Епископ Лукиан: «Почему мы исповедуем Бога в Троице?» - Благовещенская епархия

Проповеди

24.05.2015

Епископ Лукиан: «Почему мы исповедуем Бога в Троице?»

Слово правящего архиерея в Неделю святых отцов I Вселенского собора и день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Произнесено за Божественной литургией в храме Архистратига Божия Гавриила и прочих Небесных Сил бесплотных подворья Свято-Троицкого мужского монастыря 24 мая 2015 года.

Cегодня день памяти великих просветителей – братьев Кирилла и Мефодия. Я приветствую всех вас также с днём памяти святых отец Первого Вселенского Собора, памяти тех великих мужей Церкви, которые утвердили и дали нам истинную веру, евангельскую, православную. Благодаря которым мы имеем тот знаменитый Символ Веры, именуемый Никейским, который мы часто произносим, которым исповедуем свою веру за богослужениями и дома. «Верую во Единого Бога» – и прочее, что изложили святые отцы Первого Вселенского Собора. И так почти уже две тысячи лет, без всяких изменений, непреклонно мы исповедуем Бога в Троице, исповедуем Святую Церковь, силу и благодать Святого Духа, Который обильно изливается на тех, кто православно исповедует Единого Бога в Троице.

Сегодня особый воскресный день накануне великого праздника – Пятидесятницы, Святой Троицы, Духова Дня, когда вся полнота истинной исторической Православной Церкви будет радоваться тому, что мы имеем причастность к той благодатной Церкви Святого Духа, которую основал здесь, на земле, Сам Спаситель мира. И сегодня за богослужением, когда мы слышали удивительные слова Спасителя мира, Сына Божия, обращённые к Отцу Небесному, где Он не просто молился о единстве Церкви, не только говорил о том, что Он послушно исполнил всё то сыновнее, что повелел Ему Отец Небесный, но и просил о том, чтобы Господь соблюл тех, кто будет исповедовать Его. И чтобы каждый не лишился вечной жизни.

Надо ли было Богу в Троице, Сыну Божьему общаться с Отцом? Не разделение ли это Божества? Мы же исповедуем Единого Бога. Почему три ипостаси? Это величайшая тайна Святой Живоначальной Троицы, Единого Бога в трёх ипостасях, в трёх лицах, Который так изволил устроить спасение человечества и человеческого мира. Мы с трудом заглядываем в эту величайшую тайну, но это было так необходимо для нас – простых обычных людей, которым очень сложно понять, воспринять истины о природе Божества, а порой даже о самих себе, потому что нам очень хочется видеть так, понимать всё так, как нам нравится. И очень часто мы определяем свою жизнь, своё отношение к жизни понятием «мне нравится» или «не нравится». Конечно же, эта молитва, эта беседа Сына с Отцом была предпринята только ради окружающих для того, чтобы ещё и ещё раз убедить, что Сын Божий пришёл на землю, чтобы исполнить волю Отца, чтобы искупить мир и восстановить природой Своей человеческой падшего человека, искуплённого человека воссоединить с Отцом.

И мы переживаем сейчас эти дни, дни праздника Воскресения, Вознесения и, конечно же, начала той благодатной Церкви. День, которой мы будем вспоминать в праздник Святой Пятидесятницы, как день ангела, как день рождения Церкви Святого Духа, чадами которой мы все с вами являемся. И, наверное, не только апостолам две тысячи лет назад, но и нам Спаситель скажет: «Находитесь тихо и спокойно в городе Иерусалиме и ждите, ожидайте дар Святого Духа, который Я вам ниспошлю от Отца Моего Небесного». И вот вся Церковь как бы замирает в тишине, в ожидании великого праздника Святой Пятидесятницы, чтобы ещё и ещё раз напомнить себе, свидетельствовать другим о том, что мы являемся исторической Церковью, благодатной Церковью Святого Духа. И никогда не изменяли истинам веры, истинам Церкви и того Божественного Учения, которое Христос оставил на земле. И об этом свидетельствует то, что уже почти две тысячи лет мы произносим слова Символа Веры, где изложено всё просто и понятно, во что мы верим, и зачем мы верим, чтобы не лишиться жизни и будущего века.

