Православие Приамурья: Мотопробег в защиту семьи (+ТЕКСТ)

In Православие Приамурья by o.Venedikt

В выпуске — беседа с руководителем отдела по связям с общественностью Благовещенской епархии иереем Святославом Шевченко о православном мотопробеге в поддержку многодетных семей, который побывал в Благовещенске в конце июля 2014 года. 

Ведущая: В Благовещенске накануне встретили мотопробег сибирского байкерского клуба имени святого князя Дмитрия Донского. Байкеры, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, стартовали во Владивостоке и, побывав в двадцати пяти крупных городах страны, планируют завершить мотопробег в Москве. Сегодня об этом говорим с иереем Святославом Шевченко, он руководитель отдела по связям с общественностью Благовещенской епархии. Отец Святослав, здравствуйте!

Иерей Святослав Шевченко: Здравствуйте!

Ведущая: Отец Святослав, расскажите подробнее об этом пробеге, как байкеры связаны с православием?

Иерей Святослав Шевченко: Эти байкеры, клуб сибирских мотоциклистов имени святого князя Дмитрия Донского, они изначально православные. То есть, не было такого, что вот они были байкерами и стали православным, они изначально были верующими людьми и собрались по этому принципу.

Это уже второй такой у них мотокросс, мотопробег, которой они совершили в 2013-м году, по Сибири, такой небольшой он был. В этом году они заручились поддержкой Святейшего Патриарха, поддержкой министерства обороны, чтобы встречаться в воинских частях, кадетских корпусах с молодежью, и комитетом по семье Государственной Думы. Вообще, организатором выступил фонд Андрея Первозванного и Центр национальной славы, по-моему, так называется, и ряд общественных организаций, которые присоединились. Они нашли меценатов, которые помогли им осуществить этот проект. 26 июля они с Владивостока стартовали, 9 сентября они завершают этот мотопробег в Москве, и 10 сентября начнется в государственном Кремлевском дворце международная конференция, с разных стран приедут, по проблемам, по вопросам многодетности, семьи, традиционных ценностей. Потому что сегодня в мире мы видим, что все становится с ног на голову, это и разные меньшинства сексуальные, и однополые браки.

Ведущая: То есть, вот это они будут обсуждать в Москве? А вот по составу байкеров, которые едут через всю страну, сколько их?

Иерей Святослав Шевченко: Шесть мотоциклов. Хотели больше, но там у кого-то по разным обстоятельствам, кто-то заболел, у кого-то техника сломалась, шесть мотоциклов, и по ходу к ним присоединяются местные байкеры, смотря, где они проезжают.

Ведущая: А вообще кто эти люди, они чем занимаются?

Иерей Святослав Шевченко: Это люди разные — строители, сантехники, бизнесмены. То есть, это люди разных профессий, которые объединились православной верой и любовью к мотоциклам.

Ведущая: Как в Благовещенске их встретили?

Иерей Святослав Шевченко: Вообще они были в таком восторге, сказали, что они проехали три крупных города, включая наш, это Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, вот на данный момент их встретили так, как пока нигде не встретили. Это очень приятно, мы тоже совместно с правительством области и с нашими амурскими байкерами готовились, из наших ребят тоже было около 20 или 25 байкеров.

Ведущая: Организовали еще и некую церемонию награждения многодетных семей, это приурочили специально к приезду так байкеров?

Иерей Святослав Шевченко: Честно говоря, вчера слеза наворачивалась, когда отец, а вокруг него шесть или семь ребятишек, и без мамы, без супруги он их воспитывает, вот таких мы попросили министерство социальной защиты наградить, именно матерей и отцов героинь и героев, которые действительно внесли вклад в демографическую картину нашего региона.

Ведущая: Вообще, какую идею несут байкеры, проезжая по всей стране?

Иерей Святослав Шевченко: Я бы ее вкратце, если сформулировать, так назвал: ребята сибирского клуба Дмитрия Донского едут по России, чтобы предупреждать население, чтоб возвещать о том, что если мы не изменим отношение к семейным ценностям сегодня, к рождаемости, что один ребенок это хорошо, но 2 и 3 это тоже неплохо, и не нужно бояться этого, если мы не изменим этого отношения, то, допустим, касаясь нашего Амурского региона, по статистике, через 15 лет амурчан станет на 10 процентов меньше. То есть мы уменьшаемся, уменьшаемся, и естественная убыль, и уезжают отсюда, поэтому они как раз едут по России, чтобы напомнить, что эта демографическая катастрофа приближается. Каждый из них многодетный отец. Вот, президент мотоклуба Андрей Кочинов, у него 5 детей, духовник, священник с ними едет, протоиерей Сергий Рыжов, красноярский батюшка, у него 11 детей, 9 своих и 2 приемных, они с матушкой взяли, воспитывают. И тоже там ребята, у кого по двое, у кого по трое детей, то есть, эти мотоциклисты они на деле уже доказали это. Сегодня у нас, слава Богу, вот я смотрю, летом по Благовещенску очень много беременных мамочек, с колясками стало больше, больше и больше появляться. И где-то проходила даже информация, что выровнялась смертность с рождаемостью. Это очень приятно, и я считаю что подобные мероприятия…

