Проблемы и перспективы певческого служения: мнение епархий

In Статьи by Анна Лиманская

_mg_7355

В преддверии первого за сто лет Съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви, который прошел в Москве в начале декабря, в епархии была разослана анкета. Она состояла из десяти закрытых и открытых вопросов, затрагивающих проблемы церковно-певческой культуры. О результатах опроса участникам съезда 1 декабря рассказала кандидат социологических наук Евгения Жуковская, сотрудница Управления делами Московской Патриархии, главный редактор интернет-портала «Приходы».

Сегодня Московский Патриархат объединяет 296 епархий, однако полевое исследование охватило только 139 респондентов (остальные свои ответы не прислали). Впрочем, и этого массива информации достаточно для того, чтобы выявить основные регентско-певческие тенденции и использовать полученные данные для формирования сплоченного сообщества так называемых клирошан¹.

Как показывает анализ анкет, для регентов крайне важно повысить качество подготовки певчих и выработать адекватные формы взаимоотношений между клиросом и клиром. Среди актуальных проблем – отсутствие квалифицированных кадров и их текучесть, проблемы с мужскими партиями из-за нехватки певцов-мужчин. Особенно это актуально для отдаленных епархий России, СНГ и зарубежных приходов. Все чаще звучит мнение о необходимости воспитания клиросного певчего. При этом важно не только воцерковлять профессионалов, но и готовить их из прихожан, в том числе детей, собирая их в приходские хоры.

Отсутствие певческих кадров затрудняет качественный подбор репертуара. Кроме того, данные опроса говорят о невостребованности самобытных традиций церковного пения и о превалировании в обиходе одной московской певческой школы (как правило, Троице-Сергиевой Лавры).

В ходе опроса стала очевидна разница между профессионалами из России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Так, в России большинство положительных ответов организации богослужебного пения получено по темам:

• организация общенародного пения;
• ориентация клиросного хора на традицию;
• необходимость цензуры современного певческого репертуара

Низкие (вплоть до нулевых) показатели среди российских регентов и певчих отмечены в темах:

• объединение регентов на епархиальном уровне;
• наличие публикации местных распевов;
• наличие материалов, сборников по взаимодействию регентов

Церковно-певческая деятельность в странах СНГ, помимо организации общенародного пения и ориентации клиросного хора на традицию, акцентируется вокруг темы:

• организация работы с детским хором

При этом ответы респондентов из этих стран свидетельствуют практически об отсутствии следующих форм развития певческой культуры:

• наличии публикаций местных распевов;
• объединении регентов на епархиальном уровне;
• поддержке пения местным обиходом.

Для зарубежных епархий и приходов остро стоят проблемы другого порядка. Им важны:

• поддержка пения местным обиходом;
• необходимость цензуры современного певческого репертуара;
• ориентация клиросного хора на традицию

На второй план в дальнем зарубежье уходят такие проблемы, как:

• отсутствие публикаций местных распевов;
• наличие документов по взаимодействию регентов;
• отсутствие опыта регулярных встреч

1.png

Цензура или самоконтроль?

Довольно неожиданным для человека, не вовлеченного в церковно-певческое служение, может показаться желание значительного числа опрошенных ввести цензуру: либо на уровне прихода или монастыря, либо на уровне епархии. Также прозвучало мнение о необходимости образования общецерковной комиссии по цензуре, которая должна отслеживать современный певческий репертуар.

2 (2).png

Среди аргументов в пользу цензуры можно выделить следующие²:

  • Цензура желательна, так как зачастую выбранные песнопения не соответствуют исполнительскому уровню и профессиональным возможностям певчих, что затрудняет восприятие смысла молитвенных текстов и отрицательно сказывается на ходе самого богослужения.
  • Считаем, что цензура современного певческого репертуара необходима для сохранения сложившихся церковных певческих традиций. Современные авторские произведения имеют право на исполнение, по согласованию регента с духовенством (настоятелем, ключарем) храма. Учитывая исторический опыт католической церкви в Англии, стоит опасаться излишнего упрощения и чрезмерной модернизации церковного пения.
  • Цензура певческого репертуара необходима. Происходить это должно посредством проведения для регентов и псаломщиков лекций на тему сохранения традиционных напевов Русской Православной Церкви (знаменный распев, монастырские напевы, произведения композиторов Московского направления).
  • Контроль необходим для исключения попадания в Богослужебный репертуар по разным причинам музыкальных произведений не церковного, а концертного характера, разного рода хоровых экспериментов, не помогающих, а мешающих молитве и Богослужению, что, к сожалению, бывает не редко.
  • Нужна. Современный репертуар должен быть рекомендован к исполнению в храмах специальной комиссией при патриархии, в которую должны входить компетентные цензоры, обладающие музыкальным вкусом, определенными знаниями и опытом работы регентом на приходе. 
  • Для печатных церковных нотных изданий на уровне редакций по благословению музыкально-образованных духовных лиц. Певческие церковные произведения неизвестных новейших современных авторов, как минимум, должны быть одобрены настоятелем прихода. 

