Православие Приамурья: Православный турнир по боксу и сборы военных священников (+ТЕКСТ) - Благовещенская епархия

Интервью

16.05.2014

Православие Приамурья: Православный турнир по боксу и сборы военных священников (+ТЕКСТ)

Тема выпуска — участие благовещенского спортивного клуба в православном боксерском турнире в г. Москва, анонс учебно-методического сбора военного духовенства на базе ДВВКУ им. К.К. Рокоссовского. Гости студии — епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан, руководитель миссионерского отдела Виктор Селивановский, помощник начальника Дальневосточного высшего военного командного училища по работе с верующими военнослужащими иеромонах Георгий (Исаков). Ведущий — Игорь Агеенко.

Игорь Агеенко: С началом тепла общественная жизнь православных верующих Приамурья начала бурлить с новой силой. Так накануне состоялась необычное событие – отправка амурских спортсменов на общероссийское первенство по русскому рукопашному бою среди патриотических клубов страны. Это было сделано под эгидой Благовещенской епархии. Также Приамурью предстоит еще одно событие, каких не было за всю историю Амурской области.

С 19 по 23 мая на базе ДВВКУ пройдут общероссийские сборы военных священников. На них соберутся около 160 священников со всей страны. У нас в студии епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан, руководитель миссионерского отдела Благовещенской епархии Виктор Селивановский, помощник начальника ДВВКУ по работе с верующими военнослужащими иеромонах Георгий. Здравствуйте. Первым делом хотелось поговорить о рукопашниках. Что это за турнир и почему наши спортсмены впервые участвуют, и еще — ведь христианство ведь миролюбивая религия, зачем тренировать бойцов?

Епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан: Я считаю, что сегодня позиция Русской Православной Церкви в отношении спорта выражается очень ясно. Мы преследуем одну цель – чтобы все верующие христиане, особенно молодые люди, были физически здоровы и развиты. А борьба – это один из видов спорта. Это не просто глупая бессмысленная драка. Конечно, никто не готовится ни к каким войнам, но мы можем вспомнить евангельскую заповедь — «положить жизнь за други своя». Если возникнет необходимость защищать Родину, или близких людей, человек должен быть готов к этому, должен владеть искусством борьбы.

Игорь Агеенко: Как быть с постулатом «ударившему тебя по одной щеке подставь другую»?

Епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан: Есть такой анекдот. Один человек, помня эти слова, пришел в храм и ударил священника. Священник, в прошлом боксер, вывел его из храма и ответил на удар, пояснив, что есть еще одно евангельское изречение: «какою мерой меряете, такою будет отмеряно и вам». Прихоже все это видели и спросили у дьякона, мол, что происходит, а дьякон ответил: «Они толкуют Священное Писание». С одной стороны это смешно, но на самом деле, этот анекдот о том, наша жизнь требует разумного отношения ко всему, что нас окружает.

Игорь Агеенко: Спасибо, владыка, теперь вопрос к Виктору Селивановскому: расскажите про этих ребят, как долго вы их собирали, сколько потребовалось средств на сборы и, быть может, это не единственные спортсмены, с кем вы сотрудничаете?

Виктор Селивановский: Сотрудничество с боксерским клубом «Семен у нас длится уже около года. Оно началось с того, что Федерация бокса Амурской области обратилось в епархию с просьбой духовного окормления спортсменов, чтобы они вырастали не просто сильными, но и духовно ориентированными, чтобы они воспитывались в определенных духовных ценностях, имели духовную опору. Состоялась поездка ребят с тренером в Свято-Троицкий монастырь, где примерно 15 ребят приняли активное участие в строительстве, в возрождении монастыря. Они участвовали и в крестном ходе, который прошел 22 марта в праздник Албазинской иконы Божией Матери. Но главное, что со стороны тренерской династии Дубовцевых регулярно проводится воспитательная работа. Ребята учатся взаимопомощи. Простой пример – тренер учит, что после тренировки, если у вас есть вода, не пейте в одиночку, поделитесь с товарищами, приподнимите канат, когда видите, что кто-то выходит на ринг. На таких простых примерах они учатся любить культуру своего православного Отечества.

Что касается самой поездки – это был первый опыт, и он, я считаю, удачный. Приглашение пришло в епархию, нас позвали поучаствовать в седьмом открытом первенстве среди военно-патриотических православных клубов по русскому рукопашному бою. У нас на этот момент уже шло сотрудничество с клубом «Семён», и мы решили, что боксеры тоже могут поучаствовать, поскольку дисциплины родственные — там тоже есть ударная техника. На турнир собрались около 300 человек из России, также команда из Белоруссии. Еще должна была быть украинская команда, но политические события этому помешали. Было всего 29 команд. От Благовещенска поехала команда из двух бойцов 12 и 17 лет и тренер. Старшему юноше, 17-летнему Ивану Бахметьеву, студенту Благовещенского торгово-экономического колледжа удалось выиграть первый бой. Вышел в полуфинал, но на последних секундах проиграл — подвело отсутствие навыков борцовской техники. Соперник ухватил его за ногу и уложил на лопатки. Пока точно неизвестно, но, возможно, он все-таки получил бронзу, потому что кто-то из участников не смог продолжить выступление, поскольку сломал руку на соревнованиях.

