Православие Приамурья: Как Церковь помогает бороться с пьянством и вредными привычками? (+ТЕКСТ)

In Православие Приамурья by o.Venedikt

В выпуске — беседа с настоятелем прихода великомученика Пантелеимона, иереем Александром Донесенко, о работе Благовещенской епархии по направлению утверждения трезвости, здорового образа жизни, а также об устройстве реабилитационного центра для людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией, на территории Свято-Троицкого мужского епархиального монастыря. Ведущая — Ольга Пасенкова.

Ведущая: Сегодня Благовещенская епархия впервые провела день трезвости. Об избавлении жителей Амурской области от алкоголизма прихожане и представители общественных организаций, а так же реабилитационных центров для алко и наркозависимых, все вместе молились в Свято-Троицком мужском монастыре в Ивановском районе. А затем уже в Благовещенске, в духовно-просветительском центре епархии, состоялась встреча-беседа с молодежью и их родителями о вреде выпивки. О том, что еще делает духовенство области и сотрудники епархиального отдела социального служения для профилактики зависимостей и утверждения здорового образа жизни, мы сегодня и поговорим. У нас в студии священник Александр Донесенко, настоятель прихода великомученика Пантелеимона областной детской больницы. Отец Александр, здравствуйте!

Иерей Александр Донесенко: Здравствуйте!

Ведущая: Отец Александр, вы уже не первый год общаетесь с людьми, которые приходят на лечение в реабилитационные центры для страдающих алкогольной и наркозависимостью, окормляете их духовно. Скажите, насколько сегодня эта проблема актуальна?

Иерей Александр Донесенко: В целом по России, на настоящий день сейчас около семи с половиной миллионов наркоманов живет. Этим летом в областном наркодиспансере проходил семинар, и вот представители госнаркоконтроля приводили такие интересные цифры — каждый четвертый житель Амурской области знает наркомана или наркоманов, в каждому пятому уже предлагали наркотики. Вот по оценкам этих специалистов, ситуация в этом плане у нас просто катастрофическая и близкая к критической.

Ведущая: Чем Церковь может помочь? Только лишь молитвой? Реабилитационные центры как-то там помогают, может быть, медикаментозно, в наркодиспансере лечат, там как-то откалывают. Как Церковь может вот на это повлиять?

Иерей Александр Донесенко: В настоящее время на территории Российской Федерации действуют более шестидесяти реабилитационных центров православной направленности, по реабилитации наркозависимых и алкоголиков. Планируется открытие в каждой епархии, в каждом крупном городе кабинетов доверия, так называемых консультативных кабинетов, где человек, страдающий зависимостью, может получить подробную консультацию о центре, которой находится в его регионе, в ближайшем регионе.

Ведущая: То есть, если человек понимает, что он болен, что он много выпивает, сидит на игле или еще какие-то принимает наркотики, может прийти в духовный центр при церкви?

Иерей Александр Донесенко: Да, обратиться за помощью, и ему дадут консультацию и направят в ближайший реабилитационный центр.

Ведущая: А вообще это бесплатно такие центры действуют?

Иерей Александр Донесенко: В настоящее время идет по всей России такая систематизации всех этих центров, создается единая сеть православных центров, с единой базой данных, с едиными методиками, с единым управлением, и в каждом регионе оно действует по-разному. Где есть возможность привлекать какие-то государственные ресурсы, там, конечно, это бесплатно. В нашей области планируется создание реабилитационного центра при мужском монастыре в селе Троицкое Ивановского района, а сегодня, одиннадцатого сентября, в этом монастыре совершалась особая служба, и мы молились о том, чтобы Господь Бог помог нам открыть профессиональный реабилитационный центр для людей, страждущих недугом наркомании и алкоголизма.

Ведущая: Ну а сегодня ближайший центр православный где?

Иерей Александр Донесенко: Вообще в практике служения Русской Православной Церкви существует окормление центров, работающих по нескольким программам. В частности, в нашей область есть три центра, которые работают по двенадцатишаговой программе. Это «СВ-клиника», «Новая жизнь», «Рука помощи». Эти организации, они не религиозные, и конечно, не православные, но они просят у нас о помощи, так как их программа реабилитации основана на духовных ценностях, и мы стараемся им помочь своей молитвой, своей поддержкой.

