Онлайн-конференция с епископом Лукианом на портале 2×2.SU (2014)

In Интервью by o.Venedikt

В первую неделю июня, накануне праздника Святой Троицы правящий архиерей пообщался с читателями одного из крупнейших интернет-сайтов региона и ответил на их вопросы о жизни и планах Благовещенской епархии.

1. Лидия Семеновна спрашивает:

Преосвященнейший Владыка, благословите! Всегда с большим интересом слушаю Ваши проповеди и читаю Ваши интервью. Спасибо Вам за то, что Вы делаете в нашей области, за новые храмы, за субботники, за то, что учите молодежь любить свой родной край и страну. Пользуясь случаем, хочу поздравить Вас с Вашими грядущими именинами — мне недавно рассказали, что Вы будете отмечать их уже в 25-й раз — именно столько лет прошло со дня Вашего монашеского пострига. Мой вопрос как раз об этом: 25 лет в монашестве — это много? Это трудно? И какое Ваше самое главное впечатление от этого служения?

Многоуважаемая Лидия Семеновна, спасибо за добрые слова. Должен сказать, что за 25 лет своего монашества я не на миг не пожалел о выбранном пути. Это непростое призвание, но при всех трудностях я всегда чувствовал на себе Руку Божию, помощь Божией Матери, и это давало мне ощущение большого человеческого счастья.

В монашестве я счастлив – тем, что живу не зря, что делаю что-то не только для себя и своих родных и близких, но для православных людей своей малой родины и большой Родины. В монашестве меня ничего не отвлекает от служения Богу, и в этом я нахожу большое сердечное утешение. Благодарю Бога, что у меня нашлись силы откликнуться на Его призвание. А какой я монах – судить Богу.

 2. Алексей спрашивает:

Сейчас время электронной информации. Почему епархиальный сайт выглядит более чем скромно? Нет новостей из приходов по области. Нет записей проповедей правящего архиерея. Нет богословских рекомендаций, об истории праздников ничего нет. Очень сухая информация, как для «галочки», сайт не выглядит наполненным. Кто устанавливает объемы наполнения Патриархия или Епархия?

Уважаемый Алексей, спасибо за Ваше беспокойство. Скоро все будет по-другому – мы над этим работаем.

3. JFK спрашивает:

Большой резонанс в местных СМИ вызвало сообщение о том, что епархия закрыла приют для бомжей в Садовом. С чем было связано принятие этого решения? Неужели у Церкви не нашлось нескольких тысяч в месяц на содержание здания?

Уважаемый JFK, Вас ввели в заблуждение. Благовещенская епархия не закрывала пункт помощи бездомным в селе Садовое, а передала функции по его администрированию Благовещенскому комплексному центру социального обслуживания населения «Доброта».

Небольшое здание в Садовом – недвижимое имущество Амурской области, мы попросили его в безвозмездное пользование около года назад, чтобы временно принимать там людей, которые обращаются в епархию за помощью. Сейчас нужда в этом здании у нас отпала, так как эту же помощь мы оказываем на базе строящихся епархиальных монастырей в с. Среднебелая и с. Троицкое Ивановского района. Со временем при обителях будут организованы более основательные реабилитационные центры.

 4. Анастасия спрашивает:

Благословите, владыка. Меня крестили в 5 лет, и я очень рада, что родители привели меня в православие. Но моя крёстная — монахиня, и она служит в монастыре г. Зея. Совсем недавно я от неё узнала , что я не должна была быть у неё восприемницей. Прочитала в Интернете, что это правда. Тогда выходит. что у меня нет и не было крёстной? Как это? Но точно знаю, что монахиня молится за меня. Я люблю её всем сердцем. И буду по прежнему считать её своей духовной матерью. И могу ли я с вашим благословением хотя бы увидится и поговорить с ней?Но м. Васса тяжело больна и мне не хотелось бы её беспокоить. Объясните, пожалуйста, всё непонятное мне, высказанное в этом письме. За раннее Вам очень благодарна. Да хранит Вас Господь.

Многоуважаемая Анастасия, не стоит верить всему, что пишут в Интернете. Монахи могут быть восприемниками при крещении: из истории мы знаем, что когда крестили детей княжеского и царского рода, их крестными родителями становились митрополиты, архимандриты, игумены.

