Пасхальные традиции от А до Я

In Новости by o.Venedikt

артос-1

Особые службы, особые молитвы, особые кушанья, особые цвета, звуки и даже запахи — вот, что отличает праздник Христова Воскресенья и его попразднство от всех других дней церковного года.

Артос

Пасхальный хлеб с изображением креста или Воскресения, который освящается сразу после праздничной ночной службы. Этот хлеб символизирует собой незримое присутствие среди людей воскресшего Христа.

Всю первую неделю после Пасхи артос хранится в храме на видном месте, с ним совершаются крестные ходы. В субботу Светлой седмицы после утренней службы священный хлеб раздробляют, а кусочки раздают верующим. В течение года артос принимают как духовное лекарство от телесных и душевных немощей – обычно натощак и со словами «Христос воскресе!».

Благодатный огонь

Одно из немногих чудес Православной Церкви, являемое  ежегодно. В Великую Субботу, в канун праздника Пасхи, в храме Гроба Господня, что в Иерусалиме, по молитве православных патриархов с неба в виде голубоватых всполохов молний сходит пламя, от которого самопроизвольно загораются лампады и свечи. Благодатный огонь (другое его название — «Святой Свет») обладает особым свойством – в первые минуты после своего появления он не обжигает рук и лиц людей. С помощью этого чуда Господь свидетельствует об истинности Своего Воскресения ищущим и сомневающимся, укрепляет их в вере.

В начале было Слово

Первые слова Евангелия от Иоанна, которое читаются за литургией в праздник Пасхи (Ин. 1:1-17). В этом отрывке речь идет о Божественном происхождении Христа и о том, что Его пришествие в мир в образе человека дало людям:

12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.

16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Во многих кафедральных соборах Русской Православной Церкви это праздничное Евангелие читают на нескольких языках (чаще всего – на греческом, латинском и церковно-славянском) ­­– как свидетельство того, что проповедь веры христианской, основанием которой является Христово Воскресение, огласила все народы во всех концах земли.

Дата Пасхи

Определяется при помощи особой системы расчета (пасхалии), которая моделирует практику исчисления времени древних иудеев, которые, в отличие от нас, жили не по солнечному, а по лунно-солнечному календарю. Продолжительность месяцев (а в некоторые годы – и их количество) в этих двух типах календарей не совпадает, поэтому для вычисления даты Пасхи сначала составляется таблица соответствия лунных и солнечных месяцев на несколько лет вперед (обычно на 19). По этой таблице определяется дата ветхозаветной иудейской Пасхи, которая, как мы знаем из Евангелия, случилась раньше, чем Христово Воскресение.

Общее правило Пасхалии такое: Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия (21 марта). Русская Православная Церковь эту опорную дату определяет по юлианскому календарю, Католическая Церковь и некоторые поместные православные церкви (например, Финляндская) – по григорианскому, поэтому даты празднования Пасхи у разных христианских общин могут не совпадать. Григорианская пасхалия считается менее точной, потому что при ее использовании новозаветная Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день с ней, что противоречит апостольским правилам и правилам I Вселенского Собора.

По Александрийской Пасхалии, которой пользуется Русская Православная Церковь, Пасха может приходиться на любой день в период с 4 апреля по 8 мая (по новому стилю). Относительно этой даты отмечаются все другие переходящие церковные праздники.

Евхаристия

Пасхальная Трапеза Нового Завета, Таинство Тела и Крови Христовой, без участия в которого немыслим ни один церковный праздник, а тем более – праздник Пасхи. К участию в Таинстве Святого Причащения в пасхальные дни Церковь призывает всех православных христиан.

Ради праздника Христова Воскресения обычно строгие правила подготовки к Причастию в первую неделю по Пасхе смягчаются. Поста на Светлой седмице нет. О необходимости и времени исповеди нужно узнать у священника индивидуально. Дома необходимо прочитать утренние и вечерние молитвы (пасхальные часы), пасхальный канон и Последование ко Святому Причащению.

К таинству Причастия принято приступать натощак, от еды и питья воздерживаются после полуночи. Причастнику обязательно нужно иметь на себе нательный крест. Женщины подходят к Святой Чаше с Причастием с покрытой головой и ни в коем случае не с накрашенными губами.

Жены-мироносицы

Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие ученицы Христа, которые сопутствовали Ему на Голгофу, принимали участие в Его погребении, а в первый день недели рано утром пришли ко гробу, чтобы помазать Тело Господа благовонным миром, показав этим свою любовь к Нему.

