Ответы епископа Лукиана на вопросы читателей портала БЛАГИНФОРМ (декабрь 2015 г.) - Благовещенская епархия

Ответы епископа Лукиана на вопросы читателей портала БЛАГИНФОРМ (декабрь 2015 г.)

Преосвященнейший владыко! Милостивейший архипастырь и отец!

Приношу Вам искреннейшую благодарность за предоставленную возможность задать Вам свой вопрос.

Позвольте мне процитировать слова нашего величайшего святого, великого сына Русской Православной Церкви — святителя Игнатия Брянчанинова. Слова эти взяты мною из его писем к игумену Антонию Череменецкому: «…О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок. Отживает оно век свой вместе с христианством. Восстановления не ожидаю. Восстановить некому…» Также: «…В современном монашеском обществе потеряно правильное понятие об умном делании…» и еще: «…Относительно монастырей я полагаю, что время их кончено…» (Святитель Игнатий Брянчанинов «Избранные письма»).

Ответьте, пожалуйста, как Вы оцениваете состояние монашеской жизни в наши дни и как Вы относитесь к такому явлению, как «монашество в миру», без принятия пострига и вступления в братство?

Возможно ли оно сейчас, или это оправдание своего эгоизма и нерешительности, ибо сказано: «Муж с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак.1:8)?

Желаю Вам помощи Божией в Вашем архипастырском служении, прошу Ваших святых молитв, Уважаемый Александр, спасибо за добрые пожелания.

Думаю, что монашество как делание, как подражание совершенному образу жизни Христа на протяжении своей почти семнадцативековой истории переживало самые разные времена. Были периоды расцвета и периоды упадка – причем не только в России, но и на Афоне, когда в монастырях число братий оскудевало до нескольких человек.

Оценить, где мы находимся сейчас, каково состояние монашеской жизни в наши дни, по-настоящему можно будет только на следующем этапе ее развития. Но, на мой взгляд, монашество как идея, как делание живо — иначе не было бы в России сотен старинных и совсем недавно основанных обителей, в которых молятся и трудятся те, кто сквозь века услышал призыв Христа: «Если хочешь быть совершенным, возьми крест свой и следуй за мной».

Искреннее стремление людей к евангельскому совершенству, к внимательной духовной жизни, к самоотречению ради служения Церкви и ближнему – показатель того, что эта идея еще зажигает сердца многих и многих.

Я думаю, что пока существует Церковь, в ней будут монахи. А вот качество этого монашества зависит от самых людей, от их готовности исполнить свое предназначение, претерпеть до конца все трудности и скорби, сохранить веру и доверие Богу, стяжать любовь.

Что касается так называемого «монашества в миру», это было историческое явление, которое возникло в период гонений на Церковь, когда невозможно было даже перекрестить грудь, проезжая мимо храма, – не то, что организовать общину или носить монашеские одежды.

Сейчас обстоятельства изменились, мы можем открыто исповедовать свою веру, собираться в храмах, говорить о Христе и Евангелии. Время тайных постригов и катакомбных церквей прошло. Если человек чувствует в себе призвание к монашеству, ему следует поговорить о своем желании с духовником – и всякий нормальный духовник посоветует ему, прежде всего, побольше узнать об этом образе жизни, съездить в какую-то обитель, потрудиться там, помолиться, подумать.

Вы правильно заметили, что о «монашестве в миру» сегодня чаще рассуждают верующие люди, которые просто не готовы принять решение. Они могут ходить загадочными, носить четки, совершать дома иноческое келейное правило – но это еще ничего не будет значить. Каждому из них все равно придется со временем определиться и выбрать свой путь – путь монашеского делания или путь брака. Оба пути равнозначны, равночестны и ведут к спасению. Здравствуйте, Владыка!

Очень хочется, чтобы при храмах велись беседы о православии, вере, жизни христианина, православных традициях (и т.д.) для взрослого населения.

Очень часто слышу от знакомых, дети которых ходят в воскресную школу, что они не против посещать такую школу, но для взрослых. Есть ли где-нибудь в г. Благовещенске подобное, и планируется ли создать такую школу?

