Православие Приамурья: Рождественские традиции (+ТЕКСТ)

In Православие Приамурья by o.Venedikt

В новом выпуске – беседа с Преосвященным Лукианом, епископом Благовещенским и Тындинским, о традициях празднования Рождества Христова в Благовещенской епархии и о мероприятия, которые пройдут в Благовещенске в дни Святок. Ведущая — Дана Чернышова.

Дана Чернышова: 7 января вся полнота Русской Православной Церкви будет встречать Рождество Христово. О том, как готовятся к этому светлому празднику в Благовещенской епархии, мы беседуем с епископом Благовещенским и Тындинским Лукианом.

Владыка, здравствуйте! Какие мероприятия будут проводиться для амурчан и жителей Благовещенска в эти праздничные дни?

Епископ Лукиан: Для нашей епархии, которая обжилась в своем новом порядке, праздник Рождества будет проходить особо. Мы возобновили старую традицию пения колядок, так называемого «народного славления» – когда весь народ, все люди от мала до велика, разного социального положения могут прийти в храм и петь рождественские псалмы в свое удовольствие, прославляя рожденного Христа. Такое славление начнется поздно ночью во всех храмах Благовещенска и во многих приходах нашей епархии, по области. Конечно, богослужения и пение колядок будут и днем, но ночью – это нечто особенное, это напоминание о той самой рождественской ночи. Начало славления – 11 часов вечера. Целый час будем исполнять народные песни поочередно с архиерейским хором, под перезвон колокольчиков рождественской звезды.

Пение рождественских колядок в кафедральном соборе, январь 2013 г.

Пение рождественских колядок в кафедральном соборе, январь 2013 г.

В святочную неделю в духовно-просветительском центре святителя Иннокентия Московского свои праздничные и поздравительные программы покажут учащиеся наших богословских курсов, православное молодежное братство, слушатели катехизаторских курсов для людей третьего возраста. Правящий архиерей будет посещать ближайшие приходы, совершать богослужения, вместе с народом славить Христа колядками.

Кроме того, по еще одной сложившейся традиции, мы будем распространять рождественский калач. Этот особый праздничный хлеб-плетенка в дни Рождества кладется в доме на белую скатерть, на пучок сена как знак присутствия рожденного Бога. В центр калача, в дырочку ставится зажженная свеча или лампада.

Тот же самый смысл у западного рождественского венка, но наша традиция, традиция восточных православных христиан, на мой взгляд, лучше передает смысл праздника Рождества Христова. По форме калач напоминает ясли, в которые был положен Богомладенец, пещеру, в которой он родился. Кроме того, калач – это хлеб, а хлеб – символ Христа, Источника нашей жизни.

Рождественский калач, январь, 2014 г.

Рождественский калач в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», январь, 2014 г.

Дана Чернышова: А есть этот калач можно потом?

Епископ Лукиан: Конечно. Самое главное, что этот калач и пучочек сена, на который он положен, напоминает всем присутствующим за столом о Боге, о смысле праздника, чтобы гости в своей радости не заходили слишком далеко, не переусердствовали. В наших амурских храмах уже третий год накануне Рождества будет распространяться подарочный набор – калач и пучок сена. Каждый сможет приобрести этот набор за символическое пожертвование – собранные средства пойдут на поддержку благотворительных мероприятий, которые епархия устраивает в честь Рождества Христова. Это, в том числе, праздники для детей из детских домов и для воспитанников воскресных школ, так называемые архиерейские елки.

Архиерейская елка в Благовещенске, январь 2012 г.

Архиерейская елка в Благовещенске, январь 2012 г.

Дана Чернышова: А чем архиерейская елка отличается от обычного утренника?

Епископ Лукиан: У этого мероприятия другой смысл, другое содержание и концертное наполнение. Деткам будут рассказывать об историческом евангельском событии – Рождестве, показывать сценки библейского содержания. Потом каждый ребенок сможет пропеть колядку и получить подарок из рук правящего архиерея – гостинец от новорожденного любящего Бога.

Дана Чернышова: Это и называется славление Христа? А как быть тем, кто хотел бы попеть колядки, но не знает этих псалмов? Может, есть какие-то книги, пособия?

Епископ Лукиан: Да, это и есть славление. Относительно пособий скажу, что колядки очень просты по содержанию, по мотиву, по рифме – обычно это всего лишь несколько стихотворных столбиков, которые очень быстро запоминаются. Но, несмотря на свою простоту и незатейливость, они, что называется, «заводят», объединяют, помогают человеку погрузиться в стихию радости праздника. Это необходимо и для молодежи, и для людей возраста – приобщение к старинной национальной традиции.

