Епископ Лукиан: «Каждый даёт другому то, что имеет в своём сердце»

In Проповеди by o.Venedikt

Слово епископа Благовещенского и Тындинского на евангельскую притчу о немилосердном должнике (Мф. 18:23-35). Произнесено за Божественной литургией в Благовещенском кафедральном соборе в Неделю 11-ю по Пятидесятнице 16 августа 2015 года.

Однажды богатый человек решил пошутить. Взял большую корзину, наполнил её мусором и отдал нищему. Нищий, придя домой, выбросил мусор, очистил корзину, наполнил её цветами и пришёл к богатому человеку, и отдал ему эту корзину. Богатый человек был удивлён: «Как так? Я же тебе дал корзину с мусором, а ты мне принёс цветы?!» И нищий сказал богатому: «Каждый даёт другому то, что имеет в своём сердце».

Воскресный день Успенского поста всех нас собрал у алтаря Христова, у алтаря того Бога, в руках Которого силы – разума, сердца, души, наши физические силы, духовные силы – с одной единственной целью: так или иначе, но у каждого из нас есть потребность, есть необходимость стоять – хоть не так часто – но перед тем Богом, в руках Которого наша судьба и наше благое состояние. Чтобы попросить у Него прощения, чтобы попросить благословения себе, своим родным и близким, городу и стране нашей.

Именно сегодня в воскресный день Успенского поста прозвучало удивительное евангельское чтение.

Царство Небесное – говорит Христос в своей притче, –  подобно человеку-царю, который в одно время решил состязаться со своими рабами, выяснить отношения. И он призвал к себе своих должников и особенно тех, кто должен много. И пришёл к нему человек, который должен ему десять тысяч талантов. И он начал умолять этого царя – господина, государя, как это звучит в переводе на русский язык – чтобы он простил ему. И тот сжалился и простил. Но этот прощёный, выйдя от своего государя, встретил своего должника, который должен ему был всего лишь сто талантов. И начал требовать: «Отдай мне мои деньги».

Удивительно то, что Евангелие в переводе, особенно на славянский и русский язык, называет этого человека – должника – клевретом. Не братом, не другом, а клевретом, товарищем, то есть человеком, с которым его хозяин имел отношения рабочие, торговые. Как мы сами прекрасно понимаем, слово «товарищ» подразумевает слово «товар». Не брат, не друг – товарищ. И он настолько начал терзать этого человека, что даже вместе с семьёй посадил его в какую-то темницу, пока не отдадут эти маленькие деньги.

Но друзья этого товарища, узнав об этой ситуации, донесли государю – господину – о том, как поступил этот человек. Государь призывает своего бывшего должника, прощёного должника, и с упрёком говорит ему: «Разве тебе не должно было простить этого человека так, как я тебя простил?» И бросил его в темницу, где его начали истязать, говорит притча.

И Спаситель говорит следующие слова: «Так будет с каждым, так поступит Отец Небесный с каждым, кто не простит брату своему его согрешения». Притча эта появилась на свет только потому, что один из апостолов подошёл к Спасителю и спросил: «Но сколько же надо прощать своего ближнего?» И в ответ на это Спаситель сказал эту удивительную притчу. Не семь раз и не семьдесят, а больше надо прощать. Только потому, что каждый из нас, слушающих, прекрасно понимает, что все мы несовершенны. И в любой момент мы можем оказаться должниками, нуждающимися людьми – и, в первую очередь, наверное, в том, чтобы нас Бог и люди простили: друзья, родные, близкие, товарищи по службе и работе. Такая нужда – это то, от чего не застрахован каждый из нас.

Но есть что-то большее, в чём мы нуждаемся, и к чему мы приходим особенно в своём понимании, в своём сердце. Это то, что жизнь наша очень быстро проходит. Это то, что помимо этого земного царства, жизни, быта, удовольствий, господства наступает иное бытие. Это вечность, порог которой рано или поздно каждый из нас переступит. Но у каждого из нас есть свой личный багаж. Свои долги перед Богом, друзьями, родными и близкими. И в этот момент особенно так захочется быть прощёным, быть любимым. Потому что человек уйдёт к тому Судье, который знает всё внутреннее и внешнее. Который знает сокровенное человеческое. И как на этом страшном суде поможет то, что здесь мы будем прощёнными, а это значит, будем иметь надежду и там быть прощёнными и услышанными.

«Царствие Небесное подобно царю», — сказал Спаситель миру. Он не сказал об обычной человеческой жизни, где так много бытийных, служебных, рабочих спекуляций и тонкостей. Он указал всем, в первую очередь, на то, что ожидает всех без исключения – на Царство Неба. Здесь на земле у каждого свой путь, свои возможности, свои силы иметь, давать, любить, прощать. А кто-то проявляет ненависть, злобу. Но есть иное царство, где есть очень сильный и могучий господин, который приемлет только тех, кто является прощёным и умеет прощать от сердца. Поэтому так грустно, но сильно сказал Спаситель в этой притче: «Так будет с каждым, каждый будет истязаем, если он не простит от сердца своего ближнего своего». Может, кто-то может спрятаться от истязания здесь, но есть тот внутренний судия, есть то сердечко, которое всегда болит, всегда переживает. Вот это истязание порой бывает сильнее, чем те внешние истязания, которые ожидают кого-то.