Их вера и усердие не остались без награды: они услышали от ангелов весть о Воскресении Господа, а затем увидели Его Самого воскресшим. В богослужебных текстах дня, который посвящен памяти жен-мироносиц, говорится о том, что благовестить об этом величайшем событии надлежало именно женщинам, чтобы «пол, первым греху подпавший и проклятие унаследовавший, первым узрел и Воскресение, и первым услыхавший: В болезнех родиши чад (Быт. 3:16), первым и радости внял».

Звон колокольный

В пасхальные дни праздничные перезвоны и трезвоны напоминают нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни людей в Царствии Небесного.

На Светлой седмице по Благовещенску будет ездить передвижная звонница, поэтому каждый житель и гость нашего города сможет ударить в колокола в честь Воскресения Христова.

Молитвенное правило

На Светлой седмице вместо утренних и вечерних молитв поются Часы Пасхи. Перед Причастием в эти дни читается Последование ко Святому Причащению (без псалмов) и канон Пасхи вместо всех других канонов.

Все молитвы (в том числе благодарственные по Святом Причащении) предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Псалмы и молитвы с Трисвятого («Святый Боже…») по «Отче наш» при этом не читаются.

Со второй седмицы по Пасхе правило становится прежним, но до праздника Вознесения в нем появляются некоторые особенности:

­– вместо молитвы «Царю Небесный» трижды читается тропарь Пасхи,

– вместо молитвы «Достойно есть» читается припев Пасхального канона «Ангел вопияше Благодатней» с ирмосом «Светися, светися, новый Иерусалиме».

Ночная служба

Пасхальное богослужение совершается ночью еще с апостольских времен. Подобно древним израильтянам, которые бодрствовали в ночь своего ухода из египетского рабства, христиане бодрствуют в спасительную ночь светлого Христова Воскресения, которое положило начало нашему обновлению и освобождению от рабства греху.

Перед этой службой (обычно с 20 часов) в храмах читается книга Деяний святых апостолов. В 23 часа начинается полунощница: перед Святой Плащаницей еще раз поется канон Великой Субботы с ирмосами «Волною морскою». На последних словах этого канона Плащаница переносится в алтарь – до праздника Вознесения она будет покоиться на святом престоле.

За несколько минут до полуночи из-за закрытых царских ворот сначала тихо, потом все громче и громче начинает звучать стихира: «Воскресение Твое, Христе Спасе». Из алтаря выходят священнослужители в красных праздничных облачениях, начинается пасхальный крестный ход вокруг храма. Он символизирует шествие жен-мироносиц ко Гробу Спасителя.

Ровно в полночь с пением тропаря «Христос воскресе из мертвых» все возвращаются в церковь. Праздничная служба с литургией в небольших храмах длится обычно до 2-3 часов ночи, в кафедральном соборе – до 4-5 утра.

Огласительное слово свт. Иоанна Златоуста

Чтение, которым заканчивается пасхальная заутреня. В нем святитель Иоанн Златоуст призывает возрадоваться празднику Христова Воскресения всех: «Богатые и бедные, друг с другом вместе ликуйте. Усердные и ленивые, почтите день сей. Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь сегодня… И никто пусть не рыдает о своем убожестве: ибо явилось общее царствование. И никто пусть не плачет о своих прегрешениях, ибо прощение всем из гроба просияло. И никто пусть не страшится смерти, ибо освободила нас от смерти Спасова смерть».

Завершается Слово торжественным провозглашением победы Христа над смертью и адом: «Где твое, смерть, жало? Где твоя, ад, победа? Воскрес Христос, и пали демоны. Воскрес Христос, и радуются ангелы. Воскрес Христос, и у жизни есть жительство. Воскрес Христос, и мертвого ни одного в гробах: ибо Христос восстал из мертвых, сделавшись первенцем из умерших. Ему слава и держава во веки веков. Аминь».

Поминовение усопших

В Великую Субботу и в сам день Пасхи посещать кладбища не принято, так как эти дни – время радости, праздник победы Христа над смертью.

Ради этой великой радости в храмах на всю Светлую седмицу отменяются все заупокойные богослужения и панихиды. Отпевание умерших совершается, но по особому чину – с праздничными песнопениями.

Поминовение усопших возобновляется с Радоницы — вторника второй недели после Пасхи, когда православные после общей церковной молитвы об усопших в храме, посещают кладбища.

