Епископ Лукиан: «Поминовение усопших – лекарство от беспамятства и неблагодарности»

In Проповеди by o.Venedikt

Слово епископа Благовещенского и Тындинского о правильном отношении к родительским дням. Произнесено после Божественной литургии в Благовещенском кафедральном соборе в Неделю мясопустную, о Страшном Суде и праздник Сретения Господня 15 февраля 2015 года.

Поминальная родительская суббота, ее именуют вселенской. Таких поминальных суббот бывает много, особенно в Великом посту, когда каждая суббота является поминальной. Мы знаем по привычке, и даже по рекламе, которую делает правительство области, что очень многие идут на кладбище в поминальную Троицкую субботу. Есть эти благословенные субботы.

Зачем они нужны? У нас сегодня есть проблема в нашем Отечестве. Люди начали страдать беспамятством. Появляется поколение неблагодарных. Я уже не говорю о том, что многие вообще пытаются переписать историю так, как будет выгодно для данного момента, историю Отечества, историю собственного рода. Многие сейчас даже не знают, как звали дедушку и бабушку, считают, что это им не нужно. Из-за этого жизнь человека удешевляется, становится серой и неинтересной, а очень часто и совершенно бессмысленной. Очень многие люди спешат ударяться в какую-то нирвану, употребляя наркотики или пускаясь во все тяжкие, потому что, как сами говорят, не видят смысла и разочаровались.

Но вот эта большая проблема начинается всегда с маленького — хотя мелочью это не назвать -, с того, что каждый должен удержать в себе, особенно люди возраста,  — с памяти о предках. Это большая ответственность. Я вчера тихонько постоял как обычный прихожанин в храме, посмотрел на поминальный стол – много свечей. Слава Богу, поминают, свечки ставят. Но панихидный стол? Почти пусто. Вы знаете, наверное, такого не было даже в блокаду Ленинграда.

У нас есть потрясающие традиции, и мы их должны возрождать и это в первую очередь должны делать люди возраста, кто прожил жизнь и у кого есть опыт, кто, по крайней мере, получает пенсию. Я не говорю про молодых людей, про студентов, тех, кому сегодня мы должны показать, как надо поминать. Если вы сегодня этого не сделаете, вас завтра забудут, на первый день после смерти, как когда-то сказал украинский классик Шевченко, не помянут даже добрым словом и куском хлеба.

Эти субботы бывают не так часто. Их называют родительскими, поминальными, и у нас есть традиция – поставить свечу в память о наших близких и обязательно дать милостыню бедному человеку — не обязательно профессиональному нищему, которых много стоит у ворот храма, и у кого это образ жизни, есть и другие бедные люди. Дать милостыню в честь и память мамы, папы, дедушки, бабушки — они вас родили на свет, сделали все возможное, чтобы вы благоденствовали. Совсем ведь не сложно купить буханку хлеба, собрать корзинку, принести в храм. Я родился и вырос в том крае, где очень похожая земля, солнце, поля, также есть пшеница и гречка – и из них мы своими руками выпекали панихиду. Каждый хотел что-то лучшее принести папе и маме – как живым, поставить перед ними.

Сегодня наша Церковь занимается благотворительной помощью бедным. И мы закупаем продукты на оптовых базах, чтобы раздавать бедным, детям в детских домах. А раньше это все восполнялось тем, что в праздники люди приносили – эти приношения укладывали в коробки и отвозили в детские дома, дома престарелых, больным или бездомным. Сегодня ту копейку, которую можно потратить на ремонт или куда-то еще, мы специально тратим, чтобы сделать доброе дело.