  • Колядка «Эта ночь святая». Исполняют сестры Среднебельского женского монастыря

Есть еще одна старая традиция: именно в праздник Рождества каждый крестник должен навестить своих крестных родителей, поблагодарить за то, что после рождения тебя поднесли к алтарю, к Богу, сделать им приятное, принести к ним в дом гостинец — конфеты и тот самый рождественский калач.

В моей жизни тоже была эта традиция, хотя мое детство пришлось на советское время, и крестный у меня был, представляете, парторг! По традиции, я должен был принести ему в честь Рождества вечерю – такой узелок, калач и конфеты в ситцевом белом платочке. Несмотря на свою должность, он за жизнь успел покрестить очень многих детей на селе, и если бы я не пришел, это было бы очень заметно и очень обидно. Я приходил, его супруга брала мой калач, а взамен отдавала калач с их праздничного стола и обязательно денежку: рубль, три рубля… мне давали десять рублей, потому что крестный был парторг, занимал должность.

У нас дома обязательно соблюдали старые традиции, при всем том, что это было под запретом. Где-то немножко прятались, где-то скромничали, но в моем селе и даже на юге Украины, в Одессе, была еще одна замечательная традиция, которая делала праздник Рождества богаче и сильнее – это уважение к старшим, к людям возраста. Старшие родственники, старожилы для нас были почти как патриархи: они все знали, у них был богатый жизненный опыт. Нас, маленьких детей, приводили к ним, представляли: «Это сын или дочь такого-то» и, подходя к ним, мы целовали им руку – в знак уважения к старшему.

И когда в праздник Рождества собирались старики, они очень красиво пели колядки –настолько красиво и грандиозно, что слышно было не только у них дома и во дворе, но и на другом конце поселения. Меня колядки научила петь моя мама. Она была певунья с потрясающим голосом.

Все время Святок, до праздника Крещения Господня, мы ходили друг ко другу в гости, пели колядки, приносили вечерю, обменивались праздничными калачами, обменивались подарками, обязательно навещали крестных и стареньких бабушек и дедушек. У нас семья была многодетная, и мои папа и мама не жили с родителями, родители жили с младшими детьми, но в праздник Рождества собирались все – дети, внуки, старики, и рождественская обстановка была просто потрясающая.

Рисунок Валерии Семиной. Вечер перед Рождеством

Рисунок Валерии Семиной. Вечер перед Рождеством

Дана Чернышова: Владыка, Рождество – это праздник, которым заканчивается сорокадневный пост. Каким должно быть праздничное застолье, ведь многие могут переусердствовать?

Епископ Лукиан: Верующие амурчане часто задают другой вопрос – как быть с Новым годом, это же время поста? Конечно, для сугубо церковных людей, поститься даже на Новый год – это не проблема. Но на первый вопрос, надо ли отмечать Новый год, я всегда отвечаю: обязательно надо отмечать! Должно быть застолье, всегда должны быть добрые слова и пожелания родным, друзьям. Это Церковь приветствует, это по-евангельски. И я буду также отмечать Новый год с друзьями, родными и близкими, буду говорить добрые пожелания в надежде на добрый и хороший новый 2015-й год. А пост всегда можно соблюсти, воздержаться от многоядения и многопития. И это нормально.

Рождественский вертеп у храма иконы Всех скорбящих Радость, январь 2014

Рождественский вертеп у храма иконы Всех скорбящих Радость, январь 2014

Дана Чернышова: В этом году на Рождество в храмах Благовещенска собираются выставлять мощи святого Николая Чудотворца для поклонения верующих. На западе его почитают как прообраз Санта Клауса, который приносит подарки. А что можно попросить у святителя Николая нам?

Епископ Лукиан: Особенность Николая Чудотворца что на Востоке, что на Западе в том, что он всенародно любимый святой. За его веру, за жертвенный образ жизни, за самозабвенное служение людям во славу Христа — за все это Господь дал ему такой дар – совершать чудеса силой Бога. Что говорить, ведь даже мусульмане почитают святителя Николая!

У нас в Амурской области есть часть мощей святого, она хранится в строящемся Свято-Троицком мужском монастыре в селе Троицкое Ивановского района. В праздник святителя Николая Чудотворца, который отмечается накануне Нового года и Рождества мы решили принести ковчег со святыней в Благовещенск, чтобы наши амурчане могли прийти в храм и помолиться у мощей святителя Николая, попросить о помощи в своих житейских нуждах.