Тропарь Пасхи

Краткое песнопение, выражающее суть праздника, его «визитная карточка»: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Эта песнь многократно повторяется в богослужении на протяжении всех сорока дней празднования Пасхи. Поскольку весть о Воскресении возвещается всем народам, во всех уголках земли, в православных церквях можно услышать пение пасхального тропаря на разных языках.

Фимиам

По Уставу, перед пасхальной утреней весь храм наполняется благоуханием фимиама (ладана) в знак изобильной благодати, которую мы получили через Воскресение Христово. Для выражения духовной радости на Пасху в храме возжигаются все светильники, и все молящиеся стоят на богослужении со свечами.

Христос воскресе! Воистину воскресе!

Пасхальное приветствие, которым все православные христиане мира встречают друг друга от Пасхи до Вознесения. Это приветствие многократно повторяется за каждым богослужением, оно выражает радость, аналогичную радости апостолов, узнавших о Воскресении Христа.

В кратких словах «Христос воскресе!» заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды. Эти слова, которые ежегодно повторяются бессчетное количество раз, всегда поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения. От них, как от искры, верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, ощущает близкое присутствие Самого воскресшего Господа.

По традиции при встрече двух людей первую часть пасхального приветствия должен говорить младший (по возрасту или в церковной иерархии), а отвечать ему старший.

Цвета пасхальные

В день Пасхи священники вначале облачаются в ризы белого цвета, который означает Божественный свет, возсиявший из Гроба Господня в момент Воскресения Спасителя. Во время пасхального богослужения облачения меняются на красные, цвет крови, которую пролил ради нас Христос, символ любви Бога к человеку.

Часы Пасхи

Часть богослужения дня Пасхи и Светлой седмицы. До субботы включительно эти молитвословия поются в храме вместо всех обычных часов (1-го, 3-го, 6-го и 9-го), а дома – вместо утренних и вечерних молитв.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.

Христос воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в, / и су́щим во гробе́х живот дарова́в. (Трижды)

Глас 6

Воскресение Христово видевше, / поклони́мся святому Господу Иисусу, / Единому Безгрешному. / Кресту Твоему поклоняемся, Христе, / и святое Воскресение Твое пое́м и сла́вим. / Ты бо еси Бог наш, / разве Тебе иного не знаем, / имя Твое именуем. / Прииди́те вси ве́рнии, / поклони́мся святому Христову Воскресению: / се бо прии́де Крестом радость всему миру. / Всегда благословяще Господа, / пое́м Воскресение Его: / распятие бо претерпе́в, // смертию смерть разруши. (трижды)

Ипакои, глас 8

Предвари́вшия утро я́же о Марии, / и обре́тшия камень отвале́н от гроба, / слы́шаху от Ангела: во свете присносу́щнем Су́щаго, / с ме́ртвыми что ищете яко человека? / Видите гро́бныя пелены́, тецы́те и миру пропове́дите, / яко воста́ Господь, умертви́вый смерть, // яко есть Сын Бога, спасающего род человеческий.

Кондак, глас 8

Аще и во гроб снизше́л еси, Безсме́ртне, / но адову разруши́л еси силу, / и воскре́сл еси яко Победитель, Христе Боже, / жена́м мироносицам веща́вый: Радуйтеся!, / и Твоим апостолом мир да́руяй, // падшим подая́й воскресение.

Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, / в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, // вся исполня́яй, неопи́санный.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Яко Живоносец, яко рая́ красне́йший, / воистинну и черто́га всякаго ца́рскаго показа́ся светлейший, Христе, гроб Твой, // источник нашего Воскресения.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь:

Вы́шняго освеще́нное Божественное селение, радуйся: / Тобою бо даде́ся радость, Богородице, зовущим: // благословенна Ты в жена́х еси, Всенепоро́чная Владычице.

Господи, помилуй. (40 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь:

Честнейшую Херувим и сла́внейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова ро́ждшую, су́щую Богородицу, Тя величаем.

Христос воскре́се из мертвых, смертию смерть поправ и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (трижды)

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.

Яства пасхальные

В день Пасхи (или накануне, в Великую Субботу), после литургии освящаются куличи и пасхи. Это делается в знак благословения Церкви на вкушение скоромной пищи после Великого поста, но таинственного значения эти яства не имеют.

В Пасху принято освящать и дарить друг другу яйца, окрашенные в красный цвет. Яйцо — это символ жизни и возрождения, а красное яйцо символизирует наше возрождение Кровью Господа Иисуса Христа.

Традиция пасхальных яиц появилась еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо. Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось это чудо – в свидетельство об истинности христианской веры.