Поэтому так важно – и тем, кто имеет долг, и тем, кто даёт, щедро даёт – поступать разумно и спешить прощать, помня то, что мы все несовершенны, что мы все, в первую очередь, должники перед великим Богом, в руках Которого устройство нашей человеческой жизни.

Именно в дни Успенского поста Церковь напоминает нам об этом. Нет, не о том, что мы грешны, что у нас у каждого много грехов, а о том, что у нас есть удивительное время работать над собой. Над своим собственным сердцем, очищая его таинством покаяния, исповеди, умением прощать других, любить других, с одной единственной целью – чтобы здесь, на земле, хоть немножечко в нас отразилось Царство Неба. Ведь образы земной жизни во многом соответствуют тому, что ждёт нас в будущей жизни, поэтому Спаситель мира в своём учении передаёт нам удивительные притчи, казалось бы, земные обычные истории, которые поднимают очи человека, сердце его горе – к Богу, к иному, более совершенному миру. С тем, чтобы наш обычный земной мир освятился, был прощён. Чтобы мы здесь, будучи погружеными во всякого рода грехи, страсти, ненастья, приключения жизненные, не погибли до конца. Чтоб у каждого из нас пред нашим мысленным взором, сердечным взором, всегда были удивительные образы и подобия, которые побуждали бы нас к лучшей человеческой жизни, к страху Божию, без которого очень трудно представить обычную человеческую жизнь, которая очень часто порой низводится до какого-то скотоподобства. Образы и подобия, которые прежде всего утверждают нас в нашем призвании – быть людьми и помнить о том, что всех нас ожидает Царство Небесное.

В Священном Писании, в учении нашей Церкви чётко разделяются понятия Царства Божия и Царства Небесного. И составляя здесь Царство Божие, Царство Святого Духа, святой апостольской евангельской православной Церкви, у каждого из нас есть эта удивительная возможность: здесь, у алтаря Христова, у святого жертвенника, испросить у Бога прощения, приобщиться самому Богу посредством маленькой частицы Тела и Крови. С тем, чтобы получить эту благодать и радость, и счастье жизни земной и не лишиться благ Небесного Царства.

Я невольно вспоминаю эти строки. Знаменитый наш русский поэт, Александр Сергеевич Пушкин, разочаровавшийся в жизни, много повстречавший в своей жизни скорбей, неудач, святителю Филарету, которого очень почитал, который причислен нашей святой русской Церковью к лику святых, написал удивительно простые, но искренние строки: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана? И зачем судьбою тайной ты на казнь осуждена? Кто меня какой-то властью из ничтожества воззвал, душу мне наполнил страстью, ум сомненьем взволновал? Цели нет передо мною: пусто сердце, празден ум, и томит меня тоскою однозвучный жизни шум».

И когда святитель Филарет в одном из журналов, в периодике, прочитал строки Александра Сергеевича, он тут же в этот журнал отписал ему следующие: «Не напрасно, не случайно жизнь судьбою мне дана; не без правды ею тайно на печаль осуждена. Сам я своенравной властью зло из тёмных бездн воззвал, сам наполнил душу страстью, ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне, забвенный мною, просияй сквозь сумрак дум, и созиждется Тобою сердце чисто, светлый ум». Потрясающие слова святителя Филарета.

И что вы думаете, Пушкин остался в долгу? Нет. Он отписал ему стансы: «В часы забав иль праздной скуки, бывало, лире я моей вверял изнеженные звуки безумства, лени и страстей. Но и тогда струны лукавой невольно звон я прерывал, когда твой голос величавый меня внезапно поражал. Твоим огнем душа согрета, отвергла мрак земных сует, и внемлет арфе Филарета в священном ужасе поэт».

Потрясающие стансы, и говорят они только об одном, что каждый из нас, так или иначе, имея в своей душе, в своём теле, сердце, томится порой тем, что сердце бывает нечисто. Что здесь бывает много зависти, злобы, гордыни, жадности, обиды несправедливой. И так каждому из нас необходима чистота сердечная. Об этом говорили величайшие грешники мира, величайшие святые люди мира, что так важно иметь чистое сердце, доброе сердце. В любых случаях оно именно подсказывает, как правильно поступить с разными людьми. А самое главное, как важно благодарить Бога, Который есть Начальник и Создатель нашего сердца. Который дарит силы нашему сердцу, быть добрым, любить, прощать, терпеть, страдать, но в то время нести с собой тот свет и идею, которая говорит нам о тех совершенствах, которые гораздо превышают всё бытовое, всё проблемное нашего земного человеческого мира.

И об этом сказал в Евангелии, особенно в притчах восемнадцатой главы Евангелия от Матфея сам Спаситель Мира: «От сердца надо прощать и нести другому то, что у тебя есть на сердце». А то, что ты несёшь – это очень яркий показатель твоего внутреннего состояния и настроения. Здесь у алтаря, у престола давайте помолимся сейчас за Божественной литургией, чтобы великий Господин нашей жизни, нас – должников перед Ним, нашими родными и близкими, друзьями, сослуживцами, просто братьями и сёстрами – прощал. И чтобы подарил нам силы и те возможности, чтобы и мы умели любить и прощать.

Помолимся Богу!