Православие Приамурья: Албазинская икона — символ Амурского края (+ТЕКСТ)

In Интервью, Православие Приамурья by Анна Лиманская

В новом выпуске программы – беседа с епископом Лукиане об областном праздновании дня Албазинской иконы Божией Матери в Благовещенске. Ведущая – Ольга Пасенкова.

Ведущая: У этого образа молилось не одно поколение амурчан и, по их молитвам, отступали враги, останавливались эпидемии, рождались здоровые дети. В 2013 году, когда бушевало страшное наводнение, с этой реликвией был совершен крестный ход на вертолете.

В предстоящее воскресенье, 22 марта, – день чудотворной Албазинской иконы Божией Матери. О том, каким будет этот день для православных жителей Приамурья, сегодня поговорим с епископом Благовещенским и Тындинским Лукианом.

Владыка, здравствуйте. Давайте начнем с истории. Албазинскую икону еще в XVII веке считали чудотворной. Почему?

Епископ Лукиан: Этот особенность именно этого образа. Для первопроходцев, для первопоселенцев он стал символом покровительства Божией Матери. В то время весь народ, естественно, был крещеным, православным. И конечно, отправляясь в путь, открывая новые земли, помимо своих каких-то личных вещей, бытовых принадлежностей, того же хлеба, люди брали с собой святыню, что-то особенное, что бы их вдохновляло, помогало не потерять цель, не потерять веру. Такой святыней стала Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть».

Ведущая: Почему именно она, почему именно ее брали?

Епископ Лукиан: Так получилось исторически – сейчас уже сложно сказать, почему. В иконографии такие образы, как Албазинский, относятся к типу «Знамение»: Божия Матерь с распростертыми руками, Младенец по центру груди. Такие чудотворные иконы есть в Новгороде, Курске, по всей старой России. В те времена, когда было становление России, в моменты междоусобных браней, когда княжества делились на княжества, такая икона, образ-знамение служил своего рода военным знаменем. Этот символ был также близок тем, кто шел осваивать, открывать новые земли.

Ведущая: Я читала, что в 1900 году, когда на Благовещенск напали китайцы и в городе не было действующей армии, китайцы тоже видели это знамение.

Епископ Лукиан: Действительно так. И такие случаи помощи Бога по молитвам Богородицы начали происходить гораздо раньше. Когда казаки защищали Албазино, именно тогда впервые проявилось заступничество Божией Матери. Известно, что Она являлась воющим в белых одеждах, на белом коне, не давая возможности китайцам подступиться к крепости — это тоже отражено в летописях.

Если говорить про 1900 год, Ее видели не русские, которые во время нападения все молились у Албазинской иконы, просили, чтобы Божия Матерь защитила город — Ее видели китайцы. Они потом говорили, что «шибко белая» красивая Женщина не давала снарядам попадать в городские здания. Это свидетельство для нас очень ценно и важно, потому что в нем нет православной заинтересованности. Люди искренне молились – молились Богородице, которая являет Себя по всему миру, молились у образа, который их впечатлял, который был символом этих амурских земель.

Конечно, когда мы говорим о чудотворном образе, то не приписываем доске, на котором он начертан, какую-то волшебную силу, мы просто говорим о том, что Сама Богородица и Сам Бог избрали этот символ, эту святыню, эту реликвию для того, чтобы через нее открывать Свою волю, являть Свое заступничество и покровительство.

Интересен такой момент. Какой бы богатой ни была история Албазина, мы знаем, что сегодня место бывшей крепости поросло травой — там идут раскопки, ведутся поиски останков албазинских воинов. Да, это для нас ценно и священно, но единственная сохранившаяся реликвия того времени — Албазинская икона Божией Матери. Она омыта потом и кровью этих защитников. Сегодня эта святыня — памятник, яркий символ всей истории Амурского края, и, можно сказать, всего Дальнего Востока, ведь по сути именно с Благовещенска начиналась история дальневосточного региона.

Ведущая: Сегодня Албазинская святыня находится в кафедральном соборе, но не всегда это было так, какое-то время она была в краеведческом музее. Расскажите ее историю путешествий.

