Святыни: О чем просили Николая Чудотворца амурчане?

In Новости by o.Venedikt

2015-01-25 10-14-59

С 20 декабря по 25 января верующие нашего края и гости Благовещенска могли молитвенно почтить частицу святых мощей небесного покровителя Приамурья. Ковчег с ней по очереди выставлялся в разных храмах амурской столицы: в Благовещенском кафедральном соборе, в Гавриило-Архангельском храме, в храме мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Как отмечают церковные служащие, за месяц к святыне приложились множество людей.

Каждый шел к святым мощам со своей тяготой: кому-то в кризис концы с концами свести все тяжелее, кому-то нужна была помощь в добром деле, кто-то пришел вымолить здоровья себе и близким. Были и те, кто пришел не с просьбой, а с благодарностью:

— Совсем недавно зарегистрировалась как ИП, а законы у нас писаны так, что разобраться сходу в них простому смертному практически невозможно. Декларации умудрилась заполнить не иначе, как с помощью Божьей. Когда совсем уж ничего не понимала, ревела, просила у иконки: «Господи, помоги, ты ведь видишь, какая я дура и ничего в этом не понимаю!», читала акафисты Иисусу Сладчайшему и святителю Николаю Чудотворцу.

В итоге заполнилась эта бумага правильно. Нашелся в храме добрый человек, который хорошо во всем этом разбирается и помог все вовремя отправить — не за деньги, а просто так. В наше время это настоящее чудо. И именно тогда в нашем храме мощи святые гостили — как тут чуду не верить! – рассказывает прихожанка Татьяна.

Многие из тех, кто пришел приложиться к святыне, делали это впервые. Так, совсем еще молодой человек с победоносным именем Георгий делится:

— 10 января только крестился. Теперь в храм стараюсь по выходным ходить. К мощам пришел, потому что бывает трудно выжить, и хочется к кому-то обратиться и поделиться всем, что беспокоит, — говорит мальчик.

А вот Марина уже паломница со стажем. В советском прошлом — пионер и комсомолка. В Бога уверовала перед тем, как стать матерью:

— Я очень худенькая была. Врачи, не таясь, при мне говорили, что у моего ребенка нет никаких шансов родиться: Сильно крупный и придется* вытаскивать его по частям. Тут я и начала Бога просить о помощи. Родила богатыря весом 4 800 сама, без всяких осложнений.

С тех пор Марина по мере возможности старается ездить по святым местам всей России. Была у блаженной Матроны Московской и на могилке у Ксении Петербуржской. Не раз приходилось бывать в самых известных монастырях центральной России. Возможности помолиться у святых мощей Николая Чудотворца совсем рядом, у себя на Родине, а не в далекой Италии, очень обрадовалась.

Ирина в маленькую церковь Благовещенска пришла попросить угодника Божия Николая дать мира земле русской. Причем Русь для нее официальной государственной границей не ограничивается.

— Страшно, новости о событиях Украины смотреть! Страшно, когда люди, еще недавно считавшие себя братьями, друг друга убивают. Нужна помощь нам всем, главное с верой о помощи просить, — говорит Ирина со слезами на глазах.

Молодая прихожанка Елена пришла к святителю Николаю за духовной помощью:

— Есть вещи, которые человек не может сам в себе исправить – об этом и нужно просить, — убеждена девушка.

Как она рассказывает, крестили ее еще в семилетнем возрасте, но в храм не водили, хотя воспитывали в соответствии с основными христианскими ценностями. Переворот в сознании произошел в семнадцать лет, когда в руки попала книга «Иоанн Крондштатский. Краткое житие. Случаи из жизни».

— С книгой этой чудесная история связана. Мама, случайно заглянувшая в книжный магазин, увидела ее среди литературы о магии. В кармане у нее было только пятнадцать рублей — именно столько стоила эта брошюрка. Так она и оказалась у нас дома, — вспоминает Елена.

Впервые у святых мощей она побывала в 2005 году, когда рака с нетленными останками святителя Иннокентий Иркутского путешествовала по Дальнему Востоку и почти сутки провела в Благовещенском кафедральном соборе. Впечатление было настолько сильным, что Елена с тех пор старается не упускать возможности приложиться к святыням. В столице Амурской области их сейчас достаточно много. Многие из них, как, например, часть святых мощей преподобного Сергия Радонежского, для Дальнего Востока уникальны.