Мощи святителя Николая Чудотворца в Свободном, декабрь 2014 г.

Мощи святителя Николая Чудотворца в Свободном, декабрь 2014 г. Фото Андрея Жадько

Это будет долго, за первый месяц 2015-го года святыня побывает в кафедральном соборе, в храме Архангела Гавриила на Горького, в храме мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Тополиной, в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Красноармейской, и можно будет спокойно, без давки, поклониться святому и приложиться к части его мощей.

Силу молитв Николая Чудотворца знают все верующие люди. Но даже и неверующие о нем наслышаны. Год назад был один неверующий человек, который у его мощей что называется «загадал желание», чтобы проверить, сработает или нет. И этот человек на себе ощутил чудесную помощь святителя Николая, желание его исполнилось, и он уверовал и стал ходить в храм.

Дана Чернышова: Если говорить о рождественской службе, не у всех есть возможность посетить в эти дни церковь, в некоторых населенных пунктах их совсем нет. Как тогда быть? Может, есть какая-то особая молитва, с которой можно обратиться к Богу в рождественскую ночь?

Епископ Лукиан: Обращаться к Богу можно в любое время, в любом месте и даже своими словами. Но у наших православных людей сегодня есть еще одна задача. В Амурской области очень много выходцев из Украины, Белоруссии, и нам важно возрождать традиции своих отцов и дедов. Эти традиции помогут достойно и интересно провести этот праздник. Традиции, как я уже говорил, простые — калач, пучок сена, пение колядок. Их можно послушать в интернете, а можно приобрести специальный нотный сборник с приложением на диске в одном из храмов города – и заучивать песнопения на слух с опорой на ноты и текст. Удобно будет даже для тех людей, которые не знают нотную грамоту. Думаю, что в этом году в приходах нашей епархии Рождество будет радостным, светлым и интересным настолько, что, мне кажется, другие конфессии нам позавидуют.

Рождественский спектакль воспитанников воскресной школы, январь 2013 г.

Рождественский спектакль воспитанников воскресной школы, январь 2013 г.

Дана Чернышова: А ведь еще ожидается благотворительная ярмарка?

Епископ Лукиан: Да, у нас в городе в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» сейчас проходит Рождественская благотворительная ярмарка, Я считаю, что это очень хорошее, очень полезное дело. Средства от мероприятия будут направлены на помощь деткам онкогематологического отделения Амурской областной детской клинической больницы.

Дана Чернышова: Какое Рождество из вашей жизни запомнилось больше всего?

Епископ Лукиан: У меня много воспоминаний об этом празднике. Я всегда его очень любил, его всегда очень красиво отмечали мои родители и жители поселения, где я родился и вырос.

Самое интересное было в том, что это было советское время, и что мы немножко прятались, потому что было немножко стыдно ходить по деревне с узелком. К тому же на этом пути нас ожидало приключение в лице «рэкетиров». Это были ребята постарше, которые знали, что мы несем вкусненькое и темными зимними вечерами караулили нас на улице, ждали, пока мы выйдем из дома крестных, чтобы отнять гостинец или даже денежку. Часто и я на таких вот «рэкетиров» попадал… мои же друзья, родственники, только постарше или понаглее, без всякой злобы чистили нам карманы. Поэтому узелки мы старались прятать за забором или на дереве, чтобы вернуться за ними утром, с кем-нибудь из взрослых.

Вот такие воспоминания у меня сохранились. Они согревают меня до сих пор, помогают служить и дарить людям праздник Рождества. Я не согласен с тем, что у нас в храмах на Рождество должны быть только богослужения. Конечно, для церковных людей, которые осознанно в них участвуют, этого достаточно, но есть те горожане, кто пришел за радостью праздника, и мне бы хотелось подарить им эту радость, подарить то, что я слышал, видел, пережил сам в раннем детстве.

Рождество в Благовещенске, январь 2013 г. Фото Андрея Оглезнева

Рождество в Благовещенске, январь 2013 г. Фото Андрея Оглезнева

Дана Чернышова: Спасибо за интервью. С наступающим Рождеством Вас!

Епископ Лукиан: Взаимно. Я вас также поздравляю с наступающим праздником Рождества и наступающим Новолетием. И мы надеемся, что многие люди эти светлые дни не просидят за компьютером или у телевизора, а придут в храм, в живое общение с Богом и с праздником Рождества Христова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.