Святитель Иннокентий (Вениаминов): служение, характер, поучения

In Статьи by Анна Лиманская

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Святитель Иннокентий (Вениаминов, 1797 – 1879), митрополит Московский, апостол Америки и Сибири, основатель Благовещенска, был причислен к лику святых в 1977 году, память 6 октября (день прославления) и 13 апреля (день кончины).

Святитель Иннокентий родился в иркутском селе Ангинское, в семье псаломщика. Иван (имя до принятия монашества) рано потерял отца и был отдан на учёбу в Иркутскую семинарию. После женитьбы рукоположен в дьякона, а в 1821 году – в священника Благовещенской церкви Иркутска.

Когда Иркутская епархия получила разнарядку отправить одного миссионера на остров Уналашку к алеутам, желающих не нашлось. Иоанн Вениаминов тоже встретил эту новость без энтузиазма. Однако слова заезжего жителя Уналашки об усердии алеутов к молитве и слышанию Слова Божьего произвели в нём неожиданный переворот, он «загорелся желанием ехать к таким людям», несмотря на слёзы жены, тёщи и матери.

Уналашка (1824 – 1834)

Остров Уналашка встретил святителя полуразрушенной часовней – наследием Кадьякской миссии конца XVIII века, в составе которой был его великий предшественник — преподобный Герман Аляскинский. Святитель Иннокентий построил храм, попутно обучая алеутов плотницкому и кузнечному делу. Это стало первым шагом, расположившим к нему аборигенов.

Изучив алеутский язык, святитель построил церковно-приходскую школу, где сам учительствовал. Переводы Священного Писания и катехизиса на алеутский стимулировали стремление
населения к грамотности, на многих островах более половины жителей умели читать.

Под влиянием проповеди святителя со временем все 2000 алеутов, разбросанные примерно по 60-ти островам архипелага, приняли Крещение. Многие отказались от табака, резко сократилось число незаконнорожденных детей, на 20% увеличился прирост населения.

Миссионерский труд святителя «Указание пути в Царство небесное» на алеутско-лисьевском языке (1833) оказался столь удачным, что в последующие годы был переведён на 62 языка, выдержав 50 изданий.

Святитель Иннокентий создал на основе кириллицы письменность алеутов, которая была утрачена с продажей Аляски США.

Семья святителя выросла до шести детей. В семейном кругу Иннокентий любил мастерить с детьми механические органчики, своими руками сделал всю домашнюю мебель и утварь, включая стенные часы.

Ситка (Новоархангельск, 1834 – 1853)

Индейское племя колошей (тлингитов) заметно отличалось от алеутов своей враждебностью к русским. Прибытие святителя в Ситку совпало с эпидемией оспы, которая выкосила половину колошенского населения, но русских не трогала. Заклинания шаманов не помогали, а прививки помогали. Это заставило колошей задуматься. Несмотря на запреты шаманов, колоши принимали антиоспенные прививки из рук Иннокентия, а потом и сами научились их делать. Это остановило эпидемию. Святитель стал желанным гостем в домах колошей и мог беспрепятственно проповедовать.

В 1841 году в Ситке было создано Новоархангельское духовное училище, преобразованное позже в семинарию. К этому времени святитель крестил в российско-американских поселениях уже более 10 тысяч человек.

В Ситке святитель Иннокентий построил собор Архангела Михаила и собственноручно собрал часы для его колокольни.

В 1840 году в Петербурге святитель находился по делам открытия миссии и печати церковных книг на алеутском языке. Здесь его застало известие о смерти жены. Уговоры митрополита Московского Филарета и других иерархов принять монашество он воспринял как указание промысла Божьего. Получив гарантию обеспечения и воспитания своих шестерых детей, святитель отправился в новооткрытую Камчатскую епархию архиереем, постриженным в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского.

Якутск (1853 – 1862)

Ввиду миссионерских успехов Камчатской епархии, в 1852 году к ней была присоединена Якутия. Её тогдашнее 200-тысячное население в десять раз превосходило всю камчатскую и алеутскую паству. Поэтому Иннокентий перенёс епископскую кафедру в Якутск. В 1855 году здесь был создан комитет по переводу церковной литературы на якутский язык.