Епископ Лукиан: На благовещенской кафедре я всего три года, и, наверное, мой предшественник рассказал бы о том времени больше. Могу лишь сказать о своем отношении к тому времени: может быть, слава Богу, что икона находилась в краеведческом музее, и мы выражаем благодарность сотрудникам музея, которые сохранили ее, чтобы она не погибла, не исчезла бесследно, как многие святыни, которые были на Руси. К ней относились очень грамотно, к ней всегда был доступ и со стороны людей верующих и неверующих, каждый мог посмотреть на эту реликвию, оценить со своей точки зрения — за это мы и благодарим сотрудников музея и лично директора.

Вообще, такие понятия как «музей», «экспонаты» пришли к нам из греко-римской культуры. Первоначально это были собрания разного рода статуй. В языческом греко-римском мире до Рождества Христова существовала традиция поклоняться каменным изваяниям, и каждый император считал, что он бог, и поэтому все его подчиненные должны были поклоняться его статуе. Но если статуя повредилась, ее ведь не выкинешь — это было бы неуважением к императору, поэтому существовали музеи, где хранились эти отжившие свое боги.

Но когда мы говорим о христианских святынях, мы совершенно далеки от идолопоклонства, в котором некоторые пытаются нас обвинить: мол, вы поклоняетесь иконе, значит, вы не поклоняетесь живому Богу. Это просто нелепо, с тем же успехом можно не признавать, к примеру, фотографии. Мы прекрасно понимаем, что образ есть образ, а живая реальная личность она всегда остается живой и реальной — есть живой реальный Бог, святые, которых мы почитаем. Да, они находятся в ином духовном мире, но поскольку человек материален, ему необходимы ощутимые вещи, которые он может увидеть, потрогать. Поэтому за первые восемь веков своего существование Церковь выработала вот это правильное отношение к материальным святыням, и у нас появились иконы, которые помогают человеку вознестись мысленно, душевно к первообразу.

Ведущая: Вот эта икона, которая, находится сейчас в кафедральном соборе, она очень старинная и с нее делают сейчас списки и копии. Они несут такой же посыл, такую же ноту, такую же благодать?

Епископ Лукиан: Конечно. Во-первых, каждая икона несет идею и содержание. Наша амурская икона знаменита тем, что она передает идею Боговоплощения, начала спасения мира, когда невидимый, непостижимый Бог становится обычным человеком в образе Иисуса Христа. То, что написано на этой иконе, когда Дева во чреве носит маленького Человечка, который является Богом Вселенной, несет именно этот смысл. Копируя икону, мы заново передаем этот смысл — Боговоплощение.

И списки Албазинской иконы имеются по всему Дальнему Востоку. Знаменитым является хабаровский список, его даже именуют чудотворным. Это право Хабаровской епархии, видно, у этой иконы совершалось много чудес по молитвам к Божией Матери. Но список этот заметно отличается от оригинала. Мы всегда очень радуемся тому, что Благовещенск, историческая столица Дальнего Востока, обладает исходной реликвией, святыней, с приходом которой Дальний Восток, по сути, начал зарождаться.

Ведущая: Но хотя есть много списков и копий, Албазинская икона часто путешествует — я знаю, что она была и в Москве, и в Чите, и в Южно-Сахалинске, и во Владивостоке и в Магадане… выходит, к старинному образу почитания больше?

Епископ Лукиан: Не то, чтобы больше, просто наша икона является первообразом, исторической иконой…

Ведущая: Но почему она путешествует?

Епископ Лукиан: Это традиция нашей Церкви — мы всегда делимся святынями. Об Албазинской иконе знает весь православный мир, и многим людям, конечно, хочется, чтобы эта святыня побывала и у них в регионе, в их епархии, чтобы они могли к ней приложиться, помолиться, посмотреть на нее — ведь это тоже очень важно.

В свое время мы так же просили часть мощей святителя Николая Чудотворца у московского фонда, и когда привозили эту святыню, у храмов были огромнейшие очереди. Сейчас, слава Богу, у Амурской области есть своя частичка мощей этого святого — в данный момент она находится часовне при областной больнице для поддержания больных и персонала, а потом отправится в путешествие по другим храмам епархии. Это традиция.

Но учитывая, что некоторые чудотворные иконы представляют собой историческую ценность, а не просто являются объектами почитания в Русской Православной Церкви, такие святыни теперь путешествуют из епархии в епархию только по благословению Святейшего Патриарха.

Надеемся на то, что в эти памятные для Амурской земли годы, в 365-летний юбилей появления в Албазино первопроходцев и на 350-летие с момента принесения сюда Албазинской иконы, мы, заботясь о своих родных амурчанах, провезем чудотворный  образ по всем городам и всем селам, чтобы у людей была возможность просто посмотреть на эту реликвию. Мы верим в то, что посредством образа, Сама живая Богородица защитит и благословит нашу землю в такое непростое время.