К сожалению, Ваша крестная мама, матушка Васса (Денисова) недавно почила о Господе. Но Вы как взрослый человек можете самостоятельно устраивать свою духовную жизнь – ходить в храм, принимать участие в таинствах, советоваться со священником. Матушка Васса молилась о Вас, а Ваш долг — молиться о ней, о ее упокоении.

5. Татьяна спрашивает:

Уважаемый владыка! Хочу попросить вас открыть Воскресную школу для взрослых или проводить беседы для прихожан, которые только начинают свой путь в православии. Накапливается очень много вопросов, которые хочется обсудить, чтоб не заблудиться в «трех соснах». C уважением, Татьяна.

Многоуважаемая Татьяна, в ближайшее время в Благовещенске появятся целых два места для катехизических встреч и бесед с теми, кто приходит в православие или делает первые шаги в вере – в новом здании епархиального управления на Калинина, 120 и в молодежном центре на Ленина-Пионерской, которые сейчас активно ремонтируются. У участников этих бесед будет возможность не только получать ответы на свои вопросы, но и смотреть и обсуждать фильмы на христианскую тематику.

6. Федор спрашивает:

Скажите, пожалуйста, уважаемый епископ Лукиан, с чем связаны такие перемены во внутреннем убранстве кафедрального собора? Куда делись большие красивые иконы, которые оформляли все стены, в какой храм отдали ларцы с мощами святых и почему было принято решение оставить в соборе только один алтарь? Канонично ли вообще было убирать алтари из приделов? Это ведь освященные места, а сейчас туда к иконам беззастенчиво подходят самые разные люди, и даже женщины.

Уважаемый Федор, как Вы наверняка понимаете, кафедральный собор –  это лицо города Благовещенска и Благовещенской епархии. Его внутренний облик должен соответствовать определенным требованиям, определенным общепринятым стандартам.

До ремонта 2012 года в соборе было множество икон самых разных размеров и письма. Размещались они без всякого порядка, симметрии и внутреннего замысла. На этом фоне терялись действительно драгоценные святыни нашего края – чудотворный Албазинский образ Божией Матери и икона святителя Иннокентия Московского с частицей его мощей.

Такое негармоничное оформление может быть в сельском храме, где большая часть икон – домашние святыни, пожертвованные прихожанами. В кафедральном соборе, главном храме епархии, оно недопустимо. Поэтому мы заменили бумажные иконы иконами на холстах, упорядочили их, чтобы не было повторяющихся образов Божией Матери и святых, расположили их по собору так, чтобы людям было удобно молиться и ставить свечи. Прежние иконы были подарены бедным приходам, для оформления их храмов и молитвенных помещений.

Ковчеги с мощами святых сейчас хранятся в домовом храме архиерейского дома. Их, по решению Епархиального совета, мы передадим в возрождающиеся монастыри, так как большая часть этих святынь – мощи небесных покровителей монашествующих, например, преподобных Киево-Печерских старцев. Эти святыни будут напоминать братии об идеалах монашеского служения, укреплять их в несении нелегкого монашеского креста.

В кафедральном же соборе сейчас выставлены для почитания мощи более известных святых – великомученика Георгия Победоносца, преподобного Сергия Радонежского, мучеников Киприана и Иустины, а также частица Животворящего Креста Господня. Каждая святыня находится в отдельном ковчеге – и молиться, обращаться к конкретному святому у них сейчас, конечно же, удобнее, чем у ковчега со многими частицами мощей.

Решение оставить в соборе только один алтарь связано с тем, что после строительства Свято-Никольской церкви нужда в дополнительных алтарях отпала. Все будничные богослужения уже несколько лет совершаются именно в этом малом храме, приделы для этих целей использовались редко.

На Епархиальном Совете мы решили перенести в приделы главные святыни собора – Албазинскую икону Божией Матери и чтимую икону святителя Иннокентия Московского. Из-за малой вместительности кафедрального храма их размещение в центральной части создавало множество неудобств для молящихся – в большие праздники к ним было невозможно подойти, люди, которые стояли в очереди, чтобы приложиться к иконам, падали в обморок от духоты, опрокидывали подсвечники. Возле этих киотов нельзя было даже поставить вазы с цветами. Кроме того, размещение чудотворного Албазинского образа в отдельном приделе более прилично его высокому статусу – статусу главной святыни Дальнего Востока.