И когда в храмах перестанут крестить без предварительной катехизации? Ведь такой подход приводит к тому, что вокруг нас становится огромное количество номинальных христиан, людей крестятся из суеверий, ничего не зная о религии, которую выбрали.

Спасибо! Уважаемая Юлия, беседы о православии для взрослых, будь то в виде небольших учебных курсов или свободного общения с батюшкой, сейчас проводятся на разных приходах Благовещенской епархии – там, где позволяют условия, и где в этом есть потребность у прихожан.

Если говорить о Благовещенске, подобного рода просветительские беседы проходят каждую пятницу в 18 часов в храме мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии по ул. Тополиной, 80.

Для людей возраста специалисты епархиального отдела религиозного образования и катехизации вот уже третий год проводят занятия по основам православной культуры на базе Общественного университета пожилого человека.

Для того, чтобы развивать это направление работы на более высоком уровне – например, открыть какую-либо «катехизическую школу», епархии нужны дополнительные помещения, которых пока нет, и нужны специалисты-катехизаторы, которых сейчас готовит Благовещенское духовное училище. Кстати, немало взрослых повышают свой уровень знаний о православии, посещая занятия богословского отделения училища в качестве вольнослушателей.

На самом деле, возможность получить основные знания о вере и Церкви у людей есть – даже у тех, кто не имеет времени ходить на специально организованные курсы. Есть книги, есть интернет и огромное количество православных сайтов, на которых вся нужная информация дается в сжатом и доступном виде. Но очень часто желание учиться у людей слабое – вот они и ждут каких-то особых условий, особых учителей и особых учебных программ.

Что касается катехизации перед принятием Таинства Крещения, должен заметить, что ни в одном храме Амурской области людей не крестят просто так.

Предварительное собеседование с будущими крещаемыми или крестными родителями проводят сотрудники свечной лавки – рассказывают, как подготовиться, выдают памятки, рекомендуют дополнительную литературу.

До совершения таинства и во время него священник обязательно поясняет смысл молитв и действий, которые входят в чинопоследование, а после крещения не только поздравляет новоначальных христиан, но и призывает их вести церковную жизнь, рассказывает, в чем она заключается.

Мы пока не вводим обязательных огласительных бесед, как это принято в других епархиях, чтобы не оттолкнуть людей от храма, не создавать для них «бремена неудобоносимые». Не стоит забывать о том, что в нашем регионе в советские богоборческие годы православие было практически уничтожено, а традиции утрачены.

Чаще всего те краткие сведения о вере, которые крещаемые получают в церкви во время и после крещения, — это именно то, что они способны понять и вместить на тот момент.

Развивать это знание, задавать новые и вопросы и искать на них ответы – задача на перспективу для каждого из них. Владыко, благословите.

Ваше Преосвященство, я хотел Вас спросить, я читаю Псалтирь сидя и, бывает, про себя, а не вслух.

Правильно я делаю или нет? Дорогой Даниил, общий совет будет такой: если у Вас есть возможность и силы читать Псалтирь стоя и вслух – читайте так. Если нет – читайте, как получается. По слову замечательного русского святого, святителя Филарета (Дроздова), «лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах».

Но, в любом случае, вопросы личного молитвенного правила лучше всего обсуждать не по интернету, а с духовником, который лучше знает Вас и обстоятельства Вашей жизни. Здравствуйте!

Я верующий человек, и, наверное, у каждого человека вера своя… Я крещёная, но в церковь нечасто хожу…

Сама по себе человек я очень импульсивный, из каждой мелочи могу сделать большую проблему. Сама потом всё понимаю и прошу прощения у близких. В данный момент, просто не пониманию почему, одна за одной беда…

Финансовые трудности были, так нам тут же разбили ещё и машину, у родителей война с соседями, судимся, но законы у нас, видать, просто пишут — они не работают, у меня здоровье… хотя, можно сказать, что и его нет, а мне всего 25, и я очень хочу детей… так и складывается жизнь в борьбе с неприятностями. Одна радость что все родные и близкие живы…

Я всегда прошу прощения за грехи. Этот год очень тяжёлый для всей нашей семьи.