1 августа (н. ст.) 1859 года в Троицком соборе Якутска впервые прозвучала служба на якутском языке. Евангелие читал сам Иннокентий. Якутские старейшины просили сделать этот день навсегда праздничным, поскольку «они в первый раз услышали Божественное слово в храме на своём родном языке».

Благовещенcк (1862 – 1868)

В 50-е годы XIX века Россия стремилась защитить свои дальневосточные рубежи от англичан. Политическая ситуация делала Россию союзницей Китая. В 1849 году экспедиция Г. И. Невельского доказала судоходность устья Амура, что придало реке стратегическое значение.

Святитель отправился в свой первый сплав по Амуру в 1856 году, изучая левый берег и присматривая удобные места для поселений. Итогом стало его исследование «Нечто об Амуре», в котором святитель доказывал государственную необходимость освоения Амура, а также создания тяжёлого тихоокеанского флота.

Низина близ устья Зеи показалась святителю местом, пригодным для поселения, и возможным центром речного судоходства. В 1856 году здесь был основан Усть-Зейский казачий пост, куда в 1857 году владыка Иннокентий направил священника-миссионера Александра Сизого. Семья священника стала первой семьёй будущего города.

21 мая (н. ст.) 1858 года святитель заложил здесь Благовещенскую церковь в память о первом месте своей службы в иркутской Благовещенской церкви. Название Благовещенску дал генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев в честь первой церкви нового города.

28 мая 1858 года святитель Иннокентий торжественной речью встретил в Благовещенске Н. Н. Муравьёва после подписания в китайском Айгуне договора о передаче левого берега Амура России.

В 1862 святитель перенёс епископскую кафедру Камчатской епархии в Благовещенск, здесь открывается духовное училище (с 1871 года – семинария). В своих ежегодных путешествиях по Амуру святитель закладывает новые церкви, часто собственноручно изготовляя для них деревянные престолы по своей любви к плотницкому делу.

За 17 лет в Амурской области появились 30 храмов, несколько школ и две миссии. В 1857 году сын Иннокентия, протоиерей Гавриил крестил 154 гольда, у гольдов была построена церковь и школа. Всего на 1865 год в Камчатской епархии постоянно действовали 11 миссий у разных народностей.

Моcква (1868 — 1879)

В 1868 году после смерти святителя Филарета Синод назначает Иннокентия митрополитом Московским. Он вступает на московскую кафедру в возрасте 71-го года, почти ослепшим от катаракты. На новом посту
святитель решает вопросы социального обеспечения: строит богадельни, ремесленное училище для обучения детей бедного духовенства, учреждает пенсии для престарелых священнослужителей.

В Духовной Академии святитель вводит курс естественных наук для защиты веры от растущего светского безбожия.

В 1870 году святитель создаёт Православное Миссионерское общество и призывает епархиальных архиереев присылать способных молодых людей в Покровский монастырь в Москве для обучения на миссионера. В течение трёх лет была удовлетворена потребность в кадрах для всех миссий.

Путешествия

В начале своего миссионерского пути святитель пересекал проливы между Алеутскими островами на узком челне из тюленьей кожи, в котором приходилось подолгу держать вытянутые ноги плотно прижатыми друг к другу. На континенте его транспортом часто становились собачьи упряжки.

«Повозочку, в которой я ехал, очень можно назвать гробом, только… внутри она обита медвежиной… Очень часто случалось ехать по таким узким и глубоким дорогам, пробитым в снегах, что дорога представлялась длинною могилою», — вспоминал святитель. Бутылку с питьевой водой приходилось держать под тулупом, чтобы не замёрзла, питаться, в основном, хлебом и юколкой (сушёной рыбой).

В 1860 году он получил рожистое воспаление на голове от переохлаждения на пути из Якутска в Иркутск.

Про морскую болезнь и прочие превратности морских путешествий по словам святителя «неприятно рассказывать даже в тёплой гостинице за чаем». Из воспоминаний старшей дочери Екатерины, сопровождавшей отца в 28-дневном путешествии к острову Еловый на Аляске, мы узнаём подробности подобных плаваний. Когда кончилась питьевая вода, её выжимали из парусов, от сухарей осталась одна пыль, варёную в морской воде солонину раздавали пассажирам мелкими кусочками. Одномачтовое судёнышко захлестывали волны, святитель молился об избавлении Герману Аляскинскому, похороненному на Еловом острове. Когда буря улеглась, корабль встал на рейде Елового острова, и измождённым путникам доставили воду и провиант.