Нарушения церковных канонов в этом нет: престолы в приделах могут переноситься, переосвящаться, убираться по благословению правящего архиерея – если Вы помните, после окончания строительства Свято-Никольской церкви Никольский придел собора был переосвящен в честь святителя Иоанна Златоуста. Что до того, что к иконам, размещенных в алтарной части приделов, свободно подходят люди, в этом также нет канонического нарушения. Священно не место само по себе, а престол, на котором совершается Божественная Евхаристия. В отсутствие престола это обычная часть храма. 

Иконостасы и святые престолы из приделов кафедрального собора сейчас используются по их прямому назначению – для совершения богослужений в новых и строящихся храмах епархии, где в них есть острая насущная необходимость. Это, например, домовая церковь преподобного Александра Свирского в строящемся Свято-Троицком мужском монастыре с. Троицкое и  домовый храм в честь Албазинской Божией Матери в здании духовно-просветительского центра святителя Иннокентия Московского на Калинина, 120.

7. Светлана спрашивает:

Многоуважаемый владыка, должна сказать, что мне очень понравился праздник, который был устроен на улице Ленина 22 марта — крестный ход с Албазинской иконой, оркестром, цветами и пр. Действительно, было очень красиво, и заметно, и радостно. Думаю, многие жители города оценили эту идею положительно. Однако меня как бывшего музейного работника смутило, что икону носили под открытыми солнечными лучами без защитного футляра, без стекла. Мне кажется, такое обращение со старинным артефактом недопустимо. Обратите внимание на то, что это не только предмет культа, но и важный историко-культурный предмет, который имеет огромное значение для всей Амурской области, и, пожалуйста, относитесь к нему более бережно!

Многоуважаемая Светлана, спасибо Вам за добрые слова о празднике нашей чудотворной святыни – Албазинской иконы Божией Матери. Искренне надеюсь, что этот день со временем станет таким же важным и значимым для Благовещенска, как и День города – ведь, как Вы правильно заметили, эта реликвия сыграла огромную роль в истории становления нашего края.

Хочу успокоить Вас относительно состояния святой Албазинской иконы – с ней обращаются очень бережно и почтительно. В обычные дни образ действительно хранится в киоте под стеклом – кстати, обычном, а не бронированном, как иногда говорят. Но серебряная риза иконы, которая была обновлена во время реставрации 2003 года, позволяет при хорошей погоде носить ее крестными ходами без дополнительной защиты. А особая конструкция носилок (балдахин) вполне предотвращает попадание солнечных лучей на лик Божией Матери.

У многих людей было искреннее желание приложиться не к стеклу киота, а к самой иконе. И в праздник это вполне допустимо и оправдано, так бывает с другими чудотворными святынями, даже более древними, чем наша.

8. Мария Петровна Скобелкина спрашивает:

Очень не хватает в городе воскресной школы для взрослых. Много людей крестятся, а потом только носят крестик, как оберег, а ничего не знают о Боге, о Спасении души и в храм ходить стесняются, потому что толком не знают как там себя вести. Планируется ли открытие подобной школы в каком-нибудь из городских храмов?

Многоуважаемая Мария Петровна, в ближайшие планы Благовещенской епархии действительно входит создание подобных катехизических курсов для взрослых. Они будут проводиться в молодежном центре на Ленина-Пионерской и в духовно-просветительском центре на Калинина, 120 по окончании ремонта этих зданий.

Хочу заметить, что подобные встречи и беседы об основах православного вероучения были очень распространены в Благовещенске в начале XX века, до революции. Как писали в епархиальных газетах того времени, на них всегда собиралось огромное множество народа – не только православные, но и, например, молокане, и старообрядцы, и даже некрещеные китайцы. Это говорит о том, что у амурчан всегда была потребность в знаниях о Боге и вере.

 9. Федор спрашивает:

Здравствуйте. Прошла информация о богословских курсах. Кто может стать их слушателем? Какие документы надо? Как решается вопрос с питанием и проживанием, если я не проживаю в Благовещенске?

