Память Вифлеемских младенцев: За что страдают невинные дети? (+АУДИО)

In Статьи by o.Venedikt

Слово иеромонаха Георгия (Исакова), настоятеля Гавриило-Архангельского подворья Свято-Троицкого мужского епархиального монастыря в день памяти святых младенцев мучеников 14 тысяч, за Христа убиенных от Ирода в Вифлееме. Произнесено за Божественной литургией в Неделю 31-ю по Пятидесятнице 11 января 2015 года.

Сегодня память не только святых отцов – царей, пророков, апостолов, – но ещё и память тех детей, которые были принесены в жертву за то, чтобы Спаситель мира, Сын Божий, родившись на Земле, не был предан на убийство в младенческом возрасте. Дабы Он исполнил то задуманное, что было исполнено Им в течение Его земной жизни. Почему пострадали эти дети? Казалось бы, такая дорогая плата, такая высокая цена – младенцы. Да, наверное, если бы это был обычный младенец, то эта плата была бы несоразмерной. Где четырнадцать тысяч и где один младенец?

Что же произошло в то время в Палестине? Царь Ирод, который царствовал тогда и был наместником римского императора в Иудее, услышал от мудрецов, которых в переводе на церковно-славянский язык назвали волхвами, необычную новость. В нашем понимании волхвы – это какие-то колдуны, волшебники. Нет, это были простые учёные, астрономы, которые, глядя в свои телескопы рассчитали появление новой звезды и пошли встретить эту звезду непосредственно сами. Они знали старое предание, что в месте, где будет возожжена эта звезда, будет рождён Спаситель мира.

Об этом тогда знали не только верующие, но и люди науки. Причём астрономии – точной науки. Это сегодня нам всё пытаются сказать, что наука якобы всегда пыталась доказать, что Бога нет. Наоборот, наука может только доказать существование Бога, но никак не опровергнуть. Потому что познание Самого Бога и является научным познанием. Наука описывает лишь то, что уже сотворено, но никак не Творца.

И эти мудрецы пошли навстречу этой Звезде. Пришли они в Иерусалим и, по обыкновению, как дорогих гостей их принял царь Ирод. Принял в своём дворце. Принял радушно. И они у него спросили: «А где надлежит родиться Спасителю мира, Царю иерусалимского и израильского народа?» Конечно же, Ирод, как написано в Священном Писании, возмутился и весь иерусалимский народ вместе с ним. Он – царь, и тут ему говорят, что кто-то родился для того, чтобы его, как ему показалось сместить, чтобы его заменить. Ревность начала клокотать в душе у царя Ирода. Он испугался того, что может потерять свой трон. Но к тому времени он уже был старый, поэтому вряд ли бы он его потерял. Скорее бы ушёл уже в мир иной, нежели бы потерял.

Так или иначе, он спросил у своих священников о пророчестве, и они сказали, что Мессия должен был родиться в Вифлееме. Не смог Ирод увидеть за завесой злости, ревности и страха потерять власть, то, что должно было случиться в его царстве: великое чудо рождения Спасителя мира. Дважды он пытался уничтожить Богомладенца.

Первый раз он попросил волхвов, когда они узнают точное место, чтобы они поведали ему об этом, чтобы он тоже туда пошёл и, якобы желая преклониться перед Царём – новым Царём –, убил бы его. Но волхвам явился ангел и сказал: «Вам не нужно возвращаться к Ироду. Идите вот этой дорогой к себе домой». Конечно, сначала они поклонились Богомладенцу, принесли каждый свои дары: золото, ладан и смирну; золото – как царю, ладан – как первосвященнику, а смирну, которую возжигают и которой помазывают покойников, – как Тому, Кто первым из людей будет предан такой позорной смерти за всё человечество.

Волхвы ушли домой, а царь Ирод разгневался, ему стало не по себе, он разозлился. Как же так, его обманули какие-то там восточные мудрецы, как они посмели? И он в этом гневе приказывает своим воинам умертвить в Вифлееме и в близлежащих районах всех детей до двух лет от роду — ибо в то время Христос-Спаситель был примерно в этом возрасте. Но этому коварному и злобному плану не удалось осуществиться. Детей умертвили, но семья – Святое Семейство, Иосиф со своей женой, обручённой ему Девой Марией и Младенцем Христом -, будучи предупреждённый ангелом, покидает Вифлеем, уезжает.

