Епископ Лукиан: «Надо дорожить участью избранных»

In Проповеди by o.Venedikt

Слово правящего архиерея в Неделю святых праотец (28 декабря 2014 г., Благовещенский кафедральный собор).

Знаменитая притча о званных на вечерю (Лк. 14:16-24): некий человек – в другом месте Писание использует потрясающее славянское слово «домовладыка» – пригласил в гости своих друзей, всех, кого знал. Этот хозяин дома очень хотел видеть у себя этих людей. Но когда рабы пошли к ним с приглашением, все отказались прийти под разными причинами: один купил земли, другой – волов, третий женился — и всем им было некогда, не до того. Все званые гости попросили передать доброму домовладыке, чтобы он их простил, что они не могут.

Евангелие передает, что, услышав этот ответ, хозяин дома рассердился и велел своим рабам: «Приглашайте всех — хромых, слепых и кого видите на перепутье, зовите их в мой дом!». Слуги так и поступили, но за столами остались места, и хозяин вновь посылает их искать еще людей. Наконец, дом его наполнился гостями, и, грустно глядя на них, хозяин дома сказал: «Не будут больше вкушать пищу те, кто был зван и отказался».

«Много званых да мало избранных», — эти слова сказаны с грустью и болью. Уже две тысячи лет те, кто слышит эту притчу, понимает, что в первую очередь Спаситель мира обращается к иудеям, избранному народу, зная, что не все Его послушают, что не все Его примут.

Конечно, эта притча не только о них. Такие люди, которые не принимают Христа, которым Он ненавистен, были тогда, были после и есть сейчас. Христианство очень неудобно. Оно будоражит умы и сердца, оно неприятно, оно не соответствует общепринятому образу жизни. И сегодня, как и две тысячи лет назад, находятся люди, которые просят Христа: «Уйди от наших пределов, не мешай нам жить!».

Славянский перевод Евангелия называет хозяина дома из притчи «домовладыкой». Во многих течениях экологии, политике и экономике есть представление о том, что наша Земля – это общий дом, для людей разных национальностей, для животных, для всего подлунного мира. Об этом же говорит и Православная церковь, Священное Писание. У нашего общего дома есть хозяин – великий и непостижимый Творец, Бог, Который держит в Своей власти весь видимый и невидимый мир. Он – хозяин, господин и виновник жизни каждого из нас. Каждый из нас вызван из небытия Его волей. Каждому из нас Господь дал сердце, сознание, волю, совершенное тело и прекрасную душу.

Эти дары даны не для того, чтобы прожив какой-то маленький отрезок времени в мирской суете и проблемах, мы ушли в ничто. По-человечески пережив то, что называется радостью жизни, мы должны понять, что есть что-то большее и нескончаемое, к чему всегда тянется сердце и душа человеческая — даже когда тебе отрезают ноги-руки, даже когда ты уже умираешь. Воля к жизни никогда не оставляет человека — особенно это понятно тем, кто видел, как в предсмертной агонии люди хватают глоток воздуха. Все это яркие свидетельства того, что человек по природе своей вечен, что он — носитель вечной души, неубиваемой и неумирающей.

Слово Священного Писания – это призыв Бога к человеку. И когда  человек заглушает этот призыв в себе, отворачивается от него, последствия бывают самыми страшными – в его жизни не будет ничего по-настоящему светлого и доброго, суета и пыль постепенно окутают его и съедят. Подходящий пример есть в правилах дорожного движения, которые запрещают и водителю, и пешеходу пользоваться телефоном и наушниками: дорога – это всегда опасно, и нужно нормально видеть и слышать все, что происходит вокруг. Так же и дома. Когда в кругу семьи кто-то надевает наушники и не слышит, как близкие его зовут или разговаривают с ним, такое пренебрежение причиняет боль. Больно было и Богу в образе человека, когда Он был на земле и видел, как люди не отвечают на Его призыв, выбирают нечто второстепенное и не задумываются о том, что если Господин Жизни зовет тебя и что-то хочет тебе предложить, то это «что-то» — то, что тебе нужно на самом деле.

Представим теперь, что нас позвал в гости президент. Ведь готовясь к этой встрече, каждый из нас и костюмчик прикупит, и захочет поговорить по душам, о чем-то спросить, рассказать о своих проблемах — то есть серьезно отнесется к приглашению земного правителя. А как часто мы относимся невнимательно к приглашению Небесного Господина, в руках которого жизнь и смерть, здоровье и болезни…

Когда Спаситель произносит эту очень грустную фразу, «Много званных да мало избранных», то, конечно, сразу представляешь себе всех тех посвященных, крещенных, всех тех, кто мнит себя христианином, у которых, по их словам, «в душе есть Бог». Но если человек не ходит в Церковь, не участвует в Трапезе Господней, таинстве Святой Евхаристии – это ведь голословные заявления. Если человек верует только на словах, он черств душой и не приносит пользу ни миру, ни тем, кто находится рядом с ним.