Я вам расскажу один случай, может быть, чуть-чуть ваше внимание задержу. У меня есть родственница, потрясающий человек. Ее звали «капитанша», она еще жива, глубокая старушка, жена капитана, одесситка. В родительские субботы она всегда стоит в храме, молится, но никогда ничего не приносит, потому что поминальные столы забиты хлебом, сладостями. Столы стоят от входа до алтаря, потом приношения собирают, раздают монахам, тем, кто молится, трудится, бедным, нищим, отвозят в детские дома. Капитанша делала панихиду на следующий день. Я помню, как она собирала всех нас, родственников, друзей, чтобы мы ей помогли накрыть панихидный стол. Она это делала часто в мужском монастыре, и все знали, что капитанша накрывает поминальный стол. И весь монастырь, все сбегались посмотреть — как это. Мы ездили по оптовым базам, ходили по Привозу, покупали хорошие вещи. Обязательно все было в красивых корзинах — яблоки, помидоры, огурчики, венки лука, чеснока… Она накрывала такой стол! Конечно, она была состоятельной женщиной, это немножко другое, но тем не менее она накрывала такой стол, что все заглядывались – как это красиво. Потом, когда заканчивалась панихида, все это разбирали работники монастыря. Она брала только поминальное коливо и просила: помяните моих родных. Это была любовь к тем, кто дал ей жизнь. И она всегда говорила: «Так делала моя мамочка, так буду делать и я. Пока жива, я хочу, чтобы это видели мои дети. Чтобы они знали, как надо поминать умерших».

Сегодня, когда смотришь, что умерла эта традиция, кажется, и двадцати лет будет мало, чтобы ее возродить. Но, слава Богу, хлеб есть, есть печенье, сладости, и принести их в честь и память своих родителей на этот поминальный стол – долг каждого. Это милостыня, это традиция, это доброе дело, которое обязательно сказывается там, в загробном мире. На это там смотрят. Там этого ждут. Сегодня можно поспорить: может, и не надо этого, может, достаточно молитвы, но из-за такого отношения постепенно отмирает потрясающая традиция – любить, дорожить памятью, уважать умерших и так образно выражать к ним свою любовь.

Я знаю случай из жизни еще одной моей родственницы. Она была подвижником благочестия, исповедницей, 20 лет просидела в лагерях и затем в советские времена подвизалась в горах Сухуми — пряталась вместе с другими верующими от безбожной власти. Время от времени они спускались вниз, чтобы купить в селе сухих макарон, продуктов и опять уйти в горы.  И она спустилась, проходила по селу, а в это время там собирали урожай. Есть такой крымский лук, он плоский, сладкий, только в Крыму растет. Она попросила одну женщину – дайте мне пару луковиц. Женщина видела, что это пустынница – тогда знали пустынников, у них была черная одежда – и не дала ей. Взяла луковицу, заматерилась и кинула луковицу в Параскеву. Та перекрестилась, говорит, мол, спасибо за милостыню, Царствия Небесного вашим родным и пошла дальше.

Но что произошло потом? Через пару недель эта женщина в горах разыскивает именно эту Параскеву, приносит ей на своих плечах два мешка лука и сухих макарон. Ей во сне явилась ее мамочка, и она видела маму, которая была в огне и ничего не могла сделать. Потом она увидела луковицу, которая спускалась к маме, и мама схватилась за эту луковицу и выскочила из огня. Вот что значит милостыня. Свеча – хорошо, молитва – очень хорошо, но милостыня – это доброе дело, которое нужно обязательно сделать в честь и память умерших.

У нас по русской православной традиции это доброе дело устраивалось в форме такой панихиды – на поминальные столы в церкви приносилось все, что человек мог дать в память о своих усопших родственников. Поверьте, это продукты не просто съедят или выбросят. Их обязательно передадут бедным, как мы это делали в прошлом году, специально покупали сладости, чтобы порадовать детишек из детского дома, стариков в домах престарелых.

Раньше это все приносили люди, и нам не нужно было тратить церковные деньги на  милостыню, которую мы как верующие люди, как Церковь обязаны творить. Поэтому я вас очень прошу, особенно людей возраста – нам так важно возродить эту традицию, показать, как правильно. Молодежь будет поступать так, как поступаете вы, и если вы ничего не делаете, зажимаете – так оно будет и в ваш собственный адрес. Не секрет, что, слава Богу, сейчас есть что кушать, это не проблема, кто-то даже выбрасывает лишние продукты. Сделайте милостыню от души. Что-то аккуратно испечь, приготовить и принести на поминальный стол в такие родительские дни – это традиция. Мы ее не должны потерять, она учит добру, она учит памяти, она учит любить умерших.