Желание большинства опрошенных ввести централизованную цензуру говорит о том, что сами профессионалы не готовы брать на себя ответственность за принятие решений – подбор репертуара. Помимо этого сам собой напрашивается вывод о том, что между священнослужителями и клирошанами нет тесного взаимодействия. Инертность в своем клиросном служении и чрезмерный начальственный контроль за творческим процессом воспринимаются как залог сохранения традиции, как естественные условия для тех, кто трудится в Церкви. Достаточно ли сегодня совершеннолетни дирижеры церковных хоров, чтобы не перекладывать на других принятие профессиональных решений? Как воспитать самоконтроль, позволяющий раскрыть в полной мере дарованные Богом таланты?

Детский хор в богослужебной жизни

Особое место в опросе было отведено проблеме детских хоров. Важность этой работы в целях укрепления певческого сообщества и развития русских певческих традиций подчеркивалась большинством респондентов. Однако отмечалось, что для занятий с детским хором в отдалённых и зарубежных епархиях часто не хватает квалифицированных кадров: певчих и регентов. Многие отметили и отсутствие пособий для работы с детским хором.

3.png

В большинстве приходов детские хоры поют за богослужением. Периодичность довольно разная: по воскресным или праздничным дням; два раза в месяц; три-четыре раза в год; два раза в год – на Рождество Христово и в Светлое Христово Воскресение. Также есть епархии, где детские хоры участвуют в архиерейских богослужениях, выступают с концертами, поют всю литургию. Существует практика пения детьми ектений, Символа Веры, Отче наш, запричастных и причастных стихов.

4.png

На основании более чем половины ответов епархий можно сделать вывод, свидетельствующий о наличии пособий по работе с детским хором. Однако и тех, кому методической поддержки не хватает, по-прежнему немало – 47%.

5.png

Регенты используют пособия как изданные в своих епархиях (например, в Кемеровской³), так и адаптированные варианты обихода Московской духовной академии⁴. Интересен опыт Самарской епархии. Здесь при работе с детскими церковными хорами используется утвержденная Министерством образования и науки Самарской области программа развития вокально-хорового образования Самарской митрополии на 2013-2018 гг. Цель программы – возрождение традиций массового детского академического хорового пения в Самарской губернии и популяризация лучших образцов отечественного хорового репертуара русской православной музыки для детей.

Знакомство детских хоровых коллективов с богослужебной музыкой во многих областных центрах происходит довольно успешно. Например, в Москве хор мальчиков и юношей Хорового училища имени А.В. Свешникова не только исполняет духовные песнопения в концертах и на экзаменах, но время от времени участвует в Патриарших богослужениях, а также в совершении литургии в некоторых столичных храмах (в частности, в храме «Все скорбящих радость» на Большой Ордынке). В России подобных хоровых коллективов, известных профессионализмом и мастерством, несколько. Среди них – хоры из Владимира, Екатеринбурга, Перми, Нижнего Новгорода. Следовательно, в нескольких городах уже есть потенциал для церковно-светского соработничества, которое может способствовать научению детей богослужебной практике. Вероятно, серьезным подспорьем здесь может стать программа Самарской митрополии.

Пение народа или пение с народом?

Еще один блок вопросов анкеты был связан с организацией общенародного пения. Как следует из полученных ответов, на литургии, в основном, поют Символ Веры и Отче наш. На всенощном бдении «Сподоби, Господи», «Ныне отпущаеши», «Воскресение Христово видевшее». В двунадесятые праздники народ поёт тропари праздников. Как правило, «запевалой» для прихожан является диакон, однако спевок среди них не проводится. Если диакона нет, то с амвона (или с клироса) народом руководит регент хора. По словам опрошенных, «регулярно повторяющиеся песнопения народ запоминает хорошо».