Владыка Иннокентий неплохо знал навигацию и иногда мог давать советы капитану. В последние годы жизни в Благовещенске, путешествуя по Амуру, он сам управлял архиерейским катером.

Маршруты путешествий святителя Иннокентия

  • 1824 – 1838 – Алеутские острова.
  • 1829 – Нушегак на Аляске.
  • 1838 – Поездка из Ситки в Петербург на кругосветном корабле через о. Таити и мыс Горн. Святителю требовалось разрешение на печать своих переводов церковных книг на алеутский язык. Пока решался вопрос, в 1839 году святитель побывал в Москве, где собирал деньги на американскую миссию. Здесь он познакомился со святителем Филаретом (Дроздовым), впоследствии своим другом и покровителем.
  • 1842 – Первая поездка по Камчатской епархии в качестве правящего архиерея. От Петропавловска святитель преодолел более 5000 километров на собачьих упряжках. Путешествие длилось 16 месяцев. В селениях камчадалов он служил обедни, крестил язычников, проверял школы. В селе Лесном святитель встретился с родным братом Стефаном, священником, женатым на алеутке. На пути в Дранкинский острожек рядом с Беринговым проливом святителя, нарты и собак спускали на верёвках с обрыва.
  • 1846 – Аян и Удский край. Возвращение в Ситку.
  • 1850 – Путешествие по епархии вокруг Охотского моря. В 1852 году святитель переезжает на постоянное жительство в порт Аян. Он закладывает церковь в новом поселении – Николаевске-на-Амуре, куда направляет на службу своего сына священника Гавриила.

Крымская война (1853-1856)

  • 1854 – Путешествие по Якутской области. Святитель получает известие о блестящем отражении англо-французского десанта защитниками Петропавловска. Успех был во многом обеспечен заблаговременным подвозом вооружений и войск во время первого сплава русских по Амуру под командой графа Н. Н. Муравьёва.
  • 1855 – Аян. Английская эскадра разоряет порт Аян. Жители заблаговременно уходят в лес. Святитель приезжает в разоренный город, куда неожиданно возвращается английский фрегат. Англичане пытаются арестовать святителя во время молитвы в пустом соборе, но он убеждает их не обременять себя лишними расходами на бесполезного пожилого пленника, а заодно отпустить захваченного в плен русского священника Василия Махова.
  • 1856 – Амур. По указу Святейшего Синода Иннокентий в сопровождении духовенства с семьями совершает путешествие до устья реки. Путешествие длилось около года. На пути из Николаевска в Якутск на реке Мае повозка святителя угодила в полынью, он находился в воде около минуты.
  • 1857 – Поездка по Якутии и Аляске. Санкт-Петербург. Присутствие в Святейшем Правительствующем Синоде.
  • 1858 – Амур. Путешествие началось из Сретенска в компании с графом Н. Н. Муравьёвым. Основание Благовещенска. Заключение Айгунского договора с Китаем. Иннокентий освятил четыре новых церкви
    на Амуре. Аян. Якутск.
  • 1860 – Третья поездка по Амуру. В Николаевске Иннокентий проводит зиму со святителем Николаем Японским, который ждёт начала навигации для поездки в Японию. Иннокентий дарит святителю Николаю бархатную рясу собственноручной выкройки и свой наградной крест за участие в Крымской войне: «Хоть и не совсем по форме, да всё-таки крест, а без него являться к японцам не годится».
  • 1861 – Николаевск. Благовещенск. Николаевск. Кораблекрушение в Татарском проливе на пути из Николаевска на Камчатку. Судно было разбито и выброшено на мель сильной бурей. Угроза гибели была столь велика, что святитель читал в каюте отходную по себе. На другом корабле он продолжил путь на Камчатку через Японию. В Хакодате Иннокентий вновь встречается с Николаем Японским. Застав того за чтением французской книги, рекомендует лучше заняться изучением японского языка. Петропавловск. Третье путешествие по Камчатке. Путешествие закончилось весной 1862 года в Якутске.
  • 1864 – 1867 – Ежегодные путешествия вниз по Амуру на архиерейском катере. В 1867 году святитель посетил приморские порты.
  • 1868 – 1879 – Москва.

Характер

Святитель обладал спокойным добродушным характером, в котором отсутствовали авторитарные черты.