Ведущая: Делают вклад в усилия государства? Вот смотрите, государство помогает, выплачивает пособия разного хода, хорошие, в общем-то, неплохие пособия по рождению ребенка, то есть, этот вклад существенный. Как пробег может…?

Иерей Святослав Шевченко: Дело в том, что они сейчас работают со словом, несут слово, то есть, объясняют, рассказываю, опыт у них есть какой-то воспитания ребятишек. Даже президент этого проекта, пробега и президент мотоклуба Андрей Кочинов, он вообще, говорит что на самом деле это ложный страх. Появится первый, второй ребенок, после третьего ребенка уже не суть важно, сколько там дальше детей, потому что дети как лесенка, они начинают участвовать, помогать маме, мыть посуду, убираться, старший начинает следить за младшими. То есть, нагрузка на маму, когда трое детей, пятеро или шестеро, уже не такая, как, допустим, первый-второй ребенок. То есть, главное этот барьер пройти. И они это объясняют, в том числе встречаясь по городам России с молодежью, они это объясняют, что не нужно этого бояться.

Ведущая: Отец Святослав, сибирские байкеры ехали под лозунгом «Рожай, страна огромная!». Как этот лозунг ложится на каноны православия, как сочетается?

Иерей Святослав Шевченко: Вообще, как сказать, это не то что лозунг, это один из слоганов, который был на машине у них. На самом деле, Церковь это только приветствует, но тут они немножечко скреативили, конечно, обыграв эту песню, «Вставай, страна огромная». На самом деле, он уместен и со светской точки зрения, потому что вот мы говорили, демографическая сейчас катастрофа, демографическая яма, и мы из нее еле-еле выкарабкиваться начинаем, а с точки зрения церковных канонов, вообще, Церковь смотрит на семью… вообще, «семь я» — это папа, мама и, как минимум, 5 детишек. На женщину смотрит, вообще, есть такое учение, сотериология, учение о спасении человека в вечности, и считается, что женщина спасается именно чадородием и воспитанием детей. Бог наделил ее этим талантом — более того, женщины более терпеливы, когда плачет ребенок… Мужчина, я по себе говорю, ребенок маленький, уже какое-то вот внутри напряжение, раздражение, а женщина более… и болевой порог у них, то есть, если бы мужчины рожали, они бы, наверно, умирали от болевого шока. Все так устроил Господь, что женщина — мама изначально. Мы живем в таком веке, когда к этому вопросу подходят несерьезно, либо ребенок когда не планируется, а получается случайно, аборты, сегодня их очень много делается. Естественно, вот таким мотопробегом, это еще раз обращение внимания общественности на вот эти проблемы.

Ведущая: А вообще, что такое байкерство в православии? Это какое-то новое направление, это какой-то новый посыл?

Иерей Святослав Шевченко: Совершенно нет. Дело в том, что Церковь идет туда, где люди, где народ, и не важно, байкеры это, рокеры, панки, еще какие-то субкультуры, готы, эмо — сегодня их очень много. То есть, Церковь идет туда и священники в частности, где их будут слушать. Мы никому не навязываемся. Допустим, что касается наших амурских байкеров, я уже озвучивал, объединение «Патриот» и мотоклуб «Мотор-сити», ребята тянутся к Церкви, они участвуют в наших крестных ходах, в каких-то мероприятиях, нас приглашают уже. Допустим, мы ездили в детский дом Поярково с этими мотоклубами. Они организовывают мероприятия для больных ребятишек с ДЦП, еще какие-то, некоторые катают их на мотоциклах, общаются, разговаривают, приглашают клоунов, то есть, устраивают какие-то мероприятия. И сегодня можно сказать, что русские байкеры, русские мотоциклисты по своей сути отличаются от их западных коллег. По фильмам мы видим, байкер — это какой-то лысый бородатый мужик, весь в наколках, в кожаной куртке, наркотики, оружие, крышевание проституции, то есть, жесткие какие-то люди, бандитизм. А у нас все немножечко не так. Сегодня байкеры, байкерское движение в России, оно, скажем так, взяло вот эту субкультуру, приняло, но ее переработало, переварило. Это то же самое, как вот православное христианство, мы взяли этот из Византии, по сути, из государства, которое разнится по культурным каким-то особенностям со славянами, но, тем не менее, мы взяли от них православие, но у нас свое зодчество, уникальное русское, русская школа иконописи, то есть, мы переработали православие именно на нашей земле, именно для русских, для славян оно стало вот таким. То же самое происходит, на мой взгляд, и с байкерским движением.

