Как очистить совесть и научиться прощать? (+АУДИО)

In Статьи by o.Venedikt

Слово ключаря Благовещенского кафедрального собора иеромонаха Корнилия (Жадова), произнесенное в Прощеное воскресенье 2015 г.

Спаси Господи, за молитву, дорогие братья и сестры. Поздравляю причастников с принятием Святых Христовых Тайн.

Сегодня мы молимся в день накануне Великого Поста– особого времени в жизни каждого православного христианина, церкви. Особое сугубое время, когда мы должны прийти в себя, подвести итоги своей духовной жизни, посмотреть и задать себе вопрос: «А куда я иду? Куда я – может, кто-то скажет – качусь? Куда меня несёт, заносит?» — и прочее, и прочее. Это время, когда я уже без дураков должен остановиться и посмотреть, оценить, подвести итоги своей жизни за этот год с момента прошлой Пасхи. И это очень и очень важно. Потому что порой мы настолько увлекаемся тем, что предлагает нам этот мир, предлагает нам жизнь, обыкновенная земная мирская жизнь.

Конечно, и детей надо воспитывать, и деньги зарабатывать, и многое другое делать здесь, на земле. Но, тем не менее, когда мы это делаем, мы порой увлекаемся и забываем о самом насущном, о едином на потребу.

Когда нас заносит, когда мы забываемся, когда в нашей жизни происходит то многое, что может помешать нашему спасению. И поэтому Церковь устанавливает не только раз в году пост или прочее, а устанавливает большие многодневные посты. И особенно перед Пасхой, перед Христовым Воскресением мы должны сугубо потрудиться над очищением своей совести, над восстановлением образа Божия в своей душе: через пост, через усердную молитву.

И Церковь, конечно, помогает нам. Если взять другие многодневные посты – Петров пост, Рождественский, Успенский – то богослужения практически ничем не отличаются от обычных. А здесь они уже постовые. Когда не радостное пение, звучание архиерейского хора нас будет сопровождать, а будет нас сопровождать, скажем так, унылое чтение, долгие многочасовые службы и тому подобное. Вот перед этим Великим Постом, конечно, не может быть, чтобы жили-жили и вдруг сразу начался пост. Церковь нас потихоньку, понемногу готовила. В течение трех недель – неделя о мытаре и фарисее, неделя о блудном сыне, неделя о Страшном Суде, и вот это последнее воскресенье – Прощёное Воскресенье. Когда мы от всего сердца должны простить всем и вся какие-то обиды, какие-то прегрешения, долги и прочее, и прочее.

И очень сурово, очень, скажу даже, жёстко в сегодняшнем Евангелии звучат слова Христа: «Кто простит ближнему согрешение его, тому и Отец Небесный простит его согрешения. А кто не простит ближнему согрешение его, тому и Отец Небесный не простит его согрешения». Это очень-очень суровые слова, которые нас ко многому обязывают. Бог – Любовь. Бог, Который ради любви к человеку, ради его спасения становится Сам человеком, унижается до образа раба, претерпевает огромные труды, унижения, оскорбления и, в конце концов, смерть на кресте – вот этот Бог говорит такие слова: «Кто не простит ближнему согрешение его, тому не простит Отец Мой Небесный его согрешения».

И Бог, конечно, может это сделать. И Он должен был это сказать. Потому что, прощая какие-то обиды, согрешения и прочее, и прочее, мы уподобляемся Богу. Потому что, простив нам согрешения, Бог становится человеком. Простив нам согрешения, Бог живёт среди нас, учит нас жизни по Евангелию. Простив нам согрешения, Бог заходит на крест, и все наши грехи Им прощены. И, конечно же, мы тоже должны простить всем грехи. Потому что, если я не прощу, то я не принимаю Жертвы Божьей. Если я не прощаю грехов, я не принимаю всего того, что Бог сделает для меня. И через это я сам себя лишу Царствия Небесного.

Потому что логично, как в Царствии Небесном могут жить два человека, которые непримиримо враждуют друг с другом? Или один, допустим, простил грехи, а второй не может. Как он войдёт в Царствие Небесное? Как он будет жить в Царстве Любви с этим человеком? Не прощать грехи – это как раз проявление гордости. Почему я не прощаю? Потому, что он меня унизил, он меня оскорбил, он меня обделил, обошёл на повороте и прочее, и прочее. Меня! Когда я нечто и нечто немаловажное. Как такое можно? Как такое можно простить? Не понимаю. Вот это гордость.

