Епископ Лукиан: «Без Бога мы не можем найти и упорядочить себя»

In Проповеди by o.Venedikt

Слово правящего архиерея на Евангелие дня (Ин.8:21-30) в день освящения Петропавловского храма в п. Ерофей Павлович. Произнесено за Божественной литургией 3 октября 2015 года.

Сейчас, за Божественной литургией в этот праздничный день, было прочитано удивительное Евангелие от Иоанна, маленький отрывок на нашем родном историческом славянском языке. И очень понятном.

Христос в своё время пришёл к своим. Пришёл в Иерусалим, в храм Господень, на один из праздников. И многие начали спрашивать Его: «Скажи, ты действительно тот Мессия, тот Христос, Которого мы ждали и о Котором говорили древние пророки? Или нам кого-то ещё ждать? Но скажи честно и прямо, не уклоняясь, не какими-то загадочными словами, речами и притчами». И вот Он им прямо и говорит: «Друзья мои! Вы Меня слышали, вы видели дела, которые Я делаю во Имя Отца Моего». Он воскрешал мёртвых, исцелял больных, говорил так, как не говорил никто до Него, потому что Он не был простым человеком, Он был Сыном Божьим, Богочеловеком, Он имел власть, которой не имел уже никто по тем временам. Все к тому времени уже лишились благодати и власти, находясь под игом Римской Империи. Кто мог властно говорить? Кто мог властно учить? Всех уже тянуло долу то, что грехов море. Продали, опустились, изменили в угоду языческому миру. И вот появляется удивительный Пророк, Богочеловек, Который несёт особые слова о вечной жизни. И простыми словами говорит о том, что «вы не от стада Моего».

И мне кажется, что те из нас, кто родился и вырос в селе, прекрасно понимают, как ведут себя козы, как ведут себя овцы, и какие овцы послушные, и что такое вообще овцы – они смиренные животные. «Но есть и овцы, кто от Моего стада, и Я им дам жизнь вечную». Как раз это и является камнем преткновения во все времена человечества: тысячу, две тысячи лет или, может быть, десяток тысяч лет. Что такое вечность? Ведь мы все умираем в этой жизни. Ну, прожили восемьдесят от силы и уходим из этого мира. Какую Он даст нам жизнь вечную? Нам – временным людям? Что это за позиция, и как можно видеть себя как людей, и как человека? Нам гораздо естественнее и понятнее то, что мы пощупаем и то, что мы видим перед собой. А мы видими убеждаемся в том, что жизнь наша очень быстро проходит, что мы все рано или поздно умрём. В чём смысл жизни? О какой вечности можно говорить?

И совершенно справедливо, потому что в своём маленьком хозяйстве своей человеческой жизни мы не можем навести порядок. То маленькое, что Бог дал нам на земле, мы не можем упорядочить и найти себя. Поэтому неудивительно, что высокие понятия или, как говорят в народе, высокие материи нам не доступны. И то, что Господь нам через Священное Писание, через Церковь открывает и доносит, оно какое-то удивительное и совершенно непонятное. Поэтому многие отмахиваются: лучше жить проще, так, как жили раньше, – так проще. Действительно проще. Но в этой жизни есть одна сложность. У каждого из нас есть жажда жизни.

Мы рожаем детей, воспитываем их и надеемся, что они будут жить лучше, чем мы, будут жить прекрасно и процветать. Но чтобы это было, нужны гораздо большие законные духовные позиции, нежели те: дашь на дашь, око за око, зуб за зуб, от зарплаты до зарплаты, за три рубля можно купить, а завтра за три рубля и маму родную продать. Всё это тоже стало сегодня возможным и очевидным. Мы видим, как сегодня меняется и предаётся история, как зло, невежество, хамство лезут в нашу жизнь, а бессовестность стала мерилом нашей жизни. Зачем нам Евангелие и вообще, зачем нам Церковь? Это совершенно несовместимые вещи. Но Церковь, Евангелие и наша святая православная Вера – это тот светоч, тот неумолкающий голос, который всегда будет звучать здесь, на земле, особенно для своих соотечественников. Нет ничего более разумного, духовного, чем то, что на нашу русскую землю принесла Апостольская Евангельская Православная Церковь, Церковь нашего Отечества, русская Церковь. Через лучших людей нашего Отечества, среди которых были и наши отцы и деды. Можно не верить, можно не доверять кому-то, но своим, через которых мы пришли в этот мир, мы обязаны верить и доверять. И лучшие люди нашего общества были теми, в сердце и душе которых был Бог. Безбожие, бессовестность никогда и ничего хорошего не проявляли в этой жизни. И на сегодня этот факт очевиден и понятен.