Ведущая: Вот смотрите, вы говорите, что не все центры то бесплатные, но ведь человек приходит, может быть, у него совершенно нет денег, вот решил наконец-то избавиться от зависимости, а денег нет. Что делать?

Иерей Александр Донесенко: В нашем реабилитационном центре мы планируем создать такую программу при участии государства, которое бы финансировало и субсидировало лечение наркоманов и алкоголиков. Вообще у Церкви богатый опыт помощи людям, страждущим от алкогольной, наркотической, табачной, игровой зависимостью. Раньше, когда население нашей страны было достаточно воцерковленным, практиковались обеты трезвости, которые реальных людей удерживали от влечения к алкоголю, наркотикам и другим зависимостям. Но и сейчас также каждый человек, страдающий этими недугами, может прийти в храм Божий, обратиться к священнику, получить консультацию, получить методическую литературу, и конечно же, поучаствовать в таинствах исповеди и святого причащения, которые реально могут укрепить его на этом пути. Я знаю множество примеров, когда люди обращались к священникам, ко мне лично, и через исповедь и святое причащение реально избавлялись от этих проблем.

Ведущая: Вообще, на самом деле, велико ли число таких людей, которые избавились от зависимости, от тяжелой зависимости, насколько вы говорите, именно словом, молитвой?

Иерей Александр Донесенко: С первого по третье сентября в Москве проходил пятый в общецерковный съезд по социальной работе, и Святейший Патриарх Кирилл озвучил такие цифры, что около шестидесяти процентов приходящих людей в православные реабилитационные центры, получают длительную ремиссию и становятся людьми, независимыми от наркотиков и алкоголя.

Ведущая: Как правило, алкоголик или наркоман осознает это достаточно поздно или, может быть, совсем не осознает, а при этом приносит муки, семья страдает, другие окружающие его люди. Каким образом можно вот здесь человека повернуть на путь истинный? Через его родственников, через жену, мать?

Иерей Александр Донесенко: В планируемых кабинетах первичной помощи, которые будут организованы при всех епархиях Русской Православной Церкви, где будут работать социальные работники или даже психологи, как раз будет проводиться такая работа, где человек должен получить объективную оценку своей зависимости, своей болезни. Есть нормальные, цивилизованные методы убеждения, есть даже целые методики в этом плане.

Ведущая: А вот как Церковь и влияние на человеческую психику, это совместимо?

Иерей Александр Донесенко: Конечно, нет. Но имеется ввиду не влияние на сознание человека как таковое, нужно при помощи психологической беседы, консультации дать объективную оценку состояния человека, чтобы он понял и был замотивирован в своем лечении. То есть, не идет речь о воздействии на психику, на подсознание, а только вот социальная такая, психологическая помощь.

Ведущая: А вот не кажется ли вам, что когда уже человек страдает алкоголизмом или наркозависимостью, порой бывает это уже поздно, что люди даже погибают. Возможно, нужно не реабцентры создавать, которые лечат наркоманов, алкоголиков, а где-то там, со школьной скамьи, детского сада проводить политику того, что пить это вредно, колоться это вредно.

Иерей Александр Донесенко: Конечно, самая большая проблема, которая стоит перед нашим обществом и которая должна нас как-то консолидировать — это профилактика алкоголизма, наркомании среди молодежи, среди детей, среди взрослых. В Москве по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла был создан координационный совет, который получил впоследствии статус общественной организации «Общее дело», в которую вошли представители многих общественных организаций, религиозных объединений. Цель этого проекта — донести до людей правду о зависимости, о проблеме алкоголизма и наркомании, и в рамках нашей епархии, в принципе, в каждом приходе осуществляется такая деятельность, каждый священник старается говорить с людьми, приходить к детям, рассказывать жестокую правду об алкоголе. Этот проект «Общее дело» выпускает множество продукции, также диски с фильмами, множество листовок, которые попадают в учебные организации.

Ведущая: А что там за страшная правда? Я знаю, когда говорили о вреде абортов, были диски, которые тоже показывали детям в школах, там были страшные такие картинки. Здесь что можно показать?

