Крещенский Сочельник в Благовещенске: Причащение воды живой

In Статьи by o.Venedikt

Утром 18 января в трех храмов столицы Амурской области прошли торжественные, продолжительные по времени богослужения Навечерия Богоявления.

На великой вечерне, предваряющей Божественную литургию Василия Великого, читались паремии, отрывки из книг пророка Исайи, книги Бытия и книги Исход, раскрывающие значение праздника Крещения Господня и Таинства Крещения. Эти тексты говорят о том, что вода может стать проводником Святого Духа, омыть грехи человека, подготовить его ко вхождению в Царство Небесное. Вода, утоляющая телесную жажду, сравнивается с Божественной благодатью, утоляющей жажду духовную — ту жажду истины, которая живет во всех людях.

В Благовещенском кафедральном соборе службы Крещенского сочельника совершил епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан.

— В праздник Крещения Господня, сегодня и завтра, все внимание в православных храмах приковано к святой воде, — напомнил владыка в своем слове. — По старому обычаю, в эти дни мы все причащаемся великой агиасмы. Ради этого многие даже откладывают на какое-то время свое говение, стараются причаститься Святых Христовых Таин в другие дни, а в праздник принять в себя именно крещенскую воду.

По учению святых отцов, три дня после освящения великая агиасма подобна огню — она очищает и освящает все, с чем соприкасается. Даже те, кто просто приносят ее себе в дом, прикасаются к посуде с этой водой, получают особое Божие благословение.

В древние времена крещенской водой причащались христиане, которые не имели возможности приобщиться Святых Таин или не были допущены к этому таинству за тяжкие грехи. В XV-XVII вв. на Руси существовал особый чин причащения богоявленской воды, совершавшийся «по совету духовного настоятеля, егда время повелит».

Святыня для всех

В храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» верующим после вкушения великой агиасмы также предлагали подкрепить свои силы после строго поста Навечерия освященным сочивом — особой кашей из вареных зерен пшеницы с медом. Именно от названия этого блюда происходит слово «сочельник», другое название этого дня накануне Крещения.

По предложению настоятеля церкви, иерея Александра Донесенко, прихожане пришли на чин великого водоосвящения со своей водой, заранее набранной в чистую тару. После общей молитвы люди спокойно разобрали свои банки и бутылки и пошли кропить святой агиасмой свои жилища, умываться или обливаться ею.

— Благодать, которая нисходит на воду в эти дни, делает ее способной укреплять душевные чувства и телесные составы человека, — отметил отец Александр в своей проповеди. — Церковь молится об освящении крещенской воды совершенно особыми молитвами, призывает Самого Господа Бога войти в нее, сделать ее лекарством от болезней, защитой от темных сил, избавлением от греха. Именно поэтому крещенская вода является величайшей святыней Церкви и относится к ней надо с благоговением, а принимать — с верой и покаянием.

Святую воду всем, кто не смог поучаствовать в богослужении, в Богородичном храме на Красноармейской, 53 раздавали до позднего вечера — помогали набрать агиасму из бака, клеили на бутылки специальные наклейки, чтобы люди потом не перепутали крещенскую воду с обычной. Тем, кто в храме бывает редко и обычно только с «практическими целями», дарили в дорогу православные журналы, календари, иконки, памятки о святой воде — чтобы задумались, чтобы вспомнили об обещаниях, данных Богу во время собственного крещения, чтобы пришли снова, уже для души.

18 и 19 января все православные храмы Амурской области работают допоздна, до 20-21 часов, ради людей, которые — каждый по своей причине — приходят прикоснуться к святыне. И даже когда уезжают водовозки и огромные водосвятные баки перемещаются в менее приметные углы, святую крещенскую воду можно взять в любой церкви в любое время — стоит только попросить.

Молитва к Богу и о Боге

В центральной молитве чина великого освящения воды, помимо собственно прошений, звучат несравнимые по красоте слова о Боге, Божьем величии, премудрости и милосердии:

Велик Ты, Господи, и дивны дела Твои, и никаких слов не будет довольно, чтобы воспеть чудеса Твои!
Ибо Ты по Своей воле все привел из небытия к бытию, Своей силою удерживаешь творение и Своим промыслом управляешь миром. Ты, из четырех стихий составив творение, четырьмя временами увенчал круг года. Пред Тобой трепещут все духовные силы, Тебя воспевает солнце, Тебя славит луна, с Тобою беседуют звезды, Тебе повинуется свет, пред Тобою сотрясаются бездны, Тебе рабски служат источники. Ты простер небеса как покров из кожи, Ты утвердил землю на водах, Ты оградил море песком, Ты излил воздух для дыхания. Ангельские силы Тебе служат, хоры Архангелов Тебе поклоняются, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, стоящие вокруг и летающие, в страхе от Твоей неприступной славы прикрываются.