Вечная жизнь. Все проблемы, которые у нас есть на земле – от больших до маленьких – если они не измеряются понятием вечности, о том, что человек временен и каждого из нас ждёт вечность… Мир без таких представлений, понятий и веры становится не просто миром, а полным безобразием. Люди сходят с ума. И каждый по-своему. И вся земля может стать одним большим дурдомом и работать уже не только против себя, а вообще разрушить мир. И Бог, придя на землю в образе человека, простыми словами рассказывал не про какие-то космические дали и миры. Он останавливал людей и говорил о простом: о доброте, о любви. Спуститесь на землю, не забирайтесь высоко, всё гораздо проще в этой жизни. И так бывает мало надо для этой земной жизни, которая быстро проходит – доброе слово, доброе дело, доброе сердце. Это то, что ценно перед Богом и в очах людей. Это то, к чему призывает нас Бог.

Но мы и сегодня забираемся в космос, нам хочется бродить по луне и думать о том, как там можно развлекаться. А дома-то, а у себя в душе порядка нет. И если тут мы не всё разрешаем, то неужели Бог допустит такое, чтобы мы ещё и забрались туда и перевернули половину космического мира. Евангелие, Святая Церковь напоминают нам сегодня об одном, что есть самое дорогое, самое ценное в жизни каждого человека. Что есть самое лучшее проявление человеческого духа. Это вера, надежда, любовь и мудрость. И нет лучшего для человека. К этому призывает Церковь – порой молчаливо. Но даже мимо проходя и окидывая взглядом этот храм, всё равно каждый будет задумываться, и это будет задевать его душу и сердце.

Это назначение имеют сегодня православные храмы. Чтобы люди задумывались. Чтобы люди приходили и могли набраться смелости – в своей бессовестности, в грехах своих сказать: «Господи, прости! Господи, помоги, чтобы было лучше, светлее, добрее в моей жизни, в жизни большого и маленького общества». Об этом всегда Церковь молится, в этом её задача. И особенно храм, который, так или иначе, но всегда будет молчаливо напоминать об этом. Но если этот храм живой, и будут совершаться богослужения, и будут собираться добрые люди – это будет иметь огромнейшую силу, особенно в жизни поселения, на что мы очень и очень надеемся. А если кто-то боится, стесняется – этого делать ни в коем случае нельзя. Надо ловить каждый момент, потому что жизнь очень быстро проходит. И, может быть, в жизни каждого бывает эта встреча, и вот она сейчас происходит. А потом и захочется, но Христос может и уйти стороной, если тут не будет доброго расположения.

А всем тем, кто  привык кричать: «Где же Бог? Почему столько зла? Почему столько несправедливости?» — и всё прочее, мне хочется ответить: друзья мои! Так было и будет. Вся справедливость давным-давно у Бога, на Небе, куда каждый из нас рано или поздно отправится и даст ответ даже за самую маленькую справедливость или несправедливость. За совесть или за бессовестность. Все проблемы надо видеть только с позиции вечности. Не с позиции патриарха, президента, губернатора, главы администрации или председателя колхоза. Каждый строит свою жизнь, каждый в ответе только за себя. И перед Богом, и перед людьми. И так было и будет.

И вот сегодня, я считаю, великое дело сделано в этом поселении, потому что человек уже не будет один на один среди серых потемневших бараков. Сегодня есть возможность быть с Богом и немножко посмотреть на жизнь по-другому: с позиций веры, с позиций вечности. И быть верным стадом Истинного Бога, Который сотворил небо и землю, Который дал дыхание жизни, Который дал нам веру. И Церковь несёт её уже две тысячи лет. Самое главное – никогда не быть предателем, не изменять вере своих отцов – истинной исторической вере. Чтобы предательство, трусость, измена не задушили нашу собственную жизнь. Ведь так бывает, что даже не Бог, а наши собственные дела душат нас и не дают нам покоя. Именно здесь – в святом храме – всегда можно получить прощение, всегда можно получить Божье Благословение. И, конечно же, по молитвам в православном храме каждый получит то, что просит в жизни. Чудеса совершенно не исключаются, потому что там, где Бог, там всегда исключения. И такие исключения, которые даже на ум человеку не придут.

Я желаю вам лично этих больших чудес и помощи Божией и благословения Божия. И самое большое чудо – многие это осознают – в том, что у вас появился этот бесценный храм. И мы сегодня молились о том, чтобы благодать Божья была на этом храме и почивала здесь всегда. Чтобы Божии глаза были отверсты день и ночь на это место, и чтобы все, кто придёт искренне, от чистого сердца, получали здесь помощь Божию и благословение Божие. Об этом сейчас за Божественной Литургией давайте помолимся, чтобы вам лично, вашему поселению было Божье благословение. Чтобы жизнь была лучше, а люди – добрее.

Помолимся об этом.