Современники отмечают скромность святителя в быту и в отношении к людям.

Дочери-монахине Поликсении он пишетчто не правомочен давать советы в монастырской жизни, поскольку никогда не жил ей сам. Эту же мысль он повторяет с высоты митрополичьего сана учащимся
духовной академии Троице-Сергиевой лавры: «…хотя я более четверти века ношу звание инока, но готов учиться иночеству даже у последнего из братии, а потому считаю излишним преподавать наставления о жизни иноческой…».

В Камчатской епархии у него не было канцелярии, он собственноручно копировал бумаги и регистрировал письма, а штатное жалование письмоводителя раздавал в качестве поощрений.

Он не любил кляузников и сам не любил жаловаться: «Пятнадцатилетний опыт научил меня, что жалобы, как бы они ни были справедливы, ни к чему не ведут… Самое лучшее — терпеть».

С принятием митрополичьего сана Иннокентий ничуть не изменился: «Свиты у митрополита почти нет; его сопровождают: отец протоиерей Гавриил, сын владыки, семилетний внук владыки и послушник».

Святитель любил шутку и остроумие, искренне смеялся, никем не стесняясь. Церковному чиновнику, который вымогал у него взятку за аудиенцию у петербургского начальства, он заявил, что прибыл из Америки и как «дикарь» может явиться к начальству без представления, а взяточника оштрафуют.

Он был высокого роста, полный, но энергичный по привычке к деятельной жизни. Ложился спать в десять вечера и просыпался в четыре утра. Ежедневно бывал на литургии. С девяти утра до трёх дня и с шести до десяти вечера шёл приём посетителей. После обеда он часто занимался любимым рукоделием: пилил или строгал в небольшой столярне при архиерейском доме.

В пожилые годы святитель опасался за своё слабеющее зрение – наследственный недуг, поэтому читал немного, лишь наиболее выдающиеся произведения духовной и светской литературы, имел склонность больше к прикладным, а не абстрактно-теоретическим знаниям. Свои практические наблюдения как этнографа, метеоролога и географа святитель суммировал в трёхтомном сборнике «Записки об островах Уналашкинского отдела» (1840). Этот труд получил высокую оценку учёных и актуален до сегодняшнего дня.

В 1868 году Иннокентий был избран почётным членом Русского Географического общества и Московского университета.

При духовном сане и миссионерском призвании владыка выступал одновременно как государственный деятель, его труды полны мыслей об экономическом обустройстве переселенцев и укреплении России на дальневосточных рубежах.

Поучения

  • Несение креста. «Кресты, встречающиеся нам в жизни, никогда не бывают беспрерывны, но перемежаются. Всякий крест, перенесенный с кротостью и преданностью воле Божией, ведет за собою внутреннее утешение, соразмерное тяжести креста и расположения души несущего».
  • Простить. «Что значить простить? Простить – значит никогда не мстить, ни тайно, ни явно; никогда не вспоминать; совершенно оставить; совсем забыть…».
  • Чаще причащайтесь. «Прежние христиане каждый праздник, каждое воскресение приобщались Святых Тайн, и потому-то они и были истинными христианами. Так вы, братия, не лишайте сами себя такого сокровища, как можно чаще питайте свою душу хлебом небесным, утоляйте жажду души вашей сим источником безсмертия…».
  • Пост. «Были примеры, что даже монахи, как например, святый Иоанн Лествичник употреблял во всякое время всякую пищу и даже мясо. Но сколько? Столько, чтобы быть только живу, и это не мешало ему достойно причащаться Святых Тайн…».
  • Смирение. «… считать себя ниже всех. И потому не сметь никого осуждать, ни на кого не сердиться, никогда не считать себя невиновною или правою; словом сказать – считать себя землею и пеплом, по которым не возбраняется ходить никому. Имея таковое смирение, послушание придет уже само собою».
  • Земное и небесное. «Всё на свете пыль, прах, дым и тень; всё, даже и самое высокое просвещение, всё для человека пустое, всё только лишь раздражает сердце человека, но не насыщает его; только Царствие небесное может удовольствовать человека так, что он во веки веков не пожелает себе большего … Как счастливы… те люди, которые получили Царствие небесное! … Они живучи на земле, были как в раю».

Источник: газета «Благовещение», №5, 2015 год (PDF)