Получается, что респонденты смешали собственно общенародное пение в течение всего богослужения с общей молитвой всех прихожан. Отсюда, вероятно, и разница в актуальности проблематики общенародного пения в епархиях России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Выявляет это противоречие и диаграмма 6, из которой следует, что в 86% приходов Русской Православной Церкви существует общенародное пение. Однако часто ли при посещении того или иного храма вы видите, чтобы богослужебные тексты вместе (а то и вместо) хора пели прихожане? Такое бывает только в исключительные моменты богослужения.

6.png

Однако, по словам респондентов, существует несколько традиций участия прихожан в пении за богослужением. Например, пение акафиста нараспев в дни памяти особо почитаемого святого (упоминались: праздник Покрова Божией Матери, святитель Николай Чудотворец, преподобные Кирилл и Мария Радонежские, блаженная Матрона Московская). Одна из обителей сообщила, что «каждый день на вечернем богослужении поется канон молебный с акафистом Пресвятой Богородице», для чего раздаются книжки с текстом, «чередные певчие поют в центре храма со всеми молящимися».

Интересен опыт одного из приходов:

Общенародное пение полной литургии на приходе существует уже около шести лет. В разные годы литургии, за которыми практикуется общенародное пение, варьируется от двух до пяти. Репетиция бывает одна. Готовятся текстовые пособия с разметкой песнопений. Исполняется одноголосый обиход, практически полностью литургия поется на глас. За литургией к народному пению может практически присоединится каждый желающий, ввиду простоты и известности напевов. Однако духовенство прихода испытывает определенные трудности, так как в этом случае общенародное пение менее мобильно, чем клиросное, и не столь вариативное в выборе вариантов песнопений.

В то же время известны и другие примеры, когда священники любят служить литургию, за которой поют все прихожане, ими руководит одна певчая с клироса, в руках у всех молящихся последование богослужения с нужными музыкальными разметками. По свидетельству настоятеля минского храма во имя святителя Николая Японского протоиерея Павла Сердюка, клирики его прихода очень ратуют литургисать именно этими ранними богослужениями.

Общение профессионалов и катехизация от клира

 Поскольку опрос проводился не только для того, чтобы узнать, каково сегодня состояние церковно-певческого искусства, а больше для выявления проблемных аспектов формирования профессионального сообщества регентов и певчих, в анкету были включены вопросы, касающиеся взаимодействия клира и причта – регентов и певчих, а также взаимоотношений между клирошанами разных храмов и епархий. На вопрос о формах взаимодействия регентов, в основном, были получены отрицательные ответы. Таких контактов практически не существует. Есть регулярные фестивали или епархиальные праздники. Однако встреч певчих и регентов на уровне епархий, необходимых для регулярного обмена знаниями и методиками, слишком мало. Более того, по мнению ряда респондентов, священноначалие проявляет низкую заинтересованность к данной сфере церковной жизни.

7.png

Регенты многих епархий, отвечая на открытые вопросы, говорили о важности духовного окормления клироса священнослужителями. В некоторых случаях настоятель или иной клирик согласует с хором вопросы устава и репертуара хора. Кроме того, нередко хор привлекается к концертной деятельности, участвует в различных приходских и епархиальных мероприятиях. В некоторых храмах духовенство проводит с певчими встречи-беседы, посвященные актуальным проблемам соблюдения уставных предписаний богослужения, качества звучания клиросного хора и чтецов, благоговейного поведения на клиросе во время пения за богослужением. При участии клириков выстраивается сотрудничество со светскими учреждениями: церковные хоры приглашаются к участию в поселковых, городских и районных образовательных и культурных мероприятиях. Можно назвать традиционным для значительного числа приходов, когда в Рождественские святки хор с духовенством поздравляют прихожан, исполняя колядки и песнопения, а во время совместных трапез духовенство, хор и прихожане вместе поют духовные песнопения и русские народные песни.

К недостаткам взаимодействия клира и причта участники отнесли следующие:

  • В жизни регентов и особенно певчих есть острый недостаток в их воцерковлении и духовном окормлении. Часто вся их церковная жизнь заключается в музыкальном сопровождении богослужений. Регенты по своему вкусу, без благословения составляют репертуар. Клир, со своей стороны, часто смотрит на певчих, как на наемных работников. Все это требует изменения и более внимательного отношения со стороны клира.
  • Отсутствует привлечение молодых голосов в хор, поэтому профессиональные коллективы стареют и исчезают, а новых обученных церковному пению людей нет. Нет преемственности.
  • В идеале хотелось бы, чтобы священник помогал клиросу в духовном возрастании, был духовным руководителем клироса, корректировал манеру пения, репертуар с точки зрения духовного содержания богослужения, разъяснял сложные литургические моменты и неясности в литургических текстах.
  • Во взаимодействии клира и певчих не хватает, на наш взгляд, более качественного образования клира по церковному пению и духовного образования певчих.
  • Необходимо повышение образовательного уровня обеих сторон как в отношении церковно-певческой традиции, так и в отношении богослужебного устава.
  • Необходимо уделять больше внимания хоровым коллективам, проводя беседы на предмет повышения квалификации как регентов-псаломщиков, так и певцов.