Подскажите, как уберечься от бед? Уважаемая Светлана, очень часто причины жизненных трудностей находятся не во внешних обстоятельствах, а у нас в душе.

Их возникновение – сигнал того, что в нас самих и особенно в наших отношениях с Богом что-то идет не так. Нужно остановиться, задуматься, что именно.

Кроме того, Вам как верующему и крещеному человеку просто необходимо сходить в храм на исповедь, попросить прощения за свои ошибки и грехи не только у близких, но у Бога, причаститься Святых Христовых Таин – то есть, соединиться с Богом физически.

В свете его Божественной благодати многие житейские вещи станут выглядеть иначе, станут понятнее, появятся силы с ними справляться.

Помощи Божией! Почему люди так цепляются за жизнь? Что в ней такого важного?

Я не понимаю смысла страданий. Ведь жить так трудно и ответственно. И каждый прожитый день только добавляет грехов. Уважаемая Татьяна, если говорить кратко, земная жизнь – это бесценный дар, данный человеку Богом. Это путь, который каждому из нас предстоит пройти, чтобы реализовать свое уникальное призвание, стать соучастником творения мира и наследовать Царство Небесное.

О важности жизни написаны миллионы томов книг, рассуждений, умозаключений. Но лучше всего о ее значении скажут те, кто уже побывал или сейчас находится на грани умирания – те, кто болен, ранен или стар. Они, так сказать, «цепляются» за жизнь, потому что им бы хотелось еще многое успеть, увидеть, сделать, сказать, почувствовать. И они, в отличие от нас, по-настоящему благодарны Богу – и не за какие-то особые радостные переживания и даже не за отсутствие страданий, а за каждый свой вздох, за солнце и за дождь, за каждую улыбку близкого человека.

Если мы научимся благодарить за каждый прожитый день, нас не будут пугать трудности. Если мы научимся доверять Богу, мы не просто поймем смысл страданий, но сможем извлекать из них пользу и опыт, который поможет жить дальше и нам, и тем, кто рядом с нами. Если мы научимся внимательно смотреть в свое сердце, то грехов у нас станет меньше, а совершаемые нами ошибки и промахи перестанут приводить нас в уныние. Спасибо Вам, владыко, за восстановление почитания нашей главной святыни – Албазинской иконы Божией Матери.

Много в этом году узнал о ней нового.

Жаль только, что в юбилейный год было мало мероприятий посвященных иконе на уровне государства.

А в епархии планируется еще что-то делать? Вроде обещали книгу издать? Уважаемый Сергий, в следующем 2016-м году наша область будет торжественно отмечать еще один юбилей – 350-летие принесения чудотворной Албазинской иконы Божией Матери на Амур.

Программа праздничных мероприятий сейчас утверждается епархиальными специалистами, но в ней, помимо богослужений, будут и просветительские, и культурные мероприятия самого разного уровня.

Книга про Албазинскую икону, конечно, тоже выйдет – и не одна. Добрый вечер, Преосвященнейший владыко!

Я стремлюсь углубиться в общественную духовную сферу жизни, и поэтому хочу работать в храмах. Есть такое стремление, желание иметь послушание, помогать.

Нет ли такой работы? Заранее спасибо за ответ! Уважаемая Валентина, с этим вопросом Вам необходимо обратиться к священнику того храма, в который Вы обычно ходите молиться, рассказать о себе, предложить свою помощь.

Работа для желающих потрудиться во славу Божию всегда есть, причем очень разная – от чистки подсвечников до организации на приходе пункта социальной помощи, от пения в хоре до миссионерской работы. Преосвященнейший владыко, благословите!

Хотелось бы задать вопрос о форме одежды клирошан: существует ли какая либо форма одежды для певчих, ведь они тоже церковнослужащие?

Большая радость наблюдать благолепие храмов, красоту богослужения, где и порядок вещей занимает не последнюю роль и способствует покою, на молитве.

К сожалению, по своей человеческой немощи, замечаешь и то, что клирошане выделяются из тех, кто служит в храме, у них нет определенной формы одежды, одинаковой, чтобы люди знали, что это тоже церковнослужащие…

Спаси Господи! Уважаемая Татьяна, ношение особых одежд в Церкви предусмотрено только для людей, имеющих специальное посвящение – монашествующих или священнослужителей.

