Неделя всех святых, в земле Российской просиявших: откуда пошел этот праздник?

In Новости by Василина Добрецкая

В воскресенье,30 июня, во второе воскресенье по Пятидесятнице православные христиане празднуют Неделю  Всех Святых, в земле Российской просиявших. Церковь прославляет праведников и мучеников российских. Прославленных и одному лишь Богу ведомых.
В Благовещенском кафедральном соборе, а также во всех храмах и церквях Благовещенской епархии совершили Божественные литургии в честь этого светлого праздника.
С XVI столетия в нашей Церкви праздновали память “Всех Святых Новых Чудотворцев Российских”. Этот праздник по старому стилю отмечали 17 июля, на третий день памяти святого князя Владимира, крестившего Русь. Однако, этот праздник почему-то популярности не завоевал и даже не вошел в печатные Месяцесловы. Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших было восстановлено лишь в 1918 году.
Праздник был воссоздан по инициативе историка-востоковеда Петроградского университета (ныне СПбГУ) академика Бориса Тураева. Он служил сотрудником Богослужебного Отдела Священного Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. В своем докладе он особо отметил то обстоятельство, что «составленная в Великороссии служба нашла себе особенное распространение на периферии Русской Церкви, на западной ее окраине и даже за пределами ее в то время разделения России, когда особенно остро чувствовалась потеря национального и политического единства. <…> В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов Святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, – представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха».
Священный Собор в заседании 13/26 августа 1918г., в день именин Святейшего патриарха Тихона, заслушал доклад Тураева и, обсудив его, принял следующее постановление:
“1. Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех Святых Русских.
2. Празднование это совершается в первое воскресенье Петровского поста.”
Собор предполагал, что этот праздник, имеющий для нас особое значение, должен стать как бы храмовым для всех православных церквей на Руси.
Таким образом праздник был восстановлен (а фактически введен заново) в начале периода самых жестоких преследований христианства за всю его девятнадцативековую историю. При этом содержание его, как предлагал Тураев, стало более универсальным: это уже не просто чествование русских святых, а торжество всей Святой Руси, не триумфальное, но покаянное, заставляющее нас оценить свое прошлое и извлечь из него уроки для созидания Церкви в новых условиях.
Составителями текстов службы стали сам Тураев, член Собора и сотрудник его Богослужебной комиссии, и иеромонах Афанасий (Сахаров) (впоследствии епископ Ковровский, †1962; ныне причислен к лику святых как исповедник, память 15/28 октября). Позднее текст дополнялся; в работе принимали участие также митрополит Сергий (Страгородский) (ему принадлежит тропарь), священник Сергий Дурылин и другие.
Первым храмом в честь Всех Российских Святых стала домовая церковь Петроградского университета. Ее настоятелем с 1920 до закрытия в 1924 году был священник Владимир Лозина-Лозинский, расстрелянный в 1937 году.
С 1946 г. празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, стало торжественно совершаться во 2-ю Неделю по Пятидесятнице.