет назад, т.е. когда начинал строиться г. Благовещенск» и потому представляет историческую ценность.
18 сентября настоятель Благовещенской православной церкви, протоиерей Валентин Полищук, снова обратился к властям с просьбой вернуть амурской Церкви ее главную святыню. Под письмом на имя председателя областного совета народных депутатов Анатолия Белоногова подписались 5127 амурчан.
17 ноября 1991 г. Албазинскую икону Божией Матери крестным ходом перенесли из областного музея в храм по ул. Горького. Такое массовое молитвенное шествие по городу с чудотворным образом совершалось также в 1993 и 1994 году – по просьбе губернатора Альберта Кривченко.
8 августа 1992 года Албазинская икона впервые в новейшей истории Приамурья приехала в Албазино – проводить в последний путь защитников старинной крепости.
Проводя раскопки на месте исторического казачьего острога, археолог Александр Артемьев, проводивший раскопки острога, обнаружил в одной из землянок останки 57 человек, в том числе детей. Не дожидаясь окончания работы экспедиции, ученый обратился к епископу Хабаровскому и Благовещенскому Иннокентию с просьбой прислать священника и похоронить найденных албазинцев по православному обряду — в присутствии Албазинской святыни.
В начале июня после многочисленных просьб и пожеланий прихожан, жителей города и области возобновилось еженедельное чтение акафиста перед Албазинской иконой Божией Матери. Служба совершалась по воскресеньям в 18 часов.
С ноября 2011 года, по благословению епископа Лукиана (Куценко), молебен у чудотворного образа служится собором духовенства по пятницам в 7 часов. В год празднования 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия Московского в Приамурье была возрождена традиция больших изнесений Албазинской иконы.
С 25 мая по 9 июня святыня путешествовала на теплоходе от Благовещенска до Николаевска-на-Амуре. В паломнической поездке приняли участие делегаты двух епархий — Благовещенской и Хабаровской, которые до революции составляли одну каноническую территорию.
24 сентября 1999 г. Албазинская икона Божией Матери побывала в Зее по случаю 120-летия города.
С 25 по 29 сентября архиепископ Гавриил (Стеблюченко) совершил паломничество со святыней на Сахалин на военном самолете Дальней Авиации. Визит был приурочен к освящению Воскресенского кафедрального собора. За несколько дней чудотворная икона побывала почти во всех приходах Южно-Сахалинской епархии. В марте, в год 2000-летия Рождества Христова, Албазинская икона несколько дней путешествовала в спецвагоне по БАМу.
После Пасхи образ отправился в Москву. В дороге ее сопровождали священники Благовещенской епархии и несколько паломников. 7 мая святыня была торжественно принесена в Сретенский монастырь.
За неделю пребывания в столице к чтимому образу Божией Матери с Дальнего Востока пришли тысячи православных верующих. Особенно много среди них было беременных женщин.
12 декабря 2000 года, по случаю 350-летия со дня основания Албазинского острога, икона «Слово плоть бысть» вместе с большой группой паломников вновь побывала в Албазино.
В Албазинском храме-часовне, построенном вблизи места захоронения останков защитников крепости, совершалась Божественная литургия, а затем – молебен перед святыней.
В июне в Благовещенске прошел первый Всероссийский фестиваль телевизионных и радиопрограмм «Слово Плоть Бысть», названный по имени Албазинской иконы Божией Матери. Мероприятие организовали по предложению ГТРК «Амур» и при поддержке Благовещенской епархии.
В конкурсе приняли участие 23 региональные и 6 городских телерадиокомпаний России, в том числе – из Архангельска, Барнаула, Иркутска и Уфы. Они представили на суд жюри 29 телевизионных и 46 радиопередач на духовную тематику.
Этот фестиваль проводился потом еще дважды – в 2002 и 2004 гг.
30 июня Албазинская икона в сопровождении архидиакона Елевферия (Скиба) отправилась в Подмосковье, в мастерские художественно-производственного предприятия «Софрино». Чудотворную святыню ожидала реставрация живописного слоя и серебряной ризы. На эти работы верующие Амурской области всего за несколько недель собрали почти полмиллиона рублей.
4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, обновленный образ вернулся в Благовещенский храм по ул. Горького.
В сентябре Албазинская икона впервые побывала на Колыме, в г. Магадан. Амурчане приехали к магаданцам с подарком – мерным списком чудотворного образа в ризе. Такой же список в 2003 г. попросили прислать им прихожане Спасского храма г. Киренска.