Ведь никто нас не разубедит в том, что все мы рано или поздно уйдём из этой жизни, что мы все умрём, и каждый в своё время. И если кто-то скажет, что мы будем бессмертны, мы посмеёмся такому человеку в лицо и скажем, что это неправда. Есть такая правда – великая, божественная – о том, что каждый из нас не только умрёт, а уйдёт в Вечность. А участь в Вечности у каждого будет своя. Точно так же, как и на земле. Образ, подобие земной жизни чем-то похожи, сродни тому, что будет в ином мире. Поэтому Христос основал здесь Церковь, чтобы через свою Церковь силой Святого Духа – реальной, живой, божественной Силой преобразить человеческий мир, чтобы человек ушёл в иной мир не грязный и порочный, а нашёл успокоение, славу и честь с великими святыми и ангелами, и в особой области, где Сам Бог царствует и являет Себя как солнце. Об этом сегодня напоминает святая Церковь.

Конечно же, великой заслугой для нас является то, что мы имеем человеческое и христианское счастье почитать великих святых мужей, кто потрудился, кто отдал свою жизнь за свидетельство правды и истины, и кто донёс до нас эту правду и истину, особенно великие братья Кирилл и Мефодий – письменами, азбукой, которую создали для нас; первыми книгами, которые были написаны для нас. Книги о самом главном, о вечном. Для того чтобы человек поднял свои глаза горе и мог вдохновляться высшими, священнейшими идеями, которые только есть на земле и открыты нам Богом. Мы им сегодня произносим хвалебные песнопения, благодарим за ту великую службу, которую они услужили нам, славянам.

Конечно, мы воспеваем Его сегодня церковными молитвами, церковными текстами великих святых отцов Первого Вселенского Собора, среди которых был и великий святитель Николай, и которые утвердили для нас истины о вере. И это будет неизменно до Второго Пришествия Христа. Как бы ни тужился человек изменять что-то божественное или Богом откровенное. Задача стоит для него прежде всего изменять себя – по-человечески, по совести, по тем простым положениям и законам нравственности. И, конечно же, Церковь делает всё возможное и всегда будет отстаивать правоту, истинность того величайшего наследия – апостольской веры, которая досталась нам, и которую мы, как православные, храним уже две тысячи лет.

Сегодня также празднует своё тезоименитство наш Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Мы, как верные чада Русской Православной Церкви радуемся тому, что у нас такой Первосвятитель: мужественный, образованный проповедник, неустанный труженик. Кто отслеживает богослужения и деятельность святейшего Патриарха, знает, что он почти ежедневно совершает богослужения, работает на благо Церкви. Святейший полагает своё здоровье, свою жизнь, чтобы в это непростое время корабль Церкви не затянуло, чтобы он шёл чётко, прямо, уверенно. Чтобы на сегодня наши православные люди пробудились к своей исторической вере, православной вере; и чтобы могли дать чётко правильный ответ о своей вере, о своём уповании тем, кто ещё далёк от Церкви.

От всех православных амурчан мы послали телеграмму нашему Святейшему Патриарху с благодарностью и поздравлениями с его тезоименитством, с днём памяти великих святых братьев Кирилла и Мефодия, дело которых сегодня, в современном двадцать первом веке продолжает Святейший Патриарх, труженики Московской Патриархия – это Священный Синод – и вся наша Церковь, которая в ответе за весь народ. И мы очень надеемся, что силой Духа Святого, Силой Божьей, которая обильно проявляется в нашей исторической Церкви, Господь так устроит наш русский мир, православный мир, что нам не будут страшны силы антихристовы и сам антихрист. И что мы будем иметь победу, крепко держась за ту истинную веру, которая досталась нам не так-то просто, а усилиями, трудами, подвигами жизни и смерти великих святых людей.

Наша задача – удержать эту веру и передать её другим, чтобы она вдохновляла на благие дела ещё многие и многие поколения. А самое главное – для спасения бессмертной души. Я всех вас приветствую с воскресным днём, всем искренне желаю крепкой веры и, конечно же, поздравляю с наступающим великим праздником Святой Пятидесятницы, Святой Троицы, который мы должны радостно встретить. Я всех вас приветствую и на всех призываю Божье благословение. Спаси и сохрани вас всех Господь.