Иерей Александр Донесенко: Это документальные фильмы о вреде алкоголя. Они созданы профессионалами, и используются широко в нашей стране во многих регионах. Посмотрите, они включены в школьную программу даже. Эти фильмы, их обсуждение человеку должны дать какую-то перспективу.

Ведущая: Отец Александр, вы говорили о создании в Амурской области таких реабцентров. Давайте поподробнее, где будет создан, главное, когда есть ли уже какие-то планы, если уже какие-то наметки?

Иерей Александр Донесенко: Село Троицкое Ивановского района, буквально за эту зиму, в ближайшее время мы должны создать реабилитационный центр.

Ведущая: То есть, к весне шестнадцатого года?

Иерей Александр Донесенко: К весне шестнадцатого года, в планах. У нас есть помещения, у нас есть кое-какая материальная база, у нас есть огромное желание людей участвовать, в нашем регионе есть достаточно компетентные профессионалы в плане реабилитации. Мы будем, конечно же, привлекать государственные службы. Реабилитация наркозависимых и алкоголиков должна проходить таким образом: первичная помощь страждущим людям должна оказываться в учреждениях государственных.

Ведущая: То есть, в медицинских учреждениях, в том же наркодиспансере?

Иерей Александр Донесенко: В том же наркодиспансере человек должен пройти лечение.

Ведущая: Чтобы сняли этот медикаментозный страшный синдром, ломку.

Иерей Александр Донесенко: Детоксикация. И уже затем, на основании договора с этим учреждением…

Ведущая: Просто как реабилитация уже…

Иерей Александр Донесенко: Да, длительная реабилитация. Мы должны обратиться к этому человеку, предложить ему пройти курс реабилитации в нашем центре.

Ведущая: Ну что это будет, трудотерапия? Вот я знаю, что другие религиозные организации, которые занимаются этим, трудотерапией, так сказать, помогают людям выйти из состояния алкоголизма.

Иерей Александр Донесенко: Вообще, наше представление вот такое, с давних советских времен, о трудотерапии, они не достаточны. Существует несколько программ, которые зарекомендовали себя во всем мире, программ, разработанных профессионалами, наркологами, психологами. В православных реабилитационных центрах уклон делается на духовность человека.

Ведущая: Человека попал в православный реабилитационный центр пройти реабилитацию после курса лечения, но в веру он не совсем готов окунуться полностью, с головой — и что ему делать? Это должно быть какое-то условие? Ставите вы, наверное, условия какие-то?

Иерей Александр Донесенко: Нет, это должна быть очень гибкая система для человека. То есть, привести человека в нормальное человеческое состояние, раскрыть перед ним общечеловеческие ценности, культурные, религиозные, общественные. И если человек православный, верующий, то, конечно же, к нему применима система воцерковления.

Ведущая: Хорошо. Насколько рассчитана программа, о которой вы говорите?

Иерей Александр Донесенко: В зависимости от степени заболеваемости человека, как минимум, на 4-6 месяцев.

Ведущая: А вот кто может гарантировать благополучный исход всего этого? Пришел человек, подлечился четыре месяца, полгода, полежал, так сказать, за бюджетные деньги, дальше вышел и дальше начинает вести свой обычный образ жизни. Есть какая-то гарантия? Должен быть какой-то отчет за то, что не зря потрачены эти деньги.

Иерей Александр Донесенко: Обычно система реабилитации строится из такой модели – существует так называемый пост-реабилитационный период. Человек, выходя из центра, должен посещать — не должен, а он может посещать — группы взаимопомощи, где за человеком продолжают наблюдать, помогают ему по-новому жить в социуме, где ему оказывают всяческую поддержку и где он очень часто находит друзей, соратников, и где он может с Божией помощью самореализоваться и не упасть, не наступить на те же самые грабли.

Ведущая: Хорошо, а центр закрытый, из него можно выходить? Я к тому, что человек может работать при всем при том, что страдает алкоголизмом. У него наверняка могут быть какие-то другие обязанности, в семье, на работе.

Иерей Александр Донесенко: В-основном, конечно же, люди, попадающие в реабилитационные центры, это уже люди, глубоко разрушенные наркотиками или алкоголем, и какая-либо профессиональная деятельность для них почти невозможна, поэтому вряд ли они смогу чем-то заниматься, хотя могут быть всякие исключения, в зависимости от степени болезни человека. Для людей глубоко больных это должно быть какое- то закрытое стационарное учреждение.