Среди инициатив, направленных на объединение регентов и певчих в профессиональное содружество, респонденты называли проведение хоровых фестивалей, организацию регентско-певческих курсов в епархии, а также профильных семинаров и мастер-классов на базе духовных школ. Кроме того, были включены примеры совместных богослужений в дни особо важных праздников.

Сурожская епархия сообщила об ежегодной летней конференции и семинаре на тему «Литургия» для певчих и псаломщиков. В нем приняли участие представители 20 приходов. Были рассмотрены главные аспекты литургии: устав службы, певческая обиходная традиция исполнения антифонов, Трисвятого, ектений, Херувимской песни, Евхаристического канона. Псаломщики изучали особенности и принципы дачи тона, управления хором, работы на спевке, основы вокальной тренировки певчих, церковно-певческий звукоряд, как базисный элемент работы над интонацией, унисоном, пониманием природы русского церковного пения в целом.

Встречи на тему регентско-певческой проблематики проводятся в рамках Красноярских Рождественских чтений ежегодно, по итогам которых издаются материалы.

Традиция и новация

Отдельный блок вопросов был посвящен сохранению местных традиций в церковно-певческом искусстве.

Диаграмма 8.

Местная традиция, в основном, поддерживается в монастырях или в отдельных приходах стран СНГ и зарубежных епархиях Русской Православной Церкви. Отмечаются следующие его особенности:

  •  В Болгарии практикуется византийское церковное пение, которое отличается от русской полифонической церковной музыки. Некоторые песнопения гармонизированы и адаптированы для смешанного хора, какие наш хор и исполняет, другие мы поем в их аутентичной виде. Есть много музыкальных изданий, переведенных из византийской в западную нотацию в различных версиях, расписаных в монодийно и полифонически.
  • В кафедральном соборе епархии существует комплекс переложений обиходных песнопений для исполнения литургии на немецком языке. А также комплекс переложений для небольшого или непрофессионального хора и некоторые авторские песнопения регентов разных лет/эпох, исполняемые в основном только соборным хором.
  • Монастырь поддерживает традицию обиходного пения в дореволюционной гармонизации.
  • На богослужениях в тамбовских храмах в настоящее время исполняются также произведения тамбовского композитора Ф. Степанова.
  • Пение, чтение и песнопения на осетинском языке, как и пение самобытных местных напевов и распевов поддерживается духовенством епархии.
  • Богатейшее собрание Соловецких рукописей в настоящее время хранится в Отделе рукописей Российской Национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. В 1912 году обителью был издан Обиход. В 1913 году изданием Ирмология была завершена публикация полного круга церковных песнопений по напевам Соловецкого монастыря. Упомянутые издания показывают состояние богослужебного пения в монастыре в начале XX века в последние годы перед его закрытием. В настоящее время в будние дни значительная часть службы, как правило, совершается по Соловецкому обиходу. В праздничные дни репертуар хора разнородный. Одним из источников является Соловецкий обиход.
  • В Ставропольской епархии существуют некоторые местные распевы. В настоящее время у нас поддерживается исполнение некоторых местных распевов.
  • В Оренбуржье распространена традиция исполнения заупокойных песнопений панихиды авторства оренбургского композитора протоиерея Иоанна Соломина, ставших обиходом.

Диаграмма 9.

По свидетельству респондентов, публикаций местных распевов, в основном, не сохранилось. А среди зафиксированных можно выделить такие, как «Пинский сборник», сборник Новосибирского епархиального издания, а также упоминавшиеся выше сборники Соловецкого монастыря.

 

Опросили: что же дальше?

Подводя итог анализу анкетирования регентов и певчих Русской Православной Церкви, в качестве выводов напрашивается несколько предложений по развитию церковно-певческой традиции.

Во-первых, необходимо усовершенствование профессиональной подготовки регентов и певчих. В настоящее время Регентские школы, училища, отделения, существуют в ряде епархий. Некоторые из них действуют как самостоятельные учебные заведения, иные – в составе духовных школ. Важно заботиться об их аккредитации и получении соответствующих лицензий, приравнивающих эти регентские школы как минимум к музыкальному училищу, а как максимум – к бакалавриату.