Можно задать такой вопрос: за что пострадали эти дети? Они же были невинные, два годика, что там такого в этом возрасте может сотворить нехорошего человек для того, чтобы Бог попустил такое? Но надо учесть, что страдание, смерть, искушение, трудности и всякую злобу не Бог сотворил. Не Он это определил людям, но дьявол, который противится Богу, который есть враг рода человеческого. Он придумал это для того, чтобы те, кто не живёт по заповедям, были преданы страданиям и смерти. Опять-таки, причём здесь дети?

Один очень интересный богослов рассказал такую историю. Часто в нашей жизни тоже так случается – мы или наши родственники, или знакомые теряют детей. Вот они рождаются, и вроде бы ничего не совершили плохого, и родители вроде бы приличные, но дети умирают. Почему Господь это попускает? И один богослов рассказал такую историю – я не буду называть его имя – он привёл один пример. Вот представьте, что все мы с вами идём домой. Все мы с вами направляемся домой, и с каждым днём либо приближаемся, либо отдаляемся от этого дома. И по пути нам встречаются препятствия: горы, холмы, реки, моря, океаны, бури, снег, холод, зной, голод… И всё это мы испытываем, но мы должны дойти до этого дома, потому что в доме есть всё. И ничего, что мы с вами испытываем по дороге – в нашей жизни – там нет. Нет ни страданий, ни скорбей, там нет голода, нет холода, все сыты, обуты, одеты, согреты, любовью окутаны. И вот туда мы спешим все вместе. У нас на руках дети, старики тоже с нами, мы тащим их за собой, и мы тоже хотим, чтобы они дошли до этого дома. И вот момент – пролетает вертолёт, и из вертолёта выглядывает пилот и говорит: «Друзья мои, у меня есть одно место. Я лечу туда, домой, минуя все эти приключения жизненные». Есть одно место, кого мы туда будем стараться отдать? Ребенка, правда? Чтобы он без мучений, напрямую попал домой.

Вот так и произошло с этими детьми, которые не испытав ни скорбей, ни страданий, не вкусив греха жизни, попали напрямую домой. Но то время было временем Ветхого Завета. И все они, попав на лоно Авраама, ожидали спасительные Смерть и Воскресение Того, Кто по пророчеству должен был, явившись на земле, спасти род человеческий. Туда же попал Иоанн Креститель. И вот дети, пройдя всё это, взяли на себя такую большую ответственность за тот народ, который жил в городе Вифлееме и его окрестностях, и, наверное, был отнюдь не праведным народом, но нужна была такая жертва от каждого из них, чтобы эти дети могли впоследствии за них молиться, там на Небесах.

Конечно, это большая трагедия, когда погибают, умирают дети. Но опять-таки, страдание – это то, что нам даётся тогда, когда мы с вами следуем к спасению. И страдания приготовил для нас тот, кто хочет, чтобы мы достойно прошли их и соединились со Христом, спасли свою бессмертную душу. И только Бог-Христос дал нам возможность понять, для чего мы страдаем и почему мы страдаем. Только Он осмыслил это, вложил в них великий смысл, так как до этого было абсолютно бессмысленно, почему страдает человек, почему он умирает, зачем всё это нам, если и так двери райские были закрыты от людей.

Христос открывает их для нас и вкладывает великий смысл в те страдания, в те испытания, в те скорби, которые выпадают на долю человека, на том пути, который он проходит по жизни. И конечно, рождение Христа явилось залогом нашего спасения. И те, кто ожидал всё то время Мессию, Спасителя, те Его дождались, а те, кто Его преследовал и кричал: «Кровь Его на нас и на наших детях», — тот проклял себя и своих детей в веках. Но в таинстве святого Крещения Бог прощает и этот грех…

Я вам всем желаю праздничного хорошего настроения, чтобы родившийся Христос благословил каждого из нас. Чтобы каждый из нас мог не просто внешне проявлять эту радость, а понимать, что великое таинство, великое чудо было совершено Богом ради нас. И нашего ради спасения Он отдал Собственного Единородного Сына, для того чтобы Он спас каждого из нас и всех вместе.