Православию в Китае – быть!

In Статьи by Анна Лиманская

hk-22112016-24

Выставка «Православие в Китае: прошлое, настоящее, будущее», подготовленная Благовещенской епархией Русской Православной Церкви, открылась 22 ноября в Зале Ли англиканского кафедрального собора св. Иоанна.

Открытие выставки привлекло, кроме наших соотечественников, множество местных жителей, китайцев и европейцев. Сотрудник миссионерского отдела Благовещенской епархии Анастасия Гаузун сделала краткий, но ёмкий обзор истории русской православной миссии в Китае на английском языке.

Посетителям понравилось выступление хора прихода свв. апостолов Петра и Павла под управлением регента Светланы Кремневой. Они живо интересовались литературой на английском и китайском языках, переведённой Братством во имя первоверховных ппостолов Петра и Павла, вышедшей в первом православном издательстве Гонконга «Orthodox Press». На выставке выступил особый гость – профессор Чжан из Пекина. Он говорил о важности изучения православия для поиска ответа на вопросы антропологии в современном Китае.

Виктор Селивановский, руководитель миссионерского отдела Благовещенской епархии, о выставке:
– Мы сюда приехали на деньги гранта, который выделил фонд «Православная инициатива», а материалы изготовлены на средства Благовещенской епархии при участии гонконгского прихода под руководством настоятеля отца Дионисия Поздняева. По этим материалам в 2013 году в Благовещенске была издана хорошо иллюстрированная брошюра. Выпущенную малым тиражом (около 500 экземпляров), мы раздарили её китайским студентам, когда презентовали выставку в местном общественно-культурном центре и на других культурных площадках, в частности, в Дальневосточном Федеральном университете во Владивостоке.

Помимо самой выставки, у посетителей возник интерес и к этой брошюре. На нас случайно вышла Ольга Трубецкая из Америки и попросила прислать материалы. Она (кстати, потомок рода Трубецких) перевела их на английский язык, дополнив другими сведениями, в том числе об иконах; появился ещё один соавтор. А я просто собрал всё в сборник (не решаюсь назвать себя автором, скорее, я – автор-составитель). Кстати, брошюра была переведена на китайский язык, и теперь можно заказать и китайское издание.

Причина популярности? Видимо, изначальный подход к этой теме, попытка разобраться прежде всего с самим фактом длительного существования православия в Китае, о чём даже не многие русские знают, а также попытка разобраться, почему мы так заметно уступаем другим конфессиям по численности – католикам, протестантам, почему так исторически сложилось.

Ответ на этот вопрос заключается, по большей части, в том, что в годы «культурной революции» была сметена вся Православная Церковь, которая на тот момент ещё не успела пустить корни, стать на ноги, к сожалению. Если бы появился местный епископат, она сумела бы выжить. Поэтому сейчас всё приходится, фактически, восстанавливать с нуля. Но, тем не менее, потихонечку это дело движется. Относительно недавно в Харбине появился первый китайский священник. Этнический китаец, потому что иностранцам в континентальном Китае служить не дозволяется. Отец Дионисий – это исключение, потому что он проживает здесь, в Гонконге. И теперь в Китае появилась такая возможность – быть живому православию, которое не только хранится как наследие теми китайцами, чьи деды, отцы и матери были православными. Богослужебная, приходская жизнь под руководством священника – она уже на сегодняшний день существует, и это, конечно, отрадно.

Настоятель прихода свв. апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерей Дионисий Поздняев рассказывает о целях выставки:
– Выставка важна для решения центральной проблемы – нормализации положения Православной Церкви в Китае. Предполагалось, что эта выставка будет организована как в Китайской Народной Республике, так и в Гонконге, но согласование её проведения в Харбине, Пекине и других городах Китая столкнулось с определёнными сложностями, и сделать это там не удалось. Но Гонконг представляет в данном случае такую возможность; он традиционно играет роль мостика между Церковью и приходами в Китае, хотя имеет и самостоятельную ценность, в смысле ведения христианской проповеди и православной в том числе.

Нормализация положения Православной Церкви в Китае является центральным существенным вопросом всей нашей деятельности, направленной на Китай. Ещё можно сказать, что это – не выставка, посвящённая истории Церкви, а выставка, которая говорит нам, что Церковь жива, поэтому здесь есть и фотографии, имеющие отношение к истории, и актуальные современные фотографии, отражающие жизнь приходов на территории Китая, а также и книги, которые мы переводим и издаём. В общем, весь смысл выставки действительно в том, чтобы рассказать, что Церковь не только имела историю и прошлое, но, несмотря на непростое настоящее, имеет будущее, и у нас на это есть надежда.

Краткая историческая справка:

Начало православию в Китае было положено в 1685 году, когда войска китайского императора Канси захватили русскую крепость Албазин на Амуре. Около пятидесяти пленных казаков-албазинцев согласились поступить на службу в императорскую гвардию. Их поселили в Пекине в квартале Бэйгуань у северной городской стены, дали им в жёны вдов казённых преступников и китайские фамилии. Православный священник Максим Леонтьев, пленённый вместе с казаками, устроил первую церковь. Император Канси, правивший в 1654-1722 гг., в 1690 году издал указ о терпимости к христианству и открыл портовые города для торговли с европейцами. В 1712 году он принял решение пригласить из России Православную миссию для духовного окормления русских казаков-албазинцев. Миссия стала китайским государственным учреждением в ведении кабинета министров. Российская духовная миссия была учреждена в 1713 году Святейшим Синодом (высшим церковным органом власти) в царствование императора Петра I.

За 250 лет сменилось 20 миссий, каждая из которых проводила в Китае в среднем около 10 лет. Сегодня в Китае насчитывается около 15 тысяч православных. Столь малая численность имеет ряд внешних и внутренних причин: запрет христианской проповеди в Китае в течение 134 лет с 1724 по 1858 гг., подчинённость Русской Православной Церкви государству с 1700 по 1917 гг., которое не считало проповедь китайцам приоритетной задачей. Вынужденная забота миссии о русских эмигрантах в 1917-1945 гг., ослабившая миссионерскую работу, религиозная политика периода «культурной революции» и запрет деятельности иностранных миссионеров в Китае на современном этапе.

Автор: Леонид Шабашенков, Гонконг