Уважаемый Федор, богословские курсы, которые со следующего учебного года откроются при духовно-просветительском центре в честь святителя Иннокентия Московского в здании на Калинина, 120, предназначены для тех амурчан, которые хотят и планируют посвятить свою жизнь служению Богу и Церкви. Подробную информацию о них можно узнать в епархиальном отделе религиозного образования и катехизации по телефону 8-914-578-04-09 или по электронной почте blagorok@mail.ru.

Мы рассчитываем, что  поступать на курсы будут, в основном, благовещенцы, но для прихожан из других городов, которые собираются стать священнослужителями и имеют соответствующую рекомендацию настоятеля своего храма, будет организовано  проживание и питание на Гавриило-Архангельском подворье мужского епархиального монастыря. Для других слушателей такую возможность мы пока предоставить не можем.

10. Андрей спрашивает:

Добрый день, уважаемый Владыка! В связи с перенесением в отдельные приделы самых почитаемых святынь — иконы Албазинской Божьей Матери и Святителя Иннокентия опустели места их прежнего размещения. Скажите пожалуйста, планируется ли размещение других икон на опорах внутри Кафедрального собора?

Уважаемый Андрей, иконы на этих местах со временем действительно появятся – сейчас для них заказаны специальные киоты, подходящие к общему стилю внутреннего убранства кафедрального собора. Над его новым оформлением мы работаем – не спеша и планомерно.

11. Александр спрашивает:

Добрый день, уважаемый владыка. Скажите, пожалуйста, где Вам интереснее служить, в Санкт-Петербургской епархии или в Благовещенской? И почему?

Уважаемый Александр, сейчас я архиерей Благовещенской епархии, поэтому все мои интересы – здесь. Мне было интересно служить и в Санкт-Петербургской епархии, я отдал этому делу больше двадцати лет, старался, чтобы мое служение было полезным и нужным для людей. Получилось это или нет, можно оценить по тому, что было реально сделано и по высказываниям тех, кто меня знал.

Благовещенскую епархию я люблю, и считаю, что раз есть Божие благословение и благословение Церкви на то, чтобы я нес здесь свое послушание, я буду нести это послушание честно, искренне, правдиво и ответственно.

12. Инь Цзиньлун спрашивает:

Здравствуйте, владыка. Знаю, что скоро будет строиться кафедральный собор на берегу реки Амур Мы всегда будем рады видеть через реку красивое строение. Очень хотелось бы, чтобы оно было построено в классическом русском стиле, как в Москве, чтобы отражало широту русской души. Скажите, пожалуйста, где можно увидеть проект нового храма?

Многоуважаемый Инь Цзиньлун, мы действительно планируем строить новый кафедральный собор на набережной. Он будет располагаться вблизи того места, где до 1932 года стоял первый кафедральный собор епархии, заложенный святителем Иннокентием Московским в день основания Благовещенска и Амурской области. Этот храм будет выдержан в собственно классическом стиле – стиле окружающих старинных домов начала прошлого века. С его проектом можно будет ознакомиться на сайте Благовещенской епархии.

Классический русско-византийский храм с луковичными куполами и каменными сводами на берегу Амура тоже появится – его построят на территории Дальневосточного высшего военного командного училища. На пересечении Ленина и Чайковского со временем будет возрожден собор Святой Живоначальной Троицы – образец псевдорусского стиля XVII века. Кроме того, у нас уже есть образец классического шатрового храма, который также хорошо виден со стороны Китая – существующий Благовещенский кафедральный собор.

Мы стремимся к тому, чтобы в храмовой архитектуре нашего города было разнообразие. Поэтому новый кафедральный собор будет не похож на остальные храмы Благовещенска. Это будет классическое здание большой вместимости без характерных для русского стиля сводов и колонн, которые, конечно, красивы, но при этом значительно уменьшают полезный объем храма. При создании проекта мы ориентировались на уже сложившийся архитектурный облик центра города, на кафедральные соборы, построенные в других епархиях за последние годы.

Хочу только заметить, что у православного храма нет такой задачи – отражать широту русской души. Храм – это не демонстрация величия и силы какой-то одной нации. Это святое место, которое собирает под своими сводами верующих людей разных национальностей.