Обратите на это внимание, я вот вчера стоял, смотрел, и мне было так грустно: вот мы живем в потрясающей Амурской области, аграрный край, есть гречка, есть кукуруза, не голодные здесь люди. Знаю, что многие люди живут умеренно, бедно, но вот хотя бы что-то маленькое принести… Любите эти поминальные субботы, потому что в них в храмах за литургией приносится Бескровная Жертва за каждого, о ком вы просите помолиться — и они здесь, они рядом, они на нас смотрят, хоть мы их не видим.

И бывает грустно, что мы, быть может, не верим, а может, по другой причине, не помним о них. Но помнить и поминать нужно хотя бы ради традиции. Она не должна прекратиться, потому что иначе мы породим целое поколение неблагодарных молодых людей, которые не только не будут мертвых любить, но и живыми станут пренебрегать. Вот эта частичка добра, милостыня, к молитве должна быть обязательно приложена, особенно в это время. В Великий пост ведь будут не только за живых молиться, не только каждый за себя будет просить у Бога прощения. Разве наши родители были без греха? Нет, конечно, у каждого человека море грехов, и им тоже нужна будет молитва. И почти каждая суббота Поста – за исключением двух последних – будет поминальной родительской субботой. И хотя бы однажды, в один из этих дней, положите поминальную жертву пред лицом Божиим в храме – это очень важно. Не забудьте помянуть ваших родных и близких.

Я всех вас приветствую с воскресным днем и хочу напомнить вам, что жизнь летит очень быстро, правда? Спешите жить, спешите делать добрые дела, спешите жить так интересно, чтобы своей жизнью зажечь еще окружающих, особенно молодежь. Я недавно вернулся из Москвы, из этой суеты, где смысл жизни для многих — только деньги и материальное благополучие. И в то же время, я видел очень много хорошей, симпатичной, верующей молодежи. Храмы, которых очень много в Москве и которые строятся в новых районах, битком полны людьми – и молодежи там очень много. Конечно, у нас в Амурском крае пока не так. Но своими делами мы должны показывать подрастающему поколению пример.

Мы отлично знаем, что они нас не всегда слушают, часто обижаемся, говорим своим деткам и внукам: мол, почему ты меня не слушаешь? А они смотрят. Смотрят на нас, и как поступаем мы, так будут поступать и они. Нам хочется, чтобы они были лучше, чем мы, но они очень многое берут именно от нас. Поэтому я вам желаю, особенно людям возраста, которым, как говорится, нечего терять, – будьте ответственными.

Старайтесь делать больше для души и сердца, потому что сегодня это самое дефицитное в нашем мире. Все есть, море рекламы. А душевного и совестливого очень мало. Порядочность исчезает на глазах просто с бешеной скоростью. Поэтому не надо менять других силой. Аккуратненько сами показывайте пример, и спешите, просто спешите верить, быть добрыми, говорить добрые слова. Это изменит мир, это поможет вам, это оставит о вас добрую память, в которой так нуждаются те, кто уходит в загробный мир. Это важно и здесь, но особенно важно там, ведь там мы уже не сможем за себя милостыню подать или свечечку поставить, это все возможно пока мы здесь, на земле, и этим надо дорожить.

Я всех приветствую с воскресным днем, с праздником Сретения Господня. И сегодня, когда мы говорим о встрече Богочеловека с людьми Ветхого завета и с людьми Нового завета, задумайтесь о том, что у вас тоже бывают такие встречи. Очень часто Бог является к нам под видом добрых людей, в разных ситуациях. Не потеряйте эти встречи. Они во многом определяют нашу жизнь, помогают нам жить — быть может, не материально, но душевно, духовно, что сегодня немаловажно, потому что в этом наш мир сегодня испытывает огромнейший дефицит. Я всем вам в этот воскресный день желаю добрых, светлых, хороших человеческих настроений, веры крепкой, доброты душевной, а еще — памяти о том, что жизнь очень быстро проходит. Спешите делать добро. Не хватать все, а быть добрыми и быть как можно проще.

Спаси и сохрани вас всех Господь!