Иеромонах Евлогий (Самороковский): «Святитель Иннокентий сопровождал нас на всем пути» - Благовещенская епархия

Статьи

06.12.2017

В конце августа, по благословению епископа Лукиана, настоятель храма блаженной Ксении Петербургской п. Новобурейский принял участие в одном из этапов международной духовно-просветительской патриотической эстафеты «По пути Святителя Иннокентия».

Вместе со спортсменами амурской федерации «Аквайс-спорт» отец Евлогий побывал на Аляске и своими глазами увидел места, в которых начинал свое служение святитель Иннокентий (Вениаминов).

— Батюшка, как вы оказались в числе участников эстафеты?

— Чудом — так сложились обстоятельства, что владыка благословил поехать в Русскую Америку именно меня. В составе этой делегации было двое священников — один из Иркутска, отец Евгений, и я. Спортсмены совершали запланированные заплывы, а мы молились, встречались с людьми, общались, служили.

На мне была больше обязанность руководителя хора – допустим, в Ситке я пел литургию. Книги там, правда, были только на английском, пришлось открыть ноутбук с церковно-славянским текстом, положить его на аналой – и так петь.

На Уналашке вообще пришлось регентовать – это был незабываемый опыт. Певчие – алеуты, они только на своем разговаривают и еле-еле на английском. Но когда мы открыли церковно-славянский текст литургии, они преспокойно запели — сначала, конечно, нестройно, но потом мы приспособились друг ко другу, и получилось очень даже хорошо. «Отче наш» и «Символ веры» исполнили на алеутском языке, а все остальное – на церковно-славянском. Я немножко удивился, откуда они его знают, оказалось, все очень просто: святитель Иннокентий составил для них азбуку на основе кириллицы, поэтому они наши тексты могут читать.

Чудесное было время, благодарю Господа за то, что устроил для меня такой необычный отпуск.

— Какой маршрут был у вашего путешествия?

— Отслужили в Благовещенске молебен на начало благого дела перед Албазинской иконой и отправились на автобусе в Хабаровск, 10 часов ехали ночью. Из Хабаровска вылетели на Камчатку, где были несколько дней: провели заплыв, а еще служили литургию в кафедральном соборе. Еще ездили в поселок Козыревск – там новопостроенный храм в честь святителя Иннокентия, очень красивый и уютный. В поселке тоже был заплыв, был крестный ход, люди нас с большой радостью встретили.

Потом мы вылетели в Анкоридж, там встретились с местным архиереем, епископом Ситкинским и Аляскинским Давидом. Спортсмены везли с собой с Камчатки икону святителя Иннокентия с частицей его мощей в дар верующим Русской Америки. Эта икона везде нас сопровождала, побывала с нами во всех местах, где проводились заплывы.

Далее мы отправились в Ситку, бывший Новоархангельск. Мне там особенно понравилось – такой неспешный городок, живая история. Святителя в Ситке почитают до сих пор – сохранили его дом практически в первозданном виде, все вещи, идеально отреставрировано здание. Там музей, вход свободный, специальные рейнджеры водят туда экскурсии. В Михайло-Архангельском храме, который построен святителем Иннокентием, тоже его музей. Там мы поднимались на колокольню – в 12 часов дня положено звонить.

На Ситке мы совершили литургию, пообщались с прихожанами, потом был заплыв спортсменов в гавани. Несмотря на дождь, народ собрался — посмотреть на «крейзи Рашнс». У них же день сурка, ничего не происходит, размеренная спокойная жизнь, и вот этого русского безумства там нету. Поэтому они просто в восторге были от заплывов – везде, где мы были, нас встречали как героев.

Еще мы поднимались на Касл-Хилл, где состоялась передача Аляски Америке, где флаг русский спустили – там они тоже все это сохранили. Вечером встречались с местной общиной, они нас пригласили. Пели русские песни, романсы, играли на инструментах.

С Ситки мы отплыли в Джуно – это столица Аляска. Там мы были один день. На Преображение мы пошли в храм, отслужили молебен, там Никольская церковь, одна из старых. Потом вылетели в Анкоридж, потому что нет напрямую рейса до Уналашки, там подождали один день, отслужили литургию в Тихоновском храме и отправились в Уналашку, на пять дней.

— Теперь, наверное, можете представить, как это было, когда святитель Иннокентий приехал в эти края, и ему надо было проповедовать Евангелие в ледяной пустыне, среди алеутов?

— Могу представить, хотя, сегодня там, конечно, уже не пустыня. Служить там наверняка было очень тяжело. На Уналашке очень сильные ветра, волны. А наши спортсмены должны были плыть между островами 2 километра. Местные жители советовали нам мероприятие отменить – мол, слишком опасно. Но всё, с Божией помощью, получилось.

Сначала был крестный ход – у них, кстати, нет такой традиции, совершать крестные ходы по городу, они только вокруг храма ходят. А тут приехали русские, с хоругвями, с иконами, с лампадой с неугасимым огнем – она у нас все время с собой была – и вот так мы пошли до мемориала жертв Второй мировой войны, которые погибли в японской бомбежке в Датч-Харборе.

У мемориала мы отслужили литию по всем павшим и усопшим. И тут начинается самое интересное действо: русская команда раздевается и с хоругвями лезет в воду! Представляете реакцию местного населения? Мы объявили, что будет заплыв, но для них это было немножко непонятно, потому что вода ледяная, они там не купаются, и не знают, что это такое. И когда наши полезли в воду – это было всё! Шок, соединенный с восторгом! Весь город собрался смотреть!

Вообще эти пять дней в Уналашке прошли очень хорошо. Батюшка там очень хороший, алеут, но зовут его совсем по-русски — отец Иоанн Берёзкин, потому что фамилии алеутам святитель Иннокентий придумал — так-то внешность у них азиатская. Еще мы побывали в местной школе, там познакомились с женщиной по имени Галина, у нее сын занимается сваркой. Он смастерил металлический православной крест, с которым наша команда поднялась на гору и на километровой вершине его установила. Теперь символ христианства возвышается над всей Уналашкой.

Господь все время нам посылал нужных людей – потому что, если честно, ехали мы немножко по-русски, наудачу, не знали, что будет на острове – будет ли гостиница, как ее оплачивать, как организовать заплыв. И вот по чудесному стечению обстоятельств встретили в местном магазине русского – человек зашел купить колбаски себе на обед. С ним разговорились, оказалось, что он большой начальник в компании, которая на Уналашке заведует поставками топлива. Он сказал: «Мы вам всё обеспечим». Очень помогли нам, мы потом этим людям медали вручили в конце путешествия, когда благодарили всех. Нас американская семья пригласила в гости. И вот в этом доме мы устроили праздник, награждение, общение.

Чувствовалось и что святитель Иннокентий сопровождал нас всю дорогу, а потом вернул назад.

— Что вас удивило в этой поездке, что вы взяли для себя?

— Всегда полезно увидеть, что есть что-то другое, оторваться от повседневности, посмотреть на жизнь со стороны, вверх посмотреть, в конце концов. Мне эта поездка напомнила, что всегда нужно воспринимать этот мир через Христа и Церковь. Алеуты вот во всем видят Христа – в повседневной жизни, в заботах. У них Христос – это не «где Ты там, Господи, покажись, сделай, что прошу и спрячься, не мешай мне жить, понадобишься – позову». У них нет такого. Они помнят о Христе круглосуточно – и этому стоит поучиться. Еще я увидел, что человек должен себя уважать. Это никакая не гордыня, все начинается с самоуважения. Благодаря этому, они видят друг друга, они друг друга слышат, они друг с другом общаются. Они не разбегаются после литургии – у них огромная трапезная, шведский стол, все после литургии пьют чай, разговаривают. В углу коврик – там детки играют. И даже в храме ковер постелен – для детей. Все друг друга знают, могут помочь, есть община. Этому стоит поучиться.

Источник: «Благовещенские епархиальные ведомости», №8-11 (121), 2017 г.