Игорь Агеенко: В чем была задача епархии? Это было спонсорство или духовное покровительство?

Виктор Селивановский: Первая задача – это, конечно, духовное воспитание, участие в этом соревновании. Вся материальная составляющая в Православной Церкви – это просто средства для обеспечения главной цели, которая есть хранение и распространение веры. Ну а то, что объединяет на этих соревнованиях веру и вооруженные силы – это единое для всех чувство патриотизма.

Игорь Агеенко: С каким организациями вы уже сотрудничаете или собираетесь это делать?

Епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан: Это станет ясно в ближайшее время, когда у православного молодежного общества Александра Невского наконец-то появится свой «офис». Тогда появится возможность собираться, потому что к нам пока некуда прийти. В ближайшее время мы решим эту проблему. У нас будет свой православный клуб, видеозал – это поможет выйти на нас тем, кто хотел бы с нами общаться.

Игорь Агеенко: А чем отличается тренировка православных спортсменов от обычной тренировки? Она начинается с молитвы? У них висят иконы?

Виктор Селивановвский: Православная составляющая тождественна общечеловеческой составляющей: это проявление любви к ближнему, взаимопомощь, и многие другие аспекты, которые можно назвать православными, христианскими. Она присутствует и в характере многих тренеров, которые выросли в православной культуре, это присутствует в их методах воспитательных. Что же касается православной специфики, атрибутики, этот зал освящен по просьбе тренера, там висит икона Георгия Победоносца, при чем ее повесил он сам. Он считает себя человеком воцерковляющимся — то есть он еще не пришел в церковь, но он верующий и был таким еще до того, как мы начали глубокое сотрудничество. Перед началом тренировки и в конце он проводит воспитательные беседы, в которых наставляет подопечных быть терпимыми не только к друг другу, но и к другой культуре.

Например, на занятия ходит мальчик из мусульманской семьи, семья с исламскими корнями приехала из Узбекистана, другое дело, что она постсоветская, и, как у всех прочих, эта религиозная основа утрачена. Его тренер тоже учит любить свой народ, к примеру, спрашивает его, видел ли ты в Самарканде обсерваторию Улук Бека, известного узбекского астронома XV века? Когда выясняется, что тот про это не знает, его отправляют посмотреть ее в интернете, чтобы знать культуру своего народа. И этот мальчик с пониманием к этому относится. Точно также он учит и русских ребят знать свою культуру, не бояться говорить, что мы русские, православные. Он учит с уважением к этому относиться — тогда и другие народы будут нас уважать.

Игорь Агеенко: Перейдем к следующей части нашей программы, которая связана со всероссийскими сборами военных священников. Это событие впервые пройдет на Амурской земле. Отец Георгий, расскажите об этом?

Иеромонах Георгий (Исаков): Каждый год эти сборы проводятся в определенном военном округе, они стали традиционными, с 2009 года проводятся. Дальний Восток впервые принимает у себя такие сборы. Особенность этих сборов в том, что они по численности будут самые большие, до 160 человек приезжает. В основном это, конечно, православное духовенство, но будут также представители ислама и буддизма.

Игорь Агеенко:  Что это дает городу?

Епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан: Нашему городу за честь принимать такую массу военного духовенства. Во-первых, наш город очень историчен, у нас находится чудотворная святыня Дальнего Востока, поэтому я очень радуюсь, что выбор пал именно на наш город. Владивосток и Хабаровск — очень достойные наши соседи. Но они и так нас обычно немножечко опережают, всегда особо выделяются на Дальнем Востоке, А сейчас этим событием подчеркивается историческая значимость нашего города и то, что многие посчитали нужным побывать у нашей чудотворной Албазинской иконы. Мы очень рады этому событию. Думаю, обрадуются и горожане, потому что у многих появится возможность, к примеру, в праздник святителя Николая Чудотворца, прийти к его мощам, и увидеть много духовенства, которые не просто приехали на праздник, а приехали посмотреть на нас, благовещенцев, на наш собор, на город, на то, как мы работаем и любим свой город…

Игорь Агеенко: А вы будете принимать участие?

Епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан: Я буду участвовать в молебне по случаю открытия сборов. Будем совершать праздничное богослужение в праздник святителя Николая, когда все духовенство соберется в нашем кафедральном соборе, но в связи с тем, что он маленький, служить будут только несколько пар священнослужителей. Остальные будут стоять в храме, участвовать, таким образом, в Богослужении. Они заполнят весь наш кафедральный собор. Наши горожане могут прийти посмотреть на этот православный праздник, помолиться с нами, и конечно, приложиться к чудотворной иконе и к мощам Николая Чудотворца.

Игорь Агеенко: У меня первая мысль при фразе «военные сборы духовенства» — это люди в рясах с автоматами и рюкзаками из самолетов выходят с парашютом.