Ведущая: Принудительное или только лишь добровольное?

Иерей Александр Донесенко: Нет, принуждать людей ни к чему мы не имеем права, только на основе убеждения, на основе диалога, на основе донесения до него глобальности его проблем, чтобы желание у человека появилось само.

Ведущая: Вот я не думаю, что только лишь священники своими силами смогут с этим справиться. Каких-то волонтеров, каких-то еще людей будете привлекать? Прихожан?

Иерей Александр Донесенко: Конечно, без помощи волонтеров, без помощи добровольцев, такую серьезную деятельность развить невозможно.

Ведущая: Сегодня есть очень много общественных организаций, ну, не много, но они есть, общественные организации, «За трезвость», еще какие-то там есть организации, вот они сегодня есть, существуют и работают. С ними есть контакты?

Иерей Александр Донесенко: Со многими общественными организациями, которые в нашем городе работают, мы поддерживаем отношения, и в некоторых проектах мы вместе участвуем, например, Евгений Ищенко, который возглавляет движение «Турникмен», мы с ними стараемся контактировать и находить какие-то общие площадки. Проблема настолько глобальна, что практически каждый третий-четвертый, приходящий в храм к священнику на исповедь имеет отношение к этой проблеме.

Ведущая: Или сам, или близкий человек у него, или еще кто-то?

Иерей Александр Донесенко: Да, обращается много людей, обращается много родителей, родственников, которые хотят получить помощь, мы стараемся всячески их поддерживать, ее оказывать.

Ведущая: Тем не менее, и реабцентр будет не резиновый, если вдруг переполнится желающими, куда их будете отправлять?

Иерей Александр Донесенко: Если в каком-то реабилитационном центре не будет хватать места, мы, пользуясь единой сетью центров, единой базой данных, можем человека направить в другой, близлежащий или, может быть, далекий реабилитационный центр, для того, чтобы он там мог получить помощь.

Ведущая: Может быть, вы посоветуете, с точки зрения православия, что делать людям, страдающим или их близким?

Иерей Александр Донесенко: Прежде всего, я хочу еще раз озвучить глобальность этой проблемы, приведу некоторые данные. По данным Всемирной организации здравоохранения, уровень потребления спиртных напитков начинает представлять национальную опасность, если стране в год на душу населения потребляется более восьми литров алкоголя. По официальным данным Роспотребнадзора, употребление поднялось до 18 литров чистого алкоголя в год. Сверхвысокое потребление алкоголя в России приводит к преждевременной смерти более семисот тысяч человек ежегодно. Ежегодно в России потребляют алкоголь, включая пиво, 33 процента юношей и 20 процентов девушек. Ну, вот эти данные, всего лишь некоторые, которые я привел, это как бы одна сторона медали. Тут есть другая сторона медали – кому это выгодно? Более 90 процентов всех алкогольных предприятий в России принадлежат иностранным компаниям. По данным Общественной палаты России, прямые и косвенные убытки от алкоголя составляет 1,7 триллиона рублей. 97 процентов табачного производства в России принадлежит иностранным компаниям. Проблема настолько глобальна, что я думаю, настало время звонить во все колокола. Подумайте только, если каждому пятому жителю Амурской области по официальной статистике, уже предлагали наркотики. Я лично стараюсь работать и в этом направлении уже около десяти лет, как стал священником. Мне эта тема интересна, потому что я родился в Амурской области, и я знаю множество примеров своих друзей, одноклассников, родных и близких, соседей, знакомых, которые погибли от этой проблемы.

Ведущая: Поэтому вы так активно и включились в эту деятельность.

Иерей Александр Донесенко: Да. Эти люди мне не безразличны.

Ведущая: Хорошо, спасибо. Я напомню, что сегодня мы говорили о проблемах алкоголизма и наркомании, и о том, что Благовещенская епархия намерена уже к весне 2016 года построить реабилитационный центр для этой категории людей. А у нас в студии был священник Александр Донесенко, настоятель прихода великомученика Пантелеимона при областной детской больнице.