Как войти в Царство Божие, если грех неизбежен?

In Новости by o.Venedikt

Святитель Иннокентий (Вениаминов) прежде всего известен в качестве миссионера и просветителя. Он находил главные идеи и мысли в религиозных текстах и передавал простым и конкретным языком. Благодаря его таланту искры веры зажигались в сердцах людей далекой Аляски, суровой Сибири, холодного Крайнего Севера.  И вот какой ответ он дает на главный вопрос христианина: «Как можно получить Царствие Небесное?»

– Многие думают и говорят, что, живучи в мире, нельзя получить Царствия Небесного, а надобно удалиться от мира в пустыню или монастырь. Так! правда, почти все великие святые были пустынники. Но не правда, чтобы, только живучи в монастырях, можно получить Царствие Небесное, потому что и в монастыре можно жить по-мирски, и наоборот, живучи в мире, можно жить по-монастырски. Есть много примеров, что мирские люди, как то: земледельцы, купцы, солдаты, даже министры и полководцы, при всех их мирских делах, получили Царствие Небесное, и правду сказать, сии люди гораздо знаменитее тех, которые, живучи в монастырях, сделались святыми, потому что они в жизни сей были полезны для ближних; они, спасая себя, спасли и других; а пустынник спасает почти только себя самого.

Успевший получить ценный опыт как семейной, так и монашеской жизни, святитель Иннокентий твердо уверен, что стяжать Царствие Небесное мирянину почетнее, нежели монаху.  Ведь он спасает не только себя, но и своих близких. Служение – непременная ступень на пути в Царствие Небесное.

– Есть люди, которые думают, что можно получить Царствие Небесное одною милостынею или благотворением, и это очень справедливо, потому что сам Иисус Христос, во время второго Своего пришествия, призовет в Царствие Небесное только тех, которые кормили голодных, которые поили жаждущих, одевали нагих, и которые посещали и утешали больных и заключенных в темницах, и которые принимали странных и бесприютных. Так, то истинно, что милостыня может привести нас в Царствие Небесное? Но какая милостыня? Милостыня истинная, от чистого и доброго сердца и милостыня бескорыстная. Но как часто случается, что многие творят милостыню, т.е. кормят голодных, посещают больных и проч. совсем не по любви, не от души и сердца, но просто так: или по обыкновению, или для того, чтобы похвалили за то люди, или именно потому, чтобы получить за то большую награду от Бога, и таковая милостыня не приведет в Царствие Небесное. Апостол Павел говорит, что хотя бы я все свое имение раздал нищим, но если я не имею истинной любви в сердце своем, то все это напрасно.

Страшно осмыслить: получается, что добро, которое мы распознаем сразу, не всегда является таковым в глазах Господа. Даже то, которое мы вроде бы совершаем для Него  («чтобы получить за то награду от Бога») Он тоже не сочтет добром. Любовь – вот главнейшее условие для добрых поступков. Именно через нее поступок станет служением Богу. Бескорыстия здесь недостаточно.

– Есть также люди, которые говорят, что исполняй закон Божий, и ты будешь в Царствии Небесном. Сам Спаситель сказал, что в Царствие Небесное войдут те, которые исполняют волю Отца Небесного. Но кто из людей совершенно исполняет волю Божию? Кто не грешит и не преступает закон Божий? А кто хотя одну заповедь не сохранит, тот преступник всего закона и, следовательно, не будет в Царствии Небесном.

Выходит, что у нас совсем нет шанса на Царствие Небесное? В христианской аскетике этот момент оговаривается неоднократно: исполнять заповеди в совершенстве – невозможно. В какой-то момент все равно согрешишь.

– Наконец, некоторые думают, что можно получить Царствие Небесное постом и молитвою. Правда, что все святые и Сам Иисус Христос постился сорок дней и сорок ночей. Правда, что молитвою можно все сделать, можно даже воскрешать мертвых. Но какою молитвою? Молитвою совершенною, такою молитвою, которую могут иметь только святые.