Мужчины-миряне, прислуживающие в алтаре, также могут, по благословению настоятеля, носить подрясник – чтобы не нарушать своим «светским» видом благолепие богослужения.

Клирошане же, чаще всего, — обычные прихожане, которые имеют музыкальное и духовное образование, позволяющее им петь за богослужением. Как и другие прихожане, они одеваются просто, опрятно, согласно своему вкусу и достатку. Ваше Преосвященство, благословите и разрешите Вам задать несколько насущных вопросов.

1. Есть ли в Благовещенске православная библиотека для прихожан? Где она находится и каков порядок её работы?

2. В наше время достаточно много всяких экстрасенсов, гадалок и всякого такого рода людей, которые якобы лечат телесные немощи, недуги и говорят, как поступить в той или иной ситуации.

Многие из них читают молитвы, лечат во имя Христа и т д. И за всю историю русского народа было немало святых, исцеляющих и утешающих в скорбях…

Помогите разобраться, где та грань между праведными целителями и «бабками», которые тоже исцеляют?

К примеру, у меня была прабабушка, крещёная, православная, и она всю жизнь лечила односельчан травами, пол-деревни подняла на ноги.

Как расценивать её целительство?

3. Я пришла на исповедь, исповедалась, приняла Причастие, прошло несколько дней, и я вспомнила, что забыла исповедать какие-то грехи.

Как быть в этом случае? Принести их на следующую исповедь? Или во время Исповеди также прощаются забытые грехи?

Остаюсь в надежде на Ваши архипастырские молитвы, спаси Господи за ответы. Уважаемая Ольга, большой отдел православной книги есть, например, при областной научной библиотеке.

Возможность взять домой на время какую-то духовную литературу, как правило, есть в любом храме – об этом можно узнать в свечной лавке.

Что касается вопроса о том, как отличить православного целителя от шарлатана, пользующегося церковной атрибутикой, общий совет такой. Обратите внимание на жизнь этого человека, на то, как и что он говорит о Боге и о своем даре, использует ли он эти способности для того, чтобы заработать на них деньги.

Как правило, перед тем, как обратиться к врачу с серьезной проблемой, мы наводим о нем справки, выясняем, где он учился, какой у него опыт, какие методы он использует, что говорят о нем другие пациенты. То же следует делать и в отношении народных целителей – и еще более тщательно.

Должен сказать, что в настоящее время люди, имеющие дар исцеления болезней от Бога, еще есть. Но они его совсем не рекламируют, не пытаются использовать для собственного обогащения и уж конечно не приписывают успехи в лечении своим собственным немощным силам, а благодарят за них Врача душ и телес наших.

В Таинстве Исповеди прощаются все грехи, которые человек честно и без утайки открыл перед священником. Если после исповеди и причастия Вы вспомнили о чем-то, в чем совесть Вас укорила, необходимо исповедоваться в этом в следующий раз, как будет возможность. Владыка, как известно экуменизм, — религия дьявола, где к правде подмешена ложь!

Что вы можете сказать по этому поводу? Уважаемый Владимир, как известно, экуменизм – это вообще не религия.

Этот термин обычно используется для описания общения представителей христианских конфессий, несмотря на догматические различия между ними.

Такое общение не предполагает стирание этих вероучительных различий, но дает возможность христианам вместе обсуждать самые актуальные проблемы современности.

Например, являясь членом международной экуменической организации, Всемирного совета церквей, Русская Православная Церковь имеет возможность на общемировом уровне озвучивать свою позицию о неприемлемости женского священства или о недопустимости венчания однополых браков — с тем, чтобы представители других религиозных течений к ней прислушались и, возможно, согласились с ней.

В последние же годы термином «экуменизм» также называют антихристианское учение о возможном объединении вообще всех религий в новую синкретическую. Это лжеучение Православной Церковью категорически отрицается. 1. С чем связаны кадровые перестановки в епархии, в частности, в Благовещенске? Очень жаль, что в храме на Горького не служит о. Серафим, замечательный батюшка — нас, прихожан, незаслуженно лишили общения с ним.

