Слово о Кресте произнес правящий архиерей за литургией Крестовоздвижения - Благовещенская епархия

Служения

28.09.2015

Слово о Кресте произнес правящий архиерей за литургией Крестовоздвижения

27 сентября епископ Лукиан совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе в сослужении клира. После чтения Евангелия дня (Ин. 19) о крестных страданиях Бога Сына архипастырь напомнил верующим о том, что жизненный путь христианина начинается и заканчивается крестом:

— Из истории мы знаем, как много было проявлений Божественной силы тем, кто крестил свою грудь, кто смело проповедовал распятого Христа, кто не боялся подражать распятому на Кресте Спасителю мира, но с большой смелостью, самоотверженностью и самоотдачей проявлял силу духовную, жертвовал собой ради других, но во благо своей собственной души. Потому что именно душа — самое большое сокровище в нашей человеческой жизни. Нет большего сокровища.

Ради этой бессмертной души в этот мир пришел Христос и был пропят на Кресте, распахнул руки, чтобы обнять ими мир и каждому — и простому, и сложному, и лукавому, и злочестивому — указать на то, что в очах Божиих дорого и необходимо всем людям. Порядочность, любовь, доброта. Нет любви и доброты — мы становимся хуже демонов. Поэтому так важно, чтобы у каждого в душе был Бог, а на груди — крест, знак проявления великой Божественной Правды и Любви и Жертвы, которая совершилась нашего ради спасения. И когда мы по жизни забываем об этом, погружаясь в тину бытовых проблем, именно Крест нам напоминает о правде, о том, какими мы должны быть.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — праздник, который Православная Церковь отмечает 27 сентября (14 сентября по старому стилю).

В этот день верующие вспоминают два события — первое чудесное обретение Креста, на котором распяли Иисуса Христа в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы и возвращение Креста из Персии, где он находился в плену, в VII веке.

Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, есть  у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита. В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню — Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и дощечку с надписью, которая была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов — тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из персидского плена. В 614 году персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Сейчас самая крупная из сохранившихся частей Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме. Маленькая его часть выставлена для почитания в Благовещенском кафедральном соборе г. Благовещенска.