То есть и в наших молитвах нет совершенства? Кому вообще, выходит, нужны эти старания?! И вот тут святитель Иннокентий делает такой акцент, который меняет всё:

– Итак, слышите и разумейте: чтобы получить Царствие Небесное, надобно получить Духа Святого и сделаться святым. Иисус Христос сказал: аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Небесного. И это самое поясняет ученик Его так: без святыни никтоже узрит Бога, т.е., кто не сделался святым, тот не может быть с Богом в Царствии Небесном. Пусть кто как хочет, так и толкует сии слова Спасителя. Но никакие толкования, никакие умствования не изменят сии истины.

Быть святым! возможно ли это человеку? Да, правда, многие говорят, что невозможно нам, слабым людям, быть святыми. Мы в грехах родились и не можем жить без того, чтобы не грешить. Так! это правда, что мы слабы и грешны. Но ужели те люди, коих считаем святыми, ужели они были не слабы и не грешны? Ужели они совсем другие были люди? Ужели они родились святыми? нет, они не родились, а сами сделались святыми, они также были сначала и слабы и грешны, как и мы.

Да! говорят многие, положим, что возможно человеку быть святым, но это трудно. Но скажите, что нам достается без труда, что мы можем получить, так сказать, на боку лежа? Под лежачий камень и вода не течет, говорит простое присловие. Без труда и даром мы не можем получить и самой безделицы. А чем дороже вещь, тем надобно более трудов для того, чтобы получить ее; чем она выше и драгоценнее, тем более надобно усилия и старания, чтобы достать ее. Но что на свете может быть для нас дороже Царствия Небесного?

«Стоп!» — воскликнете вы. – О какой святости вообще идет речь?! Мой руководитель — тиран/ работники лентяи, а по вечерам я возвращаюсь к непослушным детям и сердитому мужу/ недовольной жене. Как достигнуть святости. Если я еле сдерживаюсь от уныния, а иногда подумываю и о рукоприкладстве. Это я молчу о брани и осуждении».

Святитель отвечает и на это:

– Многие думают, что если мы будем думать и заботиться только о Царствии Небесном, тогда все наши мирские дела и должности остановятся и разрушатся. Ах! как это несправедливо, как даже оскорбительно для Бога думать таким образом! Иисус Христос не велит бросить и совсем оставить все житейские должности и дела, не велит удаляться в пустыню, не возбраняет и искать земного счастия, но только так, чтобы Царствие Небесное было первым нашим делом и желанием. Он говорит: ищите прежде всего Царствия Божия, а все прочее приложится вам, т.е. надобно иметь главное попечение о Царствии Божием, а потом заботиться и о мирских обязанностях, и когда мы получим и достигнем правды Царствия Небесного, то все прочее будет дано нам как бы в придачу.

Должностной ли ты человек в обществе, не уклоняйся от твоей должности, исполняй ее так, как требует долг и честь гражданина, и как можно усерднее, но в то же время не забывай и Царствия Божия. Отец ли ты или мать семейства, не забывай своей должности, воспитывай детей твоих, заботься о них как можно усерднее, но в то же время не забывай и Царствия Небесного. Словом сказать, искать Царствия Небесного не мешает никаким нашим обязанностям и должностям.

Так как же все это понять?

На самом деле, очень даже просто. Святость – это стремление, направление, вектор. Это значит ни на миг не забывать своего Господа. Пусть случаются грехи, пусть молитва не будет до конца совершенной, пусть усталость иногда берет свое. Но если сердце стремится к Богу, к любимому Творцу, то надежда на святость не иссякнет. Пусть это и звучит слишком самонадеянно.

А понимать очень просто. Святость – это вектор, направление, стремление. Жить перед лицом Божьим, ни на секунду о Нем не забывая. Да, будут и грехи, и падения, будет несовершенство в молитве, будет усталость. Но пока есть стремление – к Нему, Единственному Любимому и Желанному – есть и надежда на святость. Как бы смело и даже дерзко это ни звучало.