Во-вторых, церковнослужители должны иметь признание в среде музыкальных специалистов не только внутри Церкви, но и в светском профессиональном сообществе. Неправильное отношение светских музыкантов к церковным как музыкантам-неудачникам, не нашедшим своего места в мире большой музыки, порождает маргинализацию Церкви и является корнем ряда проблем, рассмотренных в данном исследовании. В частности, проблему привлечения в хоры квалифицированных кадров, уважение к хору со стороны клира.

В-третьих, укрепляться сообщество профессиональных регентов и певчих должно на низовом уровне – через общение в благочиниях и епархиях. Важно проводить совещания, съезды, семинары, конференции и мастер-классы, в ходе которых разбирать устав, основы православной веры, а также нюансы работы с церковных хором, основы аранжировки и хороведения. Это будет способствовать музыкантам не терять квалификацию, а также позволит многим из тех, кто пока малоцерковен, открыть для себя мир Православия. Кроме того, общение специалистов и станет тем клейстером, скрепляющем регентов и певчих в единое сообщество мастеров своего дела.

В-четвертых, назрела необходимость создания единого каталога музыкальных произведений для богослужений. В настоящее время печать нот (как обиходных, так и композиторских) ведется хаотично и нет единого списка существующих изданий. Кроме того, как отмечало большинство респондентов, нет единого реестра методической литературы по работе с церковным коллективом и по занятиям с детьми в воскресных школах.

Круг перспективных направлений очерчен. Важно, чтобы после проведения в Москве Международного съезда регентов и певчих прозвучавшие в ходе его мероприятий пожелания нашли неравнодушных людей по их воплощению.

_____

Примечания:

¹Доклад подготовлен исследовательским коллективом социологического факультета МГУ (авторы: к.с.н., доц. Ф.В.Малахов, к.ф.н., доц. Е.А.Свердликова, м.н.с. Г.Б.Бороздина) по заказу информационно-просветительского интернет-портала «Приходы» (prichod.ru) при поддержке некоммерческой исследовательской службы «Среда» (sreda.org).

²Здесь и далее в цитировании ответов респондентов орфография и пунктуация участников опроса сохранена.

³Для изучения гласов преподавателем Кузбасской православной духовной семинарии выпущен сборник «Песнопения Осмогласника», составитель А.А. Толстокулакова. – Кемерово: Издательский отдел Кемеровской и Новокузнецкой епархии, 2013. – 160 с.

⁴Учебное пособие. М.: Издательский Совет РПЦ, 2005г.; Вознесенский прот.Иоанн. О достоинстве и влиянии пения; Богогласник. Издательский Совет РПЦ Москва 2002г.; Лепешинский прот.Игорь, Гончаров О. Праздники в воскресной школе; Пасха и двунадесятые праздники. Учебное пособие по церковному пению для детей. Издательство Владимирской епархии, 1996г.; Литургия Иоанна Златоуста: сборник песнопений для детского хора/ под ред. Н. Миндровой. – М.: Издательство Православного Центра «Живоносный Источник», 2006г.; Русская духовная музыка в репертуаре детского хора: Учеб – метод. пособие /Сост. Н. В. Аверина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001г.; Избранные духовные хоры для детей и юношества: Руководителям хоровых коллективов/Сост. Г. П. Стулова, Л. В. Шишкина. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002г.; Рождество Христово: Богослужебные песнопения для детских хоров. /Под ред. Г. Н. Лапаева. – Москва – Тверь, 2005г.; Школа церковного пения. Церковный обиход. Учебное пособие для учащихся воскресных школ и православных гимназий. Сост. Г.П. Стулова. Изд-во Владимирской епархии. 2001г.; Тропари и кондаки 12-ти праздников Православной Церкви для детского хора: под ред. Г.Н. Лапаева. – М.: Фонд развития Православной культуры «Живоносный источник», 2014.г.; Вахромеев В.А. / Учебник церковного пения в 2 т. Т1; под ред. Н.В. Шиманского. – 2-е изд. – Минск: Белорусская Православная Церковь: Харвест, 2013г.; Вахромеев В.А. /Учебник церковного пения в 2 т. Т2; под ред. Н.В. Шиманского. – 2-е изд. – Минск: Белорусская Православная Церковь: Харвест, 2013г.

Источник: портал «Приходы»