Происхождение человека и христианский подход к этому вопросу обсудили в молодежном центре епархии на Пионерской

In Новости by X-admin

27 апреля на очередной апологетической встрече прозвучали четыре доклада о происхождении человека. Руководитель миссионерского отдела Виктор Селивановский рассказал о богословских основах этого вопроса. Сотрудник палеонтологического музея Ирина Ермацанс посвятила свое выступление теме научного представления об антропогенезе. Преподаватель БГПУ Владимир Марченко поделился данными лингвистики о возрасте человеческой речи, которая, по словам Н. Хомского, сформировалась около 35-40 тысяч лет. Священник кафедрального собора иерей Алексий Мелихов в своем докладе рассказал о сектантских корнях «научного креационизма», довольно узкого и сомнительного направления христианской апологетики.

Сопоставление возраста человека по данным науки и Библии представляет особый интерес в связи с конкретными данными Священного Писания. Упоминания родословных в Быт.5; 1Пар.3; Мф.1 и других местах библейского текста позволяют вычислить возраст Адама. Некоторые святые отцы занимались этими вычислениями, их результаты хотя и разнятся, но находятся в диапазоне от 4 до 5,5 тыс. лет до Р.Х. При этом ученые датируют появление человека разумного (homo sapiens) возрастом примерно в 40 тыс. лет. Данные молекулярной генетики устанавливают возраст общего предка людей по женской линии в 140-230 тыс. лет («митохондриальная Ева») и в 120-250 тыс. лет для предка по мужской линии («Y-хромосомный Адам»). При этом общий предок, по мнению генетиков, не обязательно является конкретным существом, а мог быть целой близкородственной популяцией.

Уже в XIX в. апологетика пыталась отодвинуть назад во времени возраст Адама. Предполагалось наличие пробелов в библейских родословиях. Например, Христос – не буквально сын Давида (Мф.22:42), а его дальний потомок. Также и «А» родил «В» в родословиях может обозначать предка и дальнего потомка, а не буквально отца и сына. К этому апологетическому приему добавляли возможность толкования дней творения как неопределенно продолжительных отрезков времени, что позволяет сделать еврейское слово «йом» —  день. Некоторые антропологи-христиане в XX в. пошли на большие уступки эволюционистам-атеистам, размывая Адама из конкретной личности в родовое понятие. В специальной энциклике «Humani Generis» («О роде человеческом») в 1950 г. Папа Римский признал такой путь неприемлемым для христианского богословия, хотя допустил возможность, что «человеческое тело извлечено из уже существующей и живой материи».

В православии мысль о возможном происхождении человеческого тела из животного высказывали прп. Серафим Саровский и свт. Феофан Затворник.

Преподобный Серафим Саровский:  «Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как батюшка святой апостол Павел утверждает: «да будет всесовершен ваш дух, душа и плоть в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевленным Божиим созданиям. Но вот в чем сила, что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, т. е. благодати Господа Бога Духа Святого, … то Адам… был бы подобен всем прочим созданиям…» [Нилус. С. Великое в малом. – СПб., 1996. С.170-171].

Святитель Феофан Затворник: «Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Глиняная тетерька, или живое тело?  Оно было живое тело — было животное в образе человека, с душою животною. Потом Бог вдунул в него дух Свой — и из животного стал человек — ангел в образе человека» [Святитель Феофан Затворник: Житие, изречения, святыни. — М., 2012.  с. 35.].

«Тело особо творится из персти. Это было не мертвое тело, а живое с душою животною. В сию душу вдунут дух — Божий дух… Сей дух, соединяясь с душою животного, поднял ее над душою животных на целую стадию, и видим в человеке, что до известной степени у него все идет, как у животных до смышлености…» [Святитель Феофан Затворник. Письма. Выпуск II. Письмо 264.].

Итак, пока Бог не вложил в животное Свой образ – благодать Святого Духа, человек мог быть животным, то есть зверем, подобным прочим зверям. Генетическое родство тела человека и обезьян трудно отрицать. Человек может быть слеплен из «обезьяньего пластилина», но одновременно человек никак не может быть сведен к зоологии, не получается редуцировать его к обезьянам. Обезьяны в космос не летают и не создали Интернет. В человеке есть то, что создает непреодолимую пропасть между ним и животными. Этот факт вынужден был признать в своей книге «О начале человеческой истории» советский ученый Б.Ф. Поршнев: «Мы не потому за пропасть, что хотим с ней навеки примириться. Нет, мы не картезианцы и не креационисты. Но мы открытыми глазами смотрим на тот факт, что переход от зоологического уровня к человеческому еще не объяснен». При этом способность разводить огонь и изготавливать примитивные орудия труда Б. Поршнев считал принадлежностью не исключительно человека, но и высокоорганизованных животных. Переход от животного к человеку ученый связывал с появлением второй сигнальной системы, т.е. речи. Возможно, этот переход и означает творение Адама из человекообразного животного. Если так, то биологически мы не сможем отследить явление в мир Адама. Адам может быть юным, а его тело древним. Например, возраст каррарского мрамора исчисляется сотнями миллионов лет, а высеченная из него статуя может быть изготовлена не более тысячи или сотни лет назад.

В пользу недавнего, сопоставимого с библейской хронологией времени происхождения Адама, говорит тот факт, что человеческая история просматривается не глубже 4 тысяч лет до нашей эры. Первые пирамиды – около 3 тыс. лет до н.э., Стоунхендж – 3–2 тыс. лет до н.э., письменность – 2,5 тыс. лет до н.э. Древнейшим городом называют Иерихон, ему насчитывают 8 тыс. лет. А до этого – сплошь однородная эпоха: ни городов, ни цивилизаций. В культуре имеет место такой же скачок от «доисторического» к «историческому», как и в случае перехода от зоологии к антропологии.

Литература:

Нилус. С. Великое в малом. – СПб., 1996. С.170-171.

Святитель Феофан Затворник: Житие, изречения, святыни. — М., 2012.  с. 35.

https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/pisma/3#3_264 Святитель Феофан Затворник. Письма. Выпуск II. Письмо 264.

http://royallib.ru/book/porshnev_boris/o_nachale_chelovecheskoy_istorii.html  Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. – М., 2006.

http://gazeta.aif.ru/_/online/spb/659/04  Копейкин Кирилл, протоиерей. Чудо, что люди еще ищут истину. 05.04.2006.

http://www.bogoslov.ru/text/393452.html Ромашко Андрей, священник. О сектантском происхождении так называемого «научного креационизма». 25.03.2009.