А в кафедральном соборе не служит о. Александр Донесенко, чтобы исповедаться ему нужно ехать через весь город.

4. Когда будет построен Шадринский собор?

5. Когда в кафедральном соборе будет свободный доступ к Албазинской иконе Божьей Матери и к мощам святых? Уважаемая Полина, любые «кадровые перестановки» всегда продиктованы в первую очередь интересами Благовещенской епархии. Священник меняет свое место служения только если это по-настоящему необходимо, если это принесет пользу не отдельным верующим, а Церкви в целом.

По второму и третьему вопросу из Вашего письма, как и в прошлом году, прошу Вас обратиться напрямую к настоятелям храмов, которым бы Вы желали высказать свои замечания и пожелания.

Обсуждать такие мелочи в публичном пространстве, да еще и в осудительном по отношению к другим людям тоне, недостойно христиан.

Для того, чтобы просто начать восстанавливать исторический Свято-Троицкий (Шадринский) собор по-прежнему необходимо решить целый ряд серьезных вопросов, связанных с землей, проектной документацией, получением разрешений.

Конечно, тяжелый финансовый год сказался и на ходе сбора пожертвований на строительство – собранных средств по-прежнему недостаточно для того, чтобы инициировать работы.

Если Ваш интерес не праздный, если Вы на самом деле хотите поучаствовать в деле возрождения амурской святыни, советую обратиться со своими идеями и предложениями к настоятелю Свято-Троицкого прихода иеромонаху Корнилию (Жадову).

Доступ к святыням Благовещенского кафедрального собора – Албазинской иконе Божией Матери и частям мощей святых – открыт всегда, в часы работы храма. Если у Вас другая информация — приходите и убедитесь сами. Добрый день!

Меня в последнее время очень волнует тема предсказаний по поводу Китая: захват наших территорий их армией.

Что Вы можете сказать по этому поводу? Уважаемая Лариса, прогнозов и предсказаний сейчас существует великое множество.

Это происходит из-за того, что люди испытывают страх и неуверенность перед завтрашним днем, потому что чувствуют, что на самом деле от них мало что зависит и что почти ничего они в своей жизни не могут контролировать – и это действительно так.

Но мы, верующие православные люди, в отличие от многих, можем видеть опасности окружающего мира и не отчаиваться – потому что точно знаем, что все находится в руках бесконечно любящего нас Бога, Который не попустит нам погибнуть ни от «нашествия иноплеменных», ни от голода, землетрясения, потопа, огня и меча.

А с соседями-китайцами, нужно дружить, несмотря на предсказания и страхи. Видя наше доброе отношение, они будут менее склонны проявлять к нам вражду даже на бытовом уровне. Это простой человеческий закон: «Как мы, так и они, как я к тебе, так и ты ко мне». Здравствуйте!

Ваше Преосвященство, хотелось бы узнать конкретную точку зрения по отношению Церкви к сетевому маркетингу.

Слышал, что у Церкви отрицательное отношение к этому виду бизнеса — почему? Что мы плохого делаем людям? Дарим скидку, пропагандируем здоровый образ жизни, даем возможность самореализоваться, жить на высоком уровне, не влезать в кредиты, не жить от зарплаты до зарплаты, передать все свои достижения по наследству — можно еще много перечислять возможности которые нам дает компания.

Что в этом плохого? Ничего!

Но почему-то такое чувство, что некоторые члены Церкви относится к нам как к сектантам. Хотя многие из нас православные люди, посещаем церковь, молимся и участвуем в таинствах.

Заранее благодарен за ответ. Уважаемый Семён, у Православной Церкви нет «конкретной точки зрения» на такую форму предпринимательской деятельности как сетевой маркетинг.

Нет греха в том, чтобы зарабатывать деньги. Нет греха в том, чтобы тратить их на себя и своих близких – не забывая, впрочем, о том, что нам заповедано творить милостыню и делиться своим избытком с теми, кто страдает и бедствует.

При этом любому человеку, занимающемуся коммерцией, особенно верующему, необходимо держать в памяти евангельские слова: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк.16:13).

Каждому такому человеку необходимо периодически задаваться вопросом: «А для кого и для чего я это делаю? Для Бога? Или для себя? И как этот выбор проявляется в моей жизни?»

