День семьи: Взять ребенка из детского дома – норма, а не подвиг - Благовещенская епархия

День семьи

16.04.2016

День семьи: Взять ребенка из детского дома – норма, а не подвиг

О том, почему в России тормозится ситуация с приемным родительством и что нужно для ее улучшения, рассказывает специалист по социальному сиротству Александр Гезалов.
Тема приемного родительства, так или иначе, сейчас на слуху. Люди перестали бояться говорить о том, что они стали приемными родителями, активно обсуждают проблематику в социальных сетях, в СМИ появляется больше информации. Но, всё-таки, на мой взгляд, настоящего качественного прорыва нет.

Александр Гезалов

Александр Гезