Епископ Лукиан: «Спасение начинается с правильного видения себя и мира»

In Проповеди by o.Venedikt

Слово правящего архиерея на Евангелие дня в день памяти равноапостольных Константина и Елены. Произнесено за Божественной литургией в Константино-Еленинском храме с. Константиновка 3 июня 2015 года.

Есть те овцы, кто первыми услышали Слово Божье и был достоины того, что среди них появился добрый Пастырь. Спаситель мира говорит, что есть и «иные овцы, которых Мне надлежит привести к Отцу Моему Небесному». Это все мы с вами. В прошлом – люди языческого мира, не знавшие единого Бога.

Иудеи по тем временам исповедовали Вседержителя, а весь окружающий мир, весь исторический мир являлся языческим. И, конечно же, Христос, Сын Божий, приходит не к чужим, не к язычникам, где не поняли бы Его, а приходит к Своим. Они уже были обозлены и обижены, политически они были поражены, экономически они просто разваливались. И тогда уже никто не думал о добре и зле. О высокой духовности или о малой духовности и бескультурье своего народа.

И так просто появляется добрый Пастырь, который указывает на основные истины, которые могут не только спасти людей, но и изменить мир к лучшему, а за этим ещё и стоит спасение бессмертной души. И мало, кто по тем временам представлял, что пророки, великие праведники Ветхого Завета, ветхозаветной истины исторической Церкви, указывали на этого доброго Пастыря. И что мир ждал иное преобразование, нежели то просто экономическое и политическое, о котором мечтали просто злые люди.

И в то время, как и в наше, было классовое положение. Были бедные и богатые. Были те, кто занимал особое положение и ничего не делал для своего собственного народа. И были те, кто тихо и спокойно пахал на то, чтобы жизнь единоплеменников, сродников своих становилась лучше, богаче, а люди были добрее. Вот к таким пришёл Христос.

Первыми, к кому Он обратился, были обычные рыбаки. Не учёные, не книжники, не фарисеи, знающие закон, читающие Тору – Священное Писание Ветхого Завета – а обычные простые люди. И, наверное, не случайно, потому что умники не могут понять и принять простые истины, которые так необходимы для нормальной человеческой жизни. И так бывает часто. Из-за своей гордыни человек не может увидеть то, что у него находится перед лицом, что ему так естественно необходимо и даже, наверное, то, о чём он просит и молится. Но ему всё хочется, чтобы было так, как ему хочется, а не так, как это устраивает Бога. Ради общей пользы, потому что никогда такого не было, чтобы счастье человека и человечества не касалось конкретных людей. А эти люди очень часто забывают о том, что Бог так устроил мир, что мы коммунальны. И солнышко устаёт, и надо, чтобы была луна. И человек не может один, мы слишком зависимы друг от друга.

И, спасая мир, добрый Пастырь пришёл на Землю для того, чтобы спасти не только избранных, просвещённых, знающих, понимающих, но чтобы спасти всех и отдать Свою жизнь за спасение всех. От чего, казалось бы, надо спасаться? И сегодня, мы – чада новозаветной Церкви – говорим «спаси вас Господи», и, кстати, краткое русское «спасибо» образовалось от слов «спаси Бог». Отчего? Отчего нам спасаться в этой жизни? Ведь каждый озабочен взять в этой жизни всё, схватить как можно больше.

Святая Церковь и Священное Писание, а вернее даже Сам Бог через Церковь и Священное Писание указывает нам на то, что каждый человек должен спасаться от того ненормального, чего часто нам хочется. Что превращается не просто в элементарную потребность и необходимость, а в страсти и грехи, которые настолько одолевают человека, что он превращается в скотоподобного. Теряет ум, теряет сердце, теряет душу. Считает, что в этой жизни можно быть бездушным, бессердечным. Ну, а у некоторых просто «едет» разум. Поэтому в далёкое историческое прошлое пришёл просто Пастырь добрый, Сын Божий, на эту Землю. Поэтому две тысячи лет святая православная Церковь учит, несмотря на то, что ей пытаются преградить и заградить уста и возможность говорить людям правду и свидетельствовать о правде. Не потому, что мы святые священнослужители, а потому что это наше дело и служение – говорить и учить то, что заповедано Богом, святыми апостолами и святыми мужами.

Мы имеем большое человеческое счастье, христианское счастье – принадлежать к Русской Православной Церкви. Наша историческая Церковь тысячу лет среди своих соотечественников несёт своё служение миры, веры, надежды. Это не просто заезженные слова, которые у многих на устах. Это те реальные действия, где работает Сам Бог. И те, кто упирается или делает пакости, они даже не задумываются, что идут против Бога и против одной из самых главных общих задач: политической, экономической, духовной, культурной. Это спасение наше. И начинается оно не оттого, что у кого-то много денег или много земли, или иное какое-то хозяйство, а оттого, что там в сердце, в душе начинаются перемены. Появляется какое-то правильное видение себя и окружающего мира. Когда человек испытывает боль и не будет этого делать другим.

Поэтому Сам Сын Божий, Бог, в руках Которого жизнь всего мира, каждого из нас и даже маленькой пылинки, приходит в этот мир простым человечком и определяет себя как доброго Пастыря. А людей совершенно спокойно как овец, хотя в ином слове Сам Спаситель мира говорит, что среди этих овец будет очень много козлищ, которых придётся отделять от стада. Это как раз те массы людей, которые несут зло и непослушание доброму Пастырю. Какая выгода, какую цель преследует Бог? Чтобы Его творение, чтобы Его труд, чтобы та кровь, которая была пролита на кресте Сыном Божиим, не пропали зря. Чтобы всё это имело лучший удел в людях, ради которых всё это было устроено. Весь этот мир до сих пор держится великим промыслом Божиим.