Иеромонах Георгий (Исаков): Действительно, выходить они будут из самолетов, но, правда, некоторые все же из поезда. Десантироваться, правда, не будут, хотя многие могут это сделать и даже имеют награды за те, или иные прыжки. Многие из приезжающего духовенства в прошлом – боевые офицеры. Многие из них даже побывали в горячих точках, начиная с Афганистана. 18 числа будет общий заезд и размещение, а с 19-го уже начинается непосредственная работа. Владыка отслужит молебен на начало доброго дела, благословит всех на начало сборов, примет участие в пленарном заседании, там также примут участие заместитель командующего Восточным военным округом, Долотин, начальник ДВВКУ, представители Восточного военного округа, начальники отделов по работе с верующими военнослужащими разных военных округов — народа будет очень много.

Игорь Агеенко: Это будут в основном заседания или какие-то практические занятия?

Иеромонах Георгий (Исаков): Первые два дня будут проходить заседания, работа по различным секторам, различных родов войск, также выезд на полигон ДВВКУ, где пройдут практические занятия. Кто-то будет делиться опытом, как размещать на полигоне в боевых условиях полевой храм-палатку, что там должно быть, чтобы священник мог совершать богослужения, тем более, что полевые занятия для армии – это основное. Третье место, куда передислоцируется все духовенство – это Серышево. Там на базе Дальней Авиации тоже будут проводить занятия.

Игорь Агеенко: Что будут при этом делать буддисты и мусульмане? Я не сталкивался с полевыми занятиями духовенства.

Иеромонах Георгий (Исаков): Игорь, я вас приглашу, потому что я тоже не знаю, как это будет, потому что в Петербурге полевых занятий не было – это первый опыт. Еще на сборах обещают быть наш губернатор, исполняющий обязанности председателя отдела Московского Патриархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов, будет так же начальник управления по работе с верующими военнослужащими главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской  Федерации Александр Суровцев. Еще была просьба, по возможности провести занятия на воде, поэтому у нас будет два занятия на реках Амур и Зея на пограничных кораблях, будут занятия, поясняющие особенность взаимодействия священника в наземных и водных войсках. Планируем охватить все роды войск.

Игорь Агеенко: Насколько нужны эти помощники по работе с верующими военнослужащими в частях?

Иеромонах Георгий (Исаков): В 2009 году, согласно социологическим исследованиям, более 75% людей в армии назвали себя верующими тех или иных конфессий. Когда меня назначали на должность помощника по работе с верующими военнослужащими, я думал, чему я смогу этих ребят научить, но когда я столкнулся с курсантами и офицерами, оказалось, что я выполняю все тоже самое, чем занимаюсь на своем приходе. Я рассказываю людям о Боге, о любви, о вере, о взаимопомощи, о том, что если ты не любишь человека, его нужно хотя бы уважать, что нужно поддерживать друг друга и помогать, тем более, что армия – это то место, где проявляются и хорошие, и плохие качества человека, и над этими качествами необходимо работать. Я увидел в поведении ребят, которые там учатся и служат, понимание.

Игорь Агеенко: В ДВВКУ учатся не только русские, но и иностранцы, очень много ребят из Африки,  в том числе из Северной Африки, где мусульманство, почему нет помощника по работе с верующими с исламской стороны?

Иеромонах Георгий (Исаков): Согласен, но основной контингент там православные.

Игорь Агеенко: Приходят ли к вам мусульмане или буддисты?

Иеромонах Георгий (Исаков): Приходят. В одной из казарм оборудована молитвенная комната, где висят иконы, стоят подсвечники, свечи, чтобы можно было прийти, помолиться. Недавно ко мне подошли ребята-мусульмане и спросили: «Можно ли намаз совершать?». Я спросил, не смущают ли их иконы, они ответили, что нет. Подошли буддисты с тем же вопросом, спросил их, не смущают ли иконы, они говорят, что даже воодушевляют. Конечно, я разрешил. Они между собой распределили, кто когда ходит. Но в основном это наши, православные. Когда вручали знамя училища, кропили святой водой проходящие роты. Мне сказали три последние роты не кропить – там военнослужащие иной веры. Я не окропил, отошел, а представитель этих рот подошел и говорит: «А нас почему не окропили? Мы тоже верим в Бога» — и пришлось идти второй раз маршем, чтобы я и их окропил. А когда встречаемся с ними в училище, они обращаются ко мне: «Салам алейкум, батюшка!»

Игорь Агеенко: Владыка, не противоречит ли это постулатам православной веры? Нет ли в этом оскорбления чувств православных? И что будет, если так же придут буддисты или мусульмане в кафедральный собор и попросятся там молиться?

Епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан: Они не придут, потому что и мусульмане, и буддисты очень разумные люди. Для молитвенной комнаты – это вполне нормально. А для того чтобы другим мусульманам помолиться, они не выберут собор, у нас достаточно красивых уголков природы, где у каждого есть возможность отдохнуть и помолиться. Я хочу выразить благодарность начальнику ДВВКУ генерал-майору Грызлову, за поддержку этого мероприятия этой серьезной исторической инициативы, он делает все, чтобы лучшие идеи воплощались в жизнь ДВВКУ.

Игорь Агеенко: Спасибо за беседу. До свидания.