Ибо Ты, Бог существом неописуемый, безначальный и неизреченный, пришел на землю, приняв образ раба, став подобным человеку; ибо Ты, милосердный Владыка, по Своей милости, не мог смотреть на род человеческий, мучимый диаволом, но пришел и спас нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния, ибо Ты поколения естества нашего освободил, девственное чрево освятил рождеством Своим. Все творение воспевает Тебя, явившегося. Ибо Ты, Бог наш, на земле явился и общался с людьми. Ты и иорданские струи освятил, ниспослав с небес Всесвятого Твоего Духа, и сокрушил головы гнездящихся там змиев.

Ты Сам, человеколюбивый Царь, приди и ныне наитием Святого Твоего Духа и освяти воду сию!
И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово, сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, Ангельския крепости исполнену. Да бежат от нея наветующии созданию Твоему: яко имя Твое, Господи, призвах, дивное и славное, и страшное сопротивным.

И дай ей благодать избавления, благословение Иордана, соделай её источником нетления, освящения даром, освобождением от грехов, защитой от болезней, губительной демонам, для враждебных сил недосягаемой, мощи Ангельской исполненной. Да бегут от нее злоумышляющие созданию Твоему: ибо я Твое имя, Господи, призвал дивное, и славное, и страшное для противников.Русский перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота)

Эта молитва, составленная в конце V века в Антиохии, по структуре и содержанию напоминает евхаристическую, которая читается на Божественной литургии при призывании Святого Духа на Святые Дары. Эта же молитва, входит в чинопоследования Таинства Крещения — то есть, крещаемые омываются именно великой агиасмой.

Интересно и то, что, в отличие от раннехристианских времен, великим чином воду сейчас освящают не только в храмах и на природных источниках. В дни праздника Крещения Господня священники посещают больницы, социальные приюты, детские дома, дома престарелых и служат этот чин там, чтобы причащением и окроплением великой агиасмы освятиться могли и те верующие, которые больше всего нуждаются в исцелении, утешении, подкреплении душевных и телесных сил.

18 января иерей Александр Донесенко совершил такое богослужение для пациентов онкологического диспансера и нескольких отделений областной детской клинической больницы.

Простые дары

Не все знают, что воду в православных храмах освящают два дня подряд, читая над ней одинаковые молитвы, поэтому в Навечерие Богоявления за святыней приходит меньше желающих, чем в день Крещения. Многолюдно в церквях вечером 18 января не поэтому. Всего несколько раз в год на вечернем богослужении поется торжественное «С нами Бог!» — и услышать эти слова накануне праздника, который бывает по-человечески очень хлопотным и утомительным, особенно для сотрудников храмов и тех, кто помогает им раздавать крещенскую воду и следить за порядком, очень нужно и важно.

— Самое важное в эти дни — проявить любовь к ближнему, не дать возможности себе разозлиться, если кто-то недодаст мне какой-то капельки воды, не вовремя закрутит крышку, — призвал в своей проповеди настоятель Гавриило-Архангельского подворья иеромонах Георгий (Исаков). — Будьте внимательны друг ко другу. Именно к этому призывает нас святой Иоанн Креститель — ведь покаяние, о котором он говорит, оно не только словесное, оно должно доказываться делами. И именно это будет приняты Богом как покаяние — то, что человек исправляет свои грехи своими делами. Без дел все то, что мы говорим, вся наша вера — воздух.

На всенощном бдении праздника Крещения Господня, как и в любые другие православные праздники, верующим раздается освященный хлеб, политый вином, а священник помазывает их освященным маслом — елеем.

Вода, хлеб, вино и масло — самые простые вещества, без которых немыслима человеческая жизнь, которые люди используют в пищу, для лечения, для создания других продуктов и лекарств, становятся проводниками Божественной благодати по молитвам Церкви и по вере тех, кто эту Церковь составляет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.