Избранность — это особое отличие, знак, подобный тем, которые носят военнослужащие, полицейские, люди в форме. С помощью формальных знаков отличия мы легко, по одному взгляду определяем, какое положение занимает человек, каков круг его полномочий. Точно такие же признаки избранности есть и у христиан. Недостаточно просто носить крестик на груди и появляться в церкви раз в год. Нужно уметь разумно и смело дать ответ о своей вере, не бояться открыто исповедовать ее.

И люди нашего Отечества с каждым днем все больше и больше осознают: по-другому нельзя. Чтобы не превратиться в животного, человеку нужны моральные и нравственные ценности – а их дает святая христианская вера, прививает через Церковь. Потеряв эти ценности, традиции, мы оказались на пороге серьезных экономических и политических катастроф. Но даже сейчас, когда, казалось бы, настало время грома и молний, очень мало тех, кто задумывается, тех, кто спешит сказать: «Господи, прости меня за ту ложь, которую я ношу в себе!»

А ведь миллионы говорят: «мы крещеные», «мы православные»… Многие даже этим гордятся – но так легко изменяют этому призванию, предают даже в те трудные моменты, когда надо сказать веские слова в защиту православия, в защиту веры на фоне творящихся безобразий и безнравственности. Да, есть посвященные, та горстка людей, которых мы называем избранниками Божиими, потому что их избранность очевидна даже с наших земных позиций. Но Бог будет судить каждого из нас, званных. Это печать лежит на каждом из нас – мы званные, мы ответственные. И если кто-то не дотягивает до каких-то особых духовных высот, то пусть, по крайней мере, несет ответственность за то, что происходит у него в душе. Нужно видеть свои несовершенства и переживать это сильнейшее и нужное чувство – покаяние.

Именно покаяние сегодня необходимо, чтобы быть честным перед Богом и перед людьми. Не секрет, что мы можем двигать горы и строить космодромы, а сказать: «Прости» нам бывает очень сложно. Так человек живет в своей гордыне и в бесчисленном множестве страстей, потом уходит в землю. Те, кого он родил, задумываются о смысле жизни, не находят его и решают «брать от жизни все», потому что «все равно все сдохнем».

От жизни нужно брать многое — но только полезное для души, сердца, ума и плоти. И брать это нужно так, чтобы осталось и другим – тем, кому дальше доведется жить в этом мире, который мы портим и извращаем, но который до сих пор терпит нас, потому что нас терпит его Хозяин. Это великое Божественное чувство в сегодняшней притче выражено по-человечески – потому что Христос стал человеком, Он жил среди людей, радовался и грустил.

Его слова, «много званных да мало избранных» – предупреждение и напоминание для каждого из нас. Что мы выбираем в жизни? Слышим ли мы голос Божий, который доносится до нас не только через Священное Писание, но даже через наших родных и близких, которые говорят нам о том, какие мы есть на самом деле?

Каждому Господь указывает по-своему. Нас много, мы очень разные, по-разному призваны, и различаемся талантами, возможности, душевным и сердечным устроением, но всем нам надо думать об участи избранных. Не все заканчивается здесь, на земле. Всех нас, помимо земной жизни, ожидает вечная жизнь. Что мы принесем туда, какое это будет состояние? Нужна ли будет вся эта человеческая суета и неразбериха в той вечности, где царствует Бог, в Его идеальном, совершенном мире? Найдется ли в нем место для каждого из нас? Обо всем этом напоминают нам очень мудрые слова Священного Писания: «Много званных, да мало избранных».

Давайте помолимся о том, чтобы Великий Бог, в руках которого наша жизнь и смерть, наши таланты и наше призвание, подарил нам добрую участь на земле и не лишил благ Неба. Помолимся о том, чтобы Он, любящий и Всесовершенный Господь, простил наше недостоинство, наши грехи, и силой Святого Духа восполнил недостающее, исправил то, что мы испортили и искривили в своей жизни. Помолимся о том, чтобы Он всегда вел нас по пути совершенства — и чтобы те избранные, кто живет на земле сейчас или уже ушел на небо, не обижались на нас, прощали нас и своими молитвами поддерживали нас в нашем земном существовании.

Аминь.