12 октября святыню крестным ходом перенесли в новопостроенный Благовещенский кафедральный собор на Релочном, 15. Проводить чудотворный образ на новое место пребывания приехали священники с 11 приходов епархии.
В июле на средства меценатов тиражом 1000 экземпляров издана книга иеромонаха Игнатия (Чигвинцева) «Албазинская святыня» — самый объемный и подробный труд об истории чудотворной иконы, имеющийся на сегодняшний день.
Материал для этой книги священник собирал более 5 лет. 23 июня 2005 года в Благовещенск помолиться перед Албазинской иконой впервые приехали православные китайцы – потомки албазинских казаков, служивших в Пекине.
В июле по благословению архиепископа Гавриила (Стеблюченко), духовенство епархии совершило малый миссионерский сплав с чудотворным образом по Амуру. За три дня Албазинская икона побывала в двух приграничных селах – Поярково и Константиновке.
12 сентября главную дальневосточную святыню пригласили в Читинскую епархию – на освящение новопостроенного Казанского кафедрального собора.
4 ноября, в День народного единства, Албазинская икона возглавила «большой» крестный ход в Благовещенске.
Верующие с молитвой прошли от кафедрального собора по улице Комсомольской до площади Ленина, затем по Ленина до Театральной, по Театральной до Магистральной, по Магистральной до Игнатьевского шоссе, а оттуда – до улицы Мухина, обратно к собору. На четырех остановках крестного хода совершался краткий молебен и читалось Святое Евангелие. Продлилось шествие около четырех часов.
Такой масштабный крестный ход вокруг областной столицы с участием духовенства и мирян епархии проводился также в 2010 г.
Со 2 по 7 сентября Албазинская икона принимала участие в большом миссионерском путешествии по территории Дальнего Востока, организованном при поддержке министерства культуры и архивного дела Амурской области.
В год 65-летнего юбилея окончания Великой Отечественной войны святыня побывала сразу в трех епархиях – Хабаровской, Владивостокской и Южно-Сахалинской.
В июне 2012 года у Благовещенской епархии появилась собственная официальная награда – медаль Албазинской иконы Божией Матери «Слово плоть бысть» трех степеней. Ее проект по представлению епископа Лукиана (Куценко) был утвержден Московской Патриархией.
Медалью с изображением святыни сейчас награждают священников, тружеников храмов и мирян, которые сделали особый вклад в укрепление духовно-нравственных традиций, развитие социального служения Церкви, отличились в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности или активно участвовали в восстановлении святынь, миссионерских, благотворительных и просветительских трудах на епархиальном уровне.
С 17 по 24 сентября Албазинская икона впервые гостила в Биробиджанской епархии – по случаю празднования ее 10-летия.
В течение недели чудотворный образ побывал не только в столице Еврейской автономной области, но и во многих сельских приходах.
14 августа, в разгар наводнения 2013 г. – крупнейшего за последние 115 лет стихийного бедствия, охватившего весь Дальний Восток, — епископ Лукиан совершил облет наиболее пострадавших от затопления районов Амурской области с Албазинским образом.
«Небесный крестный ход» на вертолете сделал три остановки – в Константиновке, Поярково и Архаре. В этих поселениях служились молебны у чудотворного образа.
В марте 2015 года, по предложению епископа Лукиана (Куценко), депутаты Законодательного собрания включили праздник Албазинской иконы Божией Матери в число официальных памятных дат Амурской области.
Они назвали чудотворный образ символом единства всех жителей Приамурья. Отмечается этот праздник также 22 марта.
В 2016 году Амурская область широко отметила 350-летие пребывания на дальневосточной земле Албазинской иконы Божией Матери.
Хабаровский список Албазинской иконы Божией Матери. К. XIX в.
Находится в Успенском кафедральном соборе г. Хабаровска.
Cовременные списки иконы есть в храмах Хабаровска, Биробиджана, Читы, Иркутска, Сретенска, Магадана, Москвы, Южно-Сахалинска, в Пекине, Харбине и Нью-Йорке.
Список Албазинской иконы «Знамение». К. XIX — н. XX в.
Находится в храме Среднебельского Богородичного женского монастыря с. Среднебелая.
Дореволюционные — в Самаре, Ульяновске, в Оренбургской и Уфимской областях.
Владивостокский список Албазинской иконы Божией Матери. К. XIX в.
Хранится в Приморском музее им. В. К. Арсеньева
Литография Албазинской иконы. 1912 г. Одесская типография Е. Фесенко
Печатный список для домашних иконостасов