Дом амурских архиереев в Благовещенске

In Статьи by Анна Лиманская

arx-dacha-na-zamenu

Резиденция святителя Иннокентия (Вениаминова)

Первый преосвященный поселился в Благовещенске в сентябре 1862 года. До этого времени кафедра Камчатской епархии располагалась в обустроенном Якутске – там уже была семинария, консистория и даже небольшой мужской монастырь. Но архиепископ Иннокентий (Вениаминов) неожиданно для многих принял стратегическое решение перебраться в устье Амура.

«Продовольствие в изобилии и недорого. Климат очень здоровый. Если по реке Зее откроются золотые прииски, Благовещенск будет одним из отличных городов», — писал он своему другу, камергеру императорского двора Андрею Муравьёву.

В городе, который на тот момент активно строился и еще не приобрел окончательных очертаний, подходящего места для архиерейского дома не нашлось. Его решили возвести на берегу Зеи, в четырех километрах от центра. План будущего здания архиепископ Иннокентий в 1858 году направил генерал-губернатору Николаю Муравьеву-Амурскому с извинением за то, что дом выглядит «слишком громадным». В двухэтажном деревянном особняке, кроме архиерея, должны были уместиться не меньше тридцати человек – сотрудники консистории, причт домовой церкви, певчие, прислуга и члены миссионерского братства, которым надлежало заняться просвещением и проповедью Слова Божия среди приамурских народов и маньчжуров.

Как водится, жизнь внесла в смелый проект некоторые коррективы. Денег духовное ведомство дало вполовину меньше, чем было нужно, материалов, особенно леса, катастрофически не хватало, да и местные казенные плотники оказались не слишком умелыми, и сделать устойчивое здание из двух этажей у них не вышло. Но камчатского архиерея не смутили эти трудности. Не дожидаясь достройки «служб» (отдельной кухни, бани, амбара и кладовой), он со своей свитой вселился в едва законченный, не обшитый тесом, не покрытый железом и неоштукатуренный дом и сразу принялся за устройство в нем домовой церкви.

dacha-istoricheskaya-pri-svt-innokentii-1860-e

Иконы для храма по заказу владыки написали монахи Троице-Сергиевой Лавры. Царские врата сделали по образцу врат санкт-петербургского Казанского собора – гладкие, с вырезанными кое-где шестиугольниками и сквозными звездочками. Однорядный иконостас был украшен золочеными карнизами и орнаментами.

Крестовую церковь освятили 5 октября 1862 года – предположительно, в честь Благовещения Божией Матери. Богослужения в ней совершались каждый день, по монастырскому чину. Служил обычно сам архиерей или один из приехавших с ним священников. На клиросе читали и пели выпускники Якутской духовной семинарии, которым нещадно влетало за каждое невнятно прочитанное слово и неправильно поставленное ударение.

К огорчению обитателей архиерейского дома, несмотря на двойные полы и печное отопление, здание оказалось очень холодным. В морозы камчатскому преосвященному приходилось передвигаться по нему в шубе и теплых сапогах. Неудачной оказалась и мысль об отдельно стоящей бане – ходить в нее под пронизывающими зимними ветрами 66-летнему архиерею было очень затруднительно и даже опасно для здоровья.

Наученный горьким опытом первой зимовки, архиепископ Иннокентий в феврале 1863 года направил в Синод подробное донесение о том, что и зачем необходимо изменить в облике его резиденции и сколько средств на это понадобится. К главному корпусу пристроили жилой флигель, кухню и ванную для архиерея, крышу покрыли железом, под полом устроили дополнительные печи, весь комплекс зданий окружили широким и неглубоким рвом для защиты от палов, которые маньчжуры устраивали весной и осенью для улучшения пажитей.

По окончании ремонта в архиерейском доме открылась духовная консистория. Под ее нужды военный губернатор Николай Буссе отвел почти 60 гектаров земли. В перерывах между решением текущих административных дел неутомимый владыка занимался обустройством парка. Природные рощи из берез и елей постепенно украсились посаженными им липами, кустами малины, облагородились дорожками. Среди хозяйственных построек появились теплицы с огурцами, редисом, салатом и луком, а еще четыре улья для пчел. В письме к своему другу якутскому протоиерею Димитрию Хитрову Высокопреосвященный Иннокентий просил его достать для него волосяной невод: негоже, мол, жить на берегу реки, богатой рыбой, и покупать эту рыбу на рынке!

naberezhnaya-zei

Архиерейская дача при преемниках первого епископа

После назначения первого камчатского архиерея митрополитом Московским и его отъезда в Москву его преемники по кафедре продолжили достраивать и облагораживать архиерейскую резиденцию. При епископе Вениамине (Благоразумове) и епископе Павле (Попове) на ее территории появились корпус для крестовой братии, два корпуса для прислуги, отдельная ризница и отдельный корпус для приема посетителей.