А Бог, говорит Священное Писание словами апостолов Петра и Павла, гордым противится. И только смиренным даёт благодать. И наоборот, прощение грехов – это как раз проявление любви. Порой это даже жертва. Как я могу простить кому-то долги, а сам останусь без каких-то средств? Как я могу простить кому-то какое-то оскорбление? А потом ещё люди будут смотреть на меня: «Вот он смалодушествовал. Его оскорбили – промолчал. Ну, не по-мужски поступил, не по-человечески, унизил своё достоинство!»  Как это можно простить? И так далее, и тому подобное.

А вот, когда не можешь простить кому-то грехи, вспомни свои! Не те, которые ты на исповеди рассказываешь, а те, которые роятся в твоей душе, как говорит современный богослов, Осипов Алексей Ильич: «Загляни в своё подполье души». Где ты, при хорошем желании – при свете, например, фонаря или свечки, ты рассмотришь кучу дохлых крыс, которые смердят и воняют. А если мы говорим, что у нас этого нет, то, как апостол Иоанн Богослов говорит, тогда мы лжецы. У каждого есть такое подполье, у каждого есть там дохлые крысы, у каждого есть то, что он надеется, что Бог ему простит. Но не простит тебе Бог этих грехов, не простит этих согрешений, если ты не простишь ближнему своему.

Евангелие – всё об этом. Если ты принёс дар Богу, а брат против тебя что-то имеет – оставь дар свой. Иди примирись с братом, и потом неси Богу дар свой, говорится там. Мы знаем притчу о должниках, когда один хозяин прощает должнику огромное количество долгов, а этот человек потом что делает? Не прощает какого-то маленького согрешения, и за это его наказывают. Об этом же и молитва Отче Наш: «Господи, остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим». И каждый из нас эту молитву читает по многу раз на дню, по многу раз в своей жизни, а кто-то только эту молитву и знает. Но мало кто задумывался, что мы просим у Бога. Господи, в такое же мере, в которой я прощаю ближнему согрешения, в такой же мере прости – вот так буквально можно разложить по полочкам эту молитву. Если я в половину меры прощаю, то в половину меры мне прости. Если я ему полностью прощаю, то и мне полностью прости.

Поэтому не надо говорить просто «прости», а в душе держать обиду на человека. Надо прощать раз и навсегда. Это не просто. Это сложно. И этому надо учиться. И именно покаяние должно нам помочь в этом. А мешает нам в этом – что? Суета. Вот, казалось бы, сколько всего страшного ещё есть. А святые отцы говорят: «Суета погубит мир». Многозаботливость. Потому что в жизни мы все куда-то летим, спешим, в последние времена это очень и очень ощущается. У нас огромные возможности, средства передвижения, сейчас за два дня можно хоть где оказаться, в любой точке мира. Чтобы связаться с человеком на другом конце земли, достаточно мгновения, ну, может быть, нескольких секунд. Интернет, мобильная связь, прочее, прочее, прочее. И при всё при этом нам не становится свободнее, не становится спокойнее. Не становится потому, что суета – она здесь, в сердцах наших и в наших умах. И пост – это лучшее время, чтобы остановиться и спросить себя: «Куда я лечу, куда меня несёт? Куда меня несёт земная жизнь?»

Ну, и, конечно же, накануне Великого Поста я лично хочу попросить прощения у вас, потому что когда будет вечером специальная вечеря прощения – кто-то не сможет, у кого-то дети, у кого-то возраст, у кого-то болезнь. Поэтому простите лично меня и тех священников, которые служат в нашем соборе. Потому что мы тоже люди. Мы тоже суетимся, нас тоже заносит, и мы бываем порой равнодушны к проблемам людей, мы проходим мимо, ссылаясь на то, что у нас времени нет, куда-то вызвали и прочее, и прочее, и прочее. Кому-то ответили грубо. Кому-то без любви. Потому что мы тоже люди. И мы тоже учимся любви, смирению, терпению. У кого это как получается – рассудит Бог. Но, тем не менее, простите меня, простите моих сослуживцев, сотрудников. Где-то обидели, где-то нагрубили, где-то недосмотрели, где-то недосказали. Простите от всего сердца. Я вас всех прощаю Христа ради.