Ведущая: Ну вот, тем не менее, байкеры еще и в других акциях участвуют, таких, например, как мойка мотоциклов. Это достаточно сомнительное мероприятие, с точки зрения православия, мне так кажется.

Иерей Святослав Шевченко: Совершенно верно, да. И я такой диалог веду, у меня блог есть на портале информационных агентств области, и я пытаюсь этот разговор затевать, о чем? О том, что на открытие байкеров приезжают 200-300 мотоциклов, мотоциклистов, и они, как говорится, поставляют голову под святую воду, под кропило, берут благословение у церкви на открытие байкерского сезона.

Ведущая: Берут благословение все?

Иерей Святослав Шевченко: Да, берут все. И тут они устраивают… вот как в этом году была мойка мотоциклов, такого не было. Да, были у них элементы, скажем так, танца, но в купальниках это было одно, я просто по фотографиям увидел в средствах массовой информации, там вплоть до… какие-то лесбийские сцены, какие-то жуткие вещи, то, что, скажем так, Церковь не приемлет. Но тем не менее, мы благословляем открытие их байкерского сезона, и получается, что мы как бы благословляем вот такие мероприятия. Но на самом деле, тут нужно понимать, что байкеры берут благословение у Церкви, потому что езда на мотоциклах — это всегда опасность. В этом году, насколько я знаю, погиб байкер из мотоклуба «Блэк байк» в Белогорске, разбился. Их можно понять, они пытаются получить защиту Божию в таких ситуациях. Мотоцикл — все-таки это опасное транспортное средство. Но тем не менее, я об этом дискуссию начинаю в социальных сетях и на блогосфере вести, и уже получаю отклики, кто-то говорит, что Церковь, вы не лезьте туда. Но, ребята, если вы приезжаете к нам, берете благословение, то мы тоже имеем право высказать свое мнение к вот таким мероприятиям, как мойка мотоциклов. Я как священник просто не могу молчать, и поэтому я буду об этом говорить, и будем надеяться, что к Церкви на открытие байкерского сезона будут подъезжать те ребята, которые, действительно, хотя бы пытаются следовать заповедям христианским, то есть, пытаются с собой бороться, менять себя.

Ведущая: Можно сказать, что этот мотопробег является какой-то новой формой, миссией, несет православие в массы именно таким образом. А вообще Православная Церковь, непосредственно Благовещенская епархия, посредством ищет какие-то новые формы, находит, применяет?

Иерей Святослав Шевченко: Знаете, нет специального такого отдела, мозгового штурма, который придумывает. Все происходит органично, само собой, но какие-то, признаюсь честно, какие-то необычные мероприятия мы уже готовим, не буду их озвучивать, которые будут у нас впервые. Где-то возьмем опыт других регионов, где Церковь также взаимодействует с байкерами. Кстати, есть даже священники православные байкеры, на мотоциклах ездят с молитвой, крестные ходы на мотоциклах бывают — вот, кстати, один из этих, раз уж проговорился, есть такая идея мотоциклетного крестного хода по границы Амурской со встречей с пограничниками каких-то погранзастав. Но это только обсуждается в планах, будем надеяться, что все у нас получится. Но вот чтоб специально сидеть и думать, такого нет, оно как-то по ходу возникает, какие-то идеи, а давайте вот так, а давайте вот так. То есть мы естественно ищем формы совместного сотрудничества.

Ведущая: С разными направлениями людей?

Иерей Святослав Шевченко: Да, в том числе и с байкерами. Как-то приглашали меня в гости в байк-центр мотоклуба «Мотор-сити», и мы там сидели за чашкой чая, и обсуждали точки соприкосновения наши, потому что понятно, у нас нет, скажем так, задачи всех байкеров затянуть в Церковь, это дело добровольное, невольник не богомольник, как русская мудрость гласит, поэтому нам главное показать православие с человеческим лицом. Так же как и байкеры хотят сломать эти стереотипы. Ребята разные, интересы разные, направленность, но их объединяет любовь к тому, что называется «ветер в лицо», а Церковь, в свою очередь, помогает духовно-нравственные моменты проявить, вот в этом служении байкерском, то есть, где они могли бы себя проявить. И они с удовольствием себя проявляют.

Ведущая: Спасибо. Я напомню, что сегодня о православии и байкерах мы говорили с руководителем отдела по связям с общественностью Благовещенской епархии Святославом Шевченко. Спасибо!