Епископ Мартиниан (Муратовский) в 1893 году полностью отремонтировал главное здание, обновил устроенный в нем домовый храм, освятив его в честь Успения Божией Матери, и выстроил на парадном крыльце дома деревянную колокольню. К тому времени на Большой улице в центре Благовещенска уже появились и новый архиерейский дом, и духовная консистория, поэтому загородные постройки, принадлежащие епархии, стали называть «архиерейской дачей».

В начале XX века на территории это дачи возвели белый одноэтажный каменный корпус в псевдорусском стиле, украшенный лепниной. В этом здании жил последний архиерей Благовещенской епархии – епископ Евгений (Зёрнов). Внутри была устроена еще одна домовая церковь, в которой владыка совершал и будничные, и праздничные службы. Связь с консисторией в городе поддерживали по телефону; приамурскому преосвященному можно было позвонить по номеру 48.

Это единственное здание архиерейской дачи, которое уцелело до нашего времени. Правда, находится оно на территории режимного объекта – Благовещенского судостроительного завода, поэтому посмотреть или сфотографировать его без специального разрешения у обычного горожанина не получится. Благовещенская епархия сейчас ведет переговоры с руководством завода о том, чтобы отреставрировать этот важнейший для города памятник истории, культуры и архитектуры и открыть в него доступ для всех, кому интересно прикоснуться к святыням родного края, почувствовать связь времен, почтить память великих людей, которые много потрудились на благо Приамурья.

dsc02143

Судостроительный завод и улица Набережная

Пока же Благовещенск ждет решения на официальном уровне, мы можем прогуляться по окрестностям бывшей архиерейской заимки. За сто пятьдесят лет это место, конечно, изменилось до неузнаваемости – появились новые жилые дома и детский сад, промышленные объекты и железнодорожные пути.

Но кое-что осталось прежним и напоминает о старине: восхитительный вид на Зею с крутого берега, густые рощи деревьев в несколько раз выше человеческого роста, пронзительные ветра, покой и умиротворение, разлитые в воздухе. И улица Набережная – одна из немногих улиц города, которая сохранила свое историческое название. Она подскажет и направление прогулки и то, что мы могли бы увидеть своими глазами еще каких-нибудь лет пятьдесят назад.

Судостроительный завод вырос из знаменитого на весь Дальний Восток чугунно-механического завода купца Семена Шадрина. На нем с 1887 года производилось все: от утюгов и самоваров до корпусов пароходов с полным оборудованием и паровыми котлами. В начале века именно шадринский завод спустил на воду первые 24 суда для Амура и Зеи.

sudostroitelnyj-zavod

Территория завода примыкала к территории архиерейской дачи. Сейчас это название, наверное, больше ассоциируется с отдыхом на лоне природы, но, по правде сказать, отдыхать здесь амурским архиереям вряд ли приходилось. В приемной толклись просители, в домовом храме – все, кому слишком трудно было выбираться на службу в город, встреча гостей, разбор корреспонденции, хозяйственные вопросы… При возникновении же неотложной епархиальной нужды в помещениях епископа вообще отправляли на съемную квартиру: например, в 1916 году после пожара в Черемховской второклассной церковно-приходской учительской школы все 75 ее воспитанников поселились в корпусах архиерейской дачи.

После революции здесь жили матросы Амурской флотилии, в гражданскую войну – белогвардейцы и красногвардейцы, в 20-е годы в деревянных зданиях устроили детский дом. «Архиерейку», по воспоминаниям старожилов, вначале пытались сохранить – все-таки памятник, но новоустроенный судостроительный завод и жилые кварталы постепенно ее поглотили, остался только один дом. Старинный, красивый, единственный в своем роде.

До бывшей архиерейской дачи можно добраться:

— автобусами 2, 7 до остановки «Судоверфь», 300 м пешком до ул. Набережная

Кстати

Архиерейский дом —  церковно-административное учреждение, личная канцелярия епископа, которая также могла выполнять функции духовной консистории и епархиального суда. В штат обычно входили эконом, казначей, несколько иеромонахов, иеродиакон, псаломщик, келейник и хор. Считался мини-монастырем, так как во главе дома стоял епископ, а причт состоял из одних монашествующих. Архиерейские дома также часто становились центрами духовного просвещения – местом проведения катехизических бесед, диспутов, просветительских встреч.

Кресто́вая церковь – домовая церковь при архиерейском доме, крест́овый иеромонах – монашествующий священник, приписанный к церкви при архиерейском доме.