Посещение Церкви и даже участие в таинствах не делает никого автоматически безгрешным. Общаясь с другими людьми, мы можем незаметно для себя причинять им неудобство и даже самое настоящее страдание.

Нам может казаться, что мы делаем для них доброе, из лучших побуждений – предлагаем хороший товар, предлагаем простую подработку.

При этом нам редко приходит в голову задуматься, а нужно ли это все человеку, с которым я говорю? Он меня сейчас слушает, потому что ему на самом деле это интересно, или потому что он не хочет меня обидеть — в силу воспитания и дружеского отношения ко мне? Я сейчас разговариваю с ним как с другом, входя в его положение, учитывая его интересы и желания, или как с посторонним человеком, от которого мне нужно что-то получить любой ценой? Готов ли я отступить, услышав «нет», с уважением отнестись к его решению?

Вдумчивая духовная жизнь, жизнь церковного человека всегда сопровождается такого рода вопросами – ведь кроме любви к Богу нам заповедано любить ближнего, как самого себя.

Вы, Семён, тоже задаете хороший вопрос: почему окружающие порой относятся к сотрудникам моей компании как к сектантам? Попробуйте найти на него ответ самостоятельно. Это поможет духовно вырасти и Вам, и Вашим коллегам. Ваше Преосвященство, благословите.

Как известное, животные изначально не были предназначены в пищу человеку. После грехопадения человек призывается Богом совершать Ему жертвоприношения, убивая животных. Он потребляет мясо животных в пищу. Он охотится, подчас лишь ради утоления своей страсти.

Зверюшки ещё и наши любимые домашние питомцы. Есть практика усыпления больных животных, по сути ничем не отличающаяся от эвтаназии безнадежно больных людей.

Мой вопрос: заповедь «не убий», распространяется только на межчеловеческие отношения или на животный мир тоже? Есть какой-то дополнительный регулятор взаимоотношений между человеком и животным миром?

Нравственно ли с позиции христианского учения усыплять больное животное?

Спаси Господи. Уважаемая Елена, судя по Вашему письму, Вы много читаете и размышляете над серьезными богословскими проблемами.

Это очень похвально.

Приглашаю Вас прийти к нам в Благовещенское духовное училище, пообщаться с нашими преподавателями — возможно, вместе вы сможете найти ответы на все интересующие Вас вопросы.

О самой общей точки зрения Церкви по вопросу отношения человека к животному миру (и природному миру в целом) можно почитать в одном из документов Архиерейского Собора 2013 года, посвященного актуальным проблемам экологии. Владыка, благословите.

Не могли бы Вы пояснить, как мудрецы с Востока шли в Иерусалим, водимые звездою Великого Царя, которую видели на Востоке? Ведь если они с Востока пришли в Иерусалим ко двору Ирода, то двигались они в западном направлении, но никак не на восток.

Многократно прочитав свидетельство евангелистов о Рождестве Спасителя и толкования святых отцов, я не нашла разрешения своему недоумению.

Благодарю. Уважаемая Анастасия, могу только похвалить Ваш интерес к чтению Писаний и святых отцов и напомнить, что с вифлеемской звездой все не так просто.

Евангелие очень мало говорит нам о том, что это было за небесное явление: волхвы впервые увидели ее «на востоке» (или, в другом переводе, «на восходе»), а затем шли за ней, пока она не «остановилась» над домом, де был Младенец. Потом звезда вообще исчезла с неба.

Ни планета, ни комета, ни любое другое светило не ведет себя таким загадочным образом.

Выдающийся ученый Иоганн Кеплер, глубоко верующий человек, перебрав все возможные варианты о том, что евангелист Матфей мог иметь в виду под «звездой с востока», в конце концов написал: «Библия о предметах человеческой жизни говорит с людьми тем же языком, каким они привыкли говорить. Она не есть учебник оптики или астрономии, но имеет в виду более высокие цели».

Наверное, именно поэтому за ней пошли восточные мудрецы – для них, знатоков астрономии, это был явный знак от Бога о том, что происходит что-то необычное и важное, в чем они должны принять участие.