Как подготовиться к Страшному Суду? (+АУДИО)

In Статьи by o.Venedikt

Руководитель миссионерского отдела Благовещенской епархии Виктор Селивановский о том, как достичь спасения и избежать фарисейства в духовной жизни. Слово перед Причастием, произнесенное в Благовещенском кафедральном соборе г. Благовещенска в Неделю о Страшном суде 15 февраля 2015 г.

Сегодня Православная Церковь вспоминает Страшный Суд Божий. Это воскресенье, неделя о Страшном Суде, то есть воскресный день, когда мы вспоминаем это событие.

И для нас вовсе не обязательно представлять ту масштабную вселенскую космическую катастрофу, которая ожидает в далёком, а, может быть, и не очень далёком будущем всё человечество. Когда звёзды падут, стихии разгорятся, и Бог совьёт небо в трубочку, в рулончик, как обветшавшую одежду. Это тот самый поэтический язык, которым пророки выразили то, что ожидает нас во время Страшного Суда, когда все народы предстанут перед своим Творцом.

Нам не обязательно всё это иметь перед глазами, достаточно помнить о том опыте, который некоторые из нас, из живущих людей, испытали во время жизни. Когда в минуту, очень близкую к смерти, перед их глазами прокручивалась вся жизнь. И они оказывались перед судом своей совести. От которой никуда мы не денемся, мы это все прекрасно с вами знаем, испытываем ежедневно и ежеминутно на опыте. Cуд нашей собственной совести есть предуготовление, предуказание на тот Страшный Суд Божий, который всех нас ожидает, а так же на тот частный суд, который ожидает нашу душу после расставания с телом.

Мы все с вами храним и бережём веру православную. «Русь Святая, храни веру православную», – об этом мы напоминаем сами себе в песнопениях. И действительно, это великая ценность. Апостольская вера, переданная нам исторически от Иисуса Христа и апостолов, сохраняемая нами во всей полноте, целостности. Мы прекрасно с вами помним, что Господь триедин – Троица. Что Господь явился на землю в двух естествах. Обрёл два естества: одно человеческое, а другое – Божественное. И помним ещё массу догматов, которые помогают сохранить веру. Но, с другой стороны, мы сталкиваемся на своём опыте, в общении с такими людьми или таким человеком, который может знать отлично всё догматическое учение, цитировать отцов, чуть ли не наизусть знать Библию, знать все постановления Вселенских соборов – и, тем не менее, хочется поскорее отойти от этого человека. Потому что в нём нет духа любви. Это мы называем фарисейством. С другой стороны, есть у нас опыт общения с такими людьми, у которых в голове какая-то религиозная каша, однако, в них есть что-то такое – в их семье, в них самих – что в их присутствии хочется подольше находиться, подольше пребывать. Хотя, конечно, такие люди – не имеющие духовного руководства, духовных ориентиров – в момент испытания, не различая, что есть добро и зло, легко могут сорваться и оступиться.

Итак, православие, наше православное вероучение – это тот правильный метод, с помощью которого мы можем достичь спасения, но и не более того. Сегодня, во время евангельского чтения, которое напоминало нам, и даже не напоминало, а раскрывало, как будет проходить Страшный Суд, был назван главный критерий Суда Божьего. И он очень простой на самом деле, часто мы об этом забываем. Накормил ли ты голодного, напоил ли ты жаждущего, посетил ли ты заключённого, который находился в темнице, кто нуждался в твоей любви и заботе? Приютил ли ты человека, которому негде было переночевать? Вот такие простые проявления любви и милосердия, как внутреннего состояния человека – и есть те самые критерии, по которым будут нас судить. И Господь всегда подаёт такие случаи и таких людей в жизни, когда мы можем исполнить этот Завет Божий о любви к ближнему.

Есть другое, о чём необходимо задуматься. Может быть, если мы спасаемся помощью ближнему или, как выразил один китайский студент, который побывал в православном храме, он сказал: «Христианство – это о том, как помогать друг другу», — может быть, тогда главное, чем мы должны заниматься – это благотворительность?  То, что мы обозначили неким штампом, как «социалку», – социальная работа о тех, кто нуждается в помощи. Конечно, в этом ничего предосудительного нет. Если мы будем упражняться в таких делах милосердия и помощи ближнему, то Господь даст нам и внутреннее состояние даже в тот момент, когда мы не обладаем внутренним состоянием любви, через такую практику, практику внешних дел.

И, тем не менее, в Новом Завете, в послании апостола Павла есть некоторое предостережение. Апостол Павел пишет – это первое послание к Коринфянам, тринадцатая глава, третий стих. Там говорится – я несколько перефразирую, – что если я раздам всё имение своё, и даже тело своё отдам на сожжение, то никакой мне не будет пользы, и я буду представлять медь звенящую, если я при этом не буду иметь любви. Любви не имею. Ничтоже есмь. Даже при том, что я раздал всё имение своё, при том, что я всю жизнь занимался благотворительностью. Вот вам и парадокс. Нравственное поведение, нравственный человек ещё не означает духовный. Ещё не значит, что его внутреннее состояние – это та энергия любви, которая соединяет его с Богом. Я могу выйти из храма, положить денежку в шляпу тех, кто собирает здесь, у церковной калитки, милостыню; пользоваться уважением у своих друзей и родственников и, тем не менее, относиться ко всем с презрением, быть мизантропом, очень гордым, превознесённым внутри себя человеком.

Поэтому всё-таки главное в нашем спасении – это то состояние души, та сердцевина, которая продуцирует наши поступки, наши внешние проявления. А ведь то духовное состояние, которым мы пропитаны, та энергия – они и будут в конечном итоге ответом на вопрос, где мы окажемся, в какой обители.

Вот я, может быть, внутри себя фарисей, хоть этого никто и не видит, я этого не показываю, хотя всё равно люди могут это чувствовать – то окажусь в фарисейской обители после смерти, во время распределения на Страшном Суде. Если я имею склонность к воровству, то с ворами, к прелюбодеянию – с прелюбодеями. А вот если имею дух любви бескорыстной, то тогда я окажусь, наверное, в том самом райском состоянии, в той обители, где пребывают все подобные мне. И вот воскресенье, неделя о Страшном Суде побуждает нас мысленно перенести себя в ту точку окончания времён, когда не нужно никуда торопиться, бежать по своим земным хозяйственным бытовым делам, не надо думать больше ни о чём, потому что всё закончено, время истекло, стрелки остановились, времени больше не будет. И вот мы мысленно ставим себя в эту точку, ставим себя в присутствие Божье, перед Лицом Божьим и смотрим на себя со стороны. Вот, что нам предлагает сегодняшний день.

И если мы в этот момент, встав сейчас, почувствуем, что мы хуже всех остальных, я хуже всех остальных, то, наверное, я на правильном пути. И последующее время, время Великого Поста – это то время, когда я могу изменить своё духовное состояние. Хочется пожелать всем, когда мы вступим в Великий Пост, использовать это время для изменения своего духовного состояния. Пока мы живы, мы можем менять его в ту или другую сторону. Это после расставания с телом всё будет закончено, и нам останется только ожидать и уповать на молитвы наших близких, друзей, знакомых, кто остался и способен молиться за нас. Пожелать, чтобы мы могли изменить себя, чтобы, когда мы действительно окажемся на Суде Божьем, услышать от Него радостные слова: «Встань одесную Меня», — вставай справа, по правую руку, вместе с «овцами». Аминь.