Ведущая: У Албазинской иконы есть еще одна особенность — с ней проводят крестные ходы, и предстоящее воскресение не станет исключением — будет большой праздник, большой крестный ход.

Епископ Лукиан: Для нас это тоже большая задача. Поскольку праздник 22 марта пришелся на воскресный день, всем верующим хочется быть здесь, всем хочется быть у иконы, всем хочется быть на празднике. Но если все приедут сюда, в других храмах по всей области в воскресные дни никого не останется – ни батюшек, ни помощников.

Пришлось собрать епархиальное собрание – духовенство, часть прихожан, которые отвечают за хозяйственную и организационную деятельность, за работу с молодежью. Мы должны были обсудить эту проблему и дружно принять решение – молимся вместе или каждый сам у себя. Поскольку такое событие бывает всего раз в год, собрание единогласно постановило праздник проводить вместе, в Благовещенске, в кафедральном соборе.

Будет праздничная Божественная литургия, а в 12:30 начнется большой крестный ход. Мы с иконой пройдем на историческое место бывшего женского монастыря в честь Албазинской иконы Божией Матери – в сквер на пересечение улиц Ленина и Чайковского. В этом году, благодаря поддержке правительства области и городской администрации, на этом месте мы уже будем строить часовню во имя Албазинской иконы Божией Матери. Пока мы собираем средства, работаем над исторической и архитектурной документацией для восстановления Свято-Троицкого (Шадринского) собора, в ней будут проводится богослужения. Часовенка будет небольшая, сбоку от собора.

Ведущая: Почему же опять небольшая?

Епископ Лукиан: Во-первых, потому что мы надеемся на строительство большого собора. Часовня обозначит место дореволюционного Албазинского женского монастыря – это наш долг перед Богородицей.

Кроме того, Албазинский монастырь приносил большую пользу для города. Сестры, говоря современным языком, решали множество так называемых социальных проблем — помогали бедным, давали кров сиротам, окормляли женщин, девушек. Не обозначить это место – это и грешно, и преступно по отношению к собственной истории, нужно восстановить справедливость.

Сначала в этом сквере появится часовня, а в дальнейшем там будет строительство храма в честь Святой Троицы, как и было запланировано.

Еще, по инициативе наших благовещенцев, мы работаем над тем, чтобы установить в приделе Албазинской иконы в соборе несколько каменных памятных досок, где золотыми буквами будет выбита история этого образа, его появления в нашем крае, описаны основные чудесные явления, которые случались по молитвам перед этой иконой – это и избавление Благовещенска от холеры, и явление Женщины в белом во время боксерского восстания 1900 года. Памятные доски нужны, чтобы закрепить эту информацию, оставить ее для потомков, чтобы прочитывая эти сведения, люди понимали, почему эта святыня – главная святыня нашего края.

Ведущая: В воскресный день, в день памяти чудотворной Албазинской иконы, сколько ожидаете людей?

Епископ Лукиан: Много! Участвовать будут байкеры – правда, пешком, не на мотоциклах, потому что медленная скорость передвижения вредна для техники. Будет участвовать православное молодежное братство. Еще мы очень благодарны ДВВКУ и начальнику училища генералу Владимиру Грызлову – рядом с иконой пойдет почетный караул из курсантов. Пригласили братьев-казаков, они тоже будут участвовать, но мы не знаем, в какой мере они соберутся и сколько их будет.

Крестный ход будет сопровождать передвижная звонница и духовой оркестр – до революции все походы и все большие церковные мероприятия не обходились без духовой музыки.

Учитывая, что холодная погода не позволит людям долго находиться на улице, на этот раз мы ограничиваемся малой программой праздника, но у нас есть еще несколько праздничных дат, в которые мы так же будем проводить крестные ходы, а также приглашать исполнителей народной хоровой музыки, устраивать концерты и другие серьезные культурные мероприятия. Планы большие.

Ведущая: Спасибо. Я напомню, что сегодня мы говорили о том, что 22 марта в Приамурье отмечается день чудотворной Албазинской иконы Божией Матери, и в этот день пройдет большой крестный ход. У нас в студии был владыка Лукиан. Я благодарю вас за то, что пришли к нам, всего доброго, до свидания.

ВСЕ ВЫПУСКИ