Факты о почитании святых в Православной Церкви

1. Святость – цель жизни каждого христианина. Путь к этой цели — Церковь.

«Будьте святы, потому что я свят», — призывает Бог всех верующих в Него в Книге Левит (Лев. 11:45). «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас», — напоминает христианам апостол Петр в своем соборном послании (1Пет. 2:9).

Святость – это не доброта, праведность или благочестие, приобретение этих качеств – лишь часть пути к святости. Святыми называются люди, которые открыли свое сердце для Бога и очистили его настолько, что стали сосудами благодати Святого Духа.

Такого освящения, обожения человек достигает, участвуя в церковных таинствах. В его теле начинают действовать те Божественные энергии, которые были присущи земному телу вочеловечившегося Бога – Господа Иисуса Христа. Вне Церкви, вне христианства истинная святость недостижима.

Миссия Церкви – вести людей к святости. История Церкви – прежде всего, история ее святых, подвижников, которые уже при жизни сделались «земными ангелами и человеками небесными». Их пример – неиссякаемый источник вдохновения для всех, кто трудится и совершает свой путь спасения в наши дни.

2. Христиане почитают святых, но поклоняются и служат одному Богу.

В VII-VIII веках, когда в Церкви велась дискуссия о допустимости иконопочитания, преподобный Иоанн Дамаскин подробно объяснил разницу между почитанием (греч. проскинесис) и поклонением (латриа). Почитание можно воздавать всему, что так или иначе Богу причастно – святым как носителям Божественной благодати, их обоженной плоти (мощам), иконам, Кресту, священным сосудам. Чтобы соблюсти Божественный закон, христиане также обязаны почитать родителей, гражданскую власть и других людей, каждый из которых являет собой образ Божий.

Поклонение в Церкви воздается только Богу. Службы, совершаемые святым, молитвенные обращения к ним – возможность для христиан попросить заступничества у тех своих братьев по вере, которые уже достигли совершенства, стали полноправными гражданами Царства Небесного. Мы просим молитв святых точно так же, как просим молитв наших друзей, близких, духовных наставников, когда попадаем в трудную жизненную ситуацию, потому что верим, что их предстательство за нас будет Богом услышано и принято.

Почитание святых выражается в Церкви не только во внешних обрядах (например, в целовании и украшении их икон и возжигании свеч перед ними), но, прежде всего, во вдумчивом изучении их житий и творений, следовании их при-меру и поучениям.

3. Особенность Новозаветной Церкви – почитание святых мощей.

В Ветхом Завете тело умершего, даже если он был праведником, считалось нечистым (Числ. 19:11). Но Боговоплощение Господа Иисуса Христа, Который воспринял человеческую природу во всей ее полноте, освятило и человеческое тело. Это не просто физическая оболочка, но храм Святого Духа (1Кор. 6:19).

Связь души с телом таинственно сохраняется и после смерти человека, поэтому к телам христиан, живших праведной жизнью или принявших мученическую смерть за веру, относятся с особым благоговением и почтением. Еще в ранние времена в Церкви родилась традиция строить храмы и совершать Божественную литургию на гробницах мучеников и усопших праведников. Сегодня мощи святых полагаются в основание престолов и в антиминсы, частички обоженной плоти и целые тела прославленных Богом угодников с почетом хранятся в храмах и монастырях.

Греческий и латинский варианты слова «мощи» связаны с глаголом «оставляю». Под мощами в Церкви понимают не только тело святого, но и все, что соприкасалось с ним в земной жизни – например, одежду, личные вещи. С этим связана традиция чествования Честного Пояса Пресвятой Богодицы или вериг (оков) святого апостола Петра.

Почитание святых мощей находит твердое основание в том, Сам Бог благоволил прославить их бесчисленными чудесами, которые начались уже в ветхозаветное время – прикосновение к костям святого пророка Елисея воскресило умершего (4Цар.13:21). Книга Деяний свидетельствует о том, что больные и одержимые нечистыми духами исцелялись от платков и опоясаний   апостола Павла (Деян.19:12). Упоминания о чудесах от останков святых можно найти в сочинениях многих святых отцов первых веков христианства: у святителей Григория Богослова, Амвросия Медиоланского, Иоанна Златоуста, преподобного Ефрема Сирина, блаженного Августина и других. Эти знамения не прекращаются и поныне.