Епископ Лукиан совершил чтение 12-ти Страстных Евангелий

In Архиерей by Анна Лиманская

28 апреля правящий архиерей служил утреню Великой Пятницы в Благовещенском кафедральном соборе вместе с клиром храма.

Это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.

В нем Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: “Слава долготерпению Твоему, Господи!” После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.

Страстные Евангелия:

  1. Иоанн 13:31-18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его молитва на Тайной вечери).2) Иоанн 18:1-28 (Взятие под стражу Спасителя в Гефсиманском саду и страдания Его у первосвященника Анны).
  2. Матфей 26:57-75 (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).
  3. Иоанн 18:28-40, 19:1-16 (Страдания Господа на суде у Пилата).
  4. Матфей 27:3-32 (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение на распятие).
  5. Марк 15:16-32 (Путь Господа на Голгофу и Его крестные страдания).
  6. Матфей 27:34-54 (О крестных страданиях Господа; чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть).
  7. Лука 23:23-49 (Молитва Спасителя за врагов и раскаяние благоразумного разбойника).
  8. Иоанн 19:25-37 (Слова Спасителя со креста к Богородице и апостолу Иоанну, смерть и прободение ребра).
  9. Марк 15:43-47 (Снятие тела Господа со креста).
  10. Иоанн 19:38-42 (Никодим и Иосиф погребают Христа).
  11. Матфей 27:62-66 (Приставление стражи к гробу Спасителя).

В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. “Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? – говорится здесь. – От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился.” И далее как бы от лица Господа хор обращается к древним иудеям:

“Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну – желчь, за воду [в пустыне] – уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную.”

Существует древний обычай после последнего Евангелия не гасить свою свечу, но принести ее домой горящую и ее пламенем сделать маленькие крестики вверху каждой двери дома. Этой же свечой зажигают лампаду перед иконами.