После Дня космонавтики апологеты обсудили науку и религию

In Новости by X-admin

13 апреля очередная пятничная встреча в молодежном центре епархии на Пионерской была посвящена взаимоотношению науки и религии и понятию чуда.

Наука не противоречит вере, что подтверждается большим числом верующих учёных. Учёными-христианами были: М. Планк, Б. Паскаль, основатель генетики Г. Мендель, советский академик Б. Раушенбах и многие другие. Наш великий земляк святитель Иннокентий (Вениаминов) тоже был общепризнанным учёным, лауреатом Демидовской премии Императорской академии наук.

Советская атеистическая идеология давала ложное представление о противоречии веры и науки. По словам верующего М.В. Ломоносова, «природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собою». Удел науки – естественное, т.е. природа, а метод – эксперимент. Предмет религии – сверхъестественное, т.е. Бог, ангелы, душа как субстанция, а метод – вера. Бог – не предмет науки, но учёный может быть верующим.

Каждой области знания лучше ограничиться своей компетенцией. Когда религия берётся решать чисто научные вопросы, это может печально закончиться, как было с делом Галилея. Когда научные методы пытаются привнести в религию, результат оказывается ещё хуже. Эксперименты не удаются, а складывается странная сциентистская вера во всесилие науки: не сегодня-завтра эксперименты получатся, душа будет взвешена, Бог определён как «торсионные поля», «физический вакуум», или абстрактные энергетические «вибрации». Представители технической науки, которые соблазняются этим путём, вскоре оказываются в списках «Фрикопедии» – энциклопедии лженауки. Учёные превращаются в оккультистов, создающих собственные псевдонаучные мифы.

Религия не меньше науки заинтересована в том, чтобы положить предел лженаучному мифотворчеству. Как же быть с фактом существования уникальных феноменов телепатии, ясновидения? Если феномены есть, это не значит, что они автоматически становятся предметом науки. Наука появляется там, где есть повторяемость явлений, устойчивая воспроизводимость результата с любым экспериментатором, закономерность. Тогда можно говорить об их естественном характере и изучать научно. Утверждение, что все явления принадлежат науке, само по себе не научно. Это всего лишь мировоззрение. Наука не может доказать, есть ли что-либо за пределами науки, или нет, наука не знает все ли явления естественные-природные или же есть сверхъестественная область, недоступная науке. Религия скажет, основываясь на собственном мистическом опыте, что именно так и обстоит дело – огромная область сверхъестественного в принципе останется недосягаемой для науки. Область научного знания ограничена.

Понятие чуда можно рассматривать в нескольких аспектах. Это может быть прямое нарушение законов природы, как хождение Иисуса Христа по воде, или явление иной сверхъестественной природы. Чудо может быть и нарушением математической вероятности, когда событие происходит именно в это время в этом месте, что позволяет усмотреть промысел в происходящем. Обмеление Красного моря и Иордана могли быть природными явлениями, но произошли они в очень подходящий момент, когда ветхозаветному Израилю нужно было пройти эти водные преграды. То же действие промысла как необычного стечения естественных обстоятельств любой человек может при желании усмотреть в своей собственной жизни.

Участники собрания посмотрели фрагмент научно-популярного фильма «Путешествие на край Вселенной». Вопрос о соотношении научного знания и шести дней творения мира, описанных в первых главах Библии, собравшиеся решили обсудить в следующий раз.

Литература по теме:

http://legavp.ru/apologetika-osnovnoe-bogoslovie   Лега В.П. Лекции по основному богословию.

https://azbyka.ru/fiction/chudo/ Льюис К.С. Чудо.

https://www.youtube.com/watch?v=4j0c1bTI6j0&t=149s Путешествие на край Вселенной.

Алексеев В., Григорьев А. Религия антихриста. Новосибирск, 1997.

Сурдин В.Г. Астрология и наука. Фрязино, 2007.