Радость прощения: как провести масленичную неделю по-христиански

In Новости by Василина Добрецкая

Неделя, предваряющая Великий пост посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая Масленицы.

Общение с родственниками и друзьями за праздничным столом никому не повредит: есть возможность встретиться, постараться понять другого, с кем-то примириться, чтобы вступить в пост с чистой душой и чистой совестью. Застолье, блины – это ведь тоже неспроста! Смысл масленицы, конечно, не в разгульных гуляниях и бесчинствах. Это – очевидно, и для христианина не требует ни объяснений, ни скучных обличений. Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за стол? Когда мы вместе сидим за столом, поём песни, во что-то играем, и просто слушаем друг друга – это работает на созидание и учит нас любить.

Масленица – это замечательная неделя. Каждый христианин должен сам для себя решить, насколько он может участвовать в масленичных увеселениях, нужны ли они для его духовной жизни. Еще это время, когда родителям предоставляется замечательная возможность подарить детям радость праздника. Праздник на улице – это вообще прекрасная возможность выйти из своих квартир, познакомиться, наконец, со своими соседями, ощутить себя членом большой человеческой семьи.

Масленица так называется потому, что в этот период времени по уставу Церкви уже не вкушается мясо, но разрешается вкушение сливочного масла, а также молочных продуктов и рыбы. На церковном языке эта неделя называется сырной — это есть неделя перед Великим постом. Прощаясь на семь недель со скоромной пищей, люди в эту неделю питаются молочными продуктами, яйцами, рыбой – и, разумеется, самым удобным блюдом здесь являются блины, которые не несут в себе никакого религиозного символа.

Языческие ритуалы сжигания чучела масленицы и лазания на столб – это явление псевдоцерковной, суеверной жизни, что для православных христиан совершенно недопустимо.

Могут ли эти ритуалы нанести психологический вред ребенку?

«Что такое символическое сжигание Масленицы? Языческое действо еще из дохристианских времен. Тогда люди считали, что они, сжигая, прогоняют. К нашему времени это никакого отношения не имеет — с духовной точки зрения потому, что у нас есть Благовестие. Все языческое было настолько давно, что утратило смысл. Сжигание Масленицы стоит в одном ряду и с другими языческими обрядами. Сейчас никто не закапывает вместе с умершим его жен, детей, коня… Все это давно ушло из нашей жизни. И потому, понятное дело, сжигая чучело, мы ничего этого ребенку не рассказываем. Тут есть ряд и других моментов. Если дети-дошкольники делали Масленицу своими руками, раскрашивали, украшали, а потом видят, как ее сжигают — это может быть для них сильным стрессом. У детей этого возраста «мистическое» мышление, они все одушевляют. И получается, что они сжигают одушевленное существо… Зрелище, явно не полезное для детской психики. Для школьников вообще эта акция — бессмысленное действо на грани хулиганства, сродни поджиганию мусорных бачков и скамеек. Дохристианские времена прошли. Символический смысл сжигания чучела утерян. Остался нехороший, дурной фольклор, совсем не нужный человеку, живущему в христианскую эпоху». (Екатерина Бурмистрова, семейный психолог).

«Мне странно слышать, когда сжигание Масленицы приравнивают, скажем, к традиции поедания блинов. В том, как мы едим блины, нет никакого языческого обряда. Ведь мы печем их не потому что это — символ солнца, а потому что это хорошая благочестивая русская традиция, вполне соответствующая Масленой неделе. А сжигание чучела Масленицы — это совершенно конкретный ритуал, в котором никакого утилитарного смысла, вроде того, что можно наесться перед постом, нет, а есть только языческие корни. Поэтому я категорически против того, чтобы христиане участвовали в этом языческом обряде. Как ни называй его — «Проводы зимы», «Сжигание зимы», — все равно это будет языческий обряд. Я обычно не отказываюсь, когда меня приглашают на Масленичные гуляния, только узнав, что там Масленицу сжигать не планируют. Понятно, что психологически языческие обряды оказывают вред ребенку. Но он ничтожен по сравнению с духовным вредом. Говорить о психологическом вреде, физическом вреде в данном случае — что говорить, скажем, о психологическом вреде спиритизма…» (Протоиерей Максим Первозванский).

Как же тогда можно провести масленицу?

Развлечения — это не всегда что-то греховное, неправильное, нехорошее. Можно проводить культурные мероприятия, творческие вечера православного содержания, если речь идет о том, чтобы уйти от грубых развлечений и увеселений и постепенно через душевное прийти к духовному.

Вполне уместно, например, организовать на площади народный семейный праздник, с проведением детских конкурсов, игр, спортивных эстафет и соревнований, где люди с семьями  могли бы послушать народные и казачьи песни, поучаствовать в играх и забавах. Устроить угощение традиционными русскими блинами с душистым мёдом и горячим ароматным чаем из настоящих самоваров, а также солдатской каши из полевой кухни. Организовать для детей катание на лошадях и экскурсию на колокольню храма, где они смогут при помощи звонаря позвонить в колокола.

Такое празднование Масленицы, где самой большой благодарностью станут счастливые детские лица и радостный детский смех, люди обязательно полюбят и будут ждать с нетерпением.

Материал подготовлен пресс-службой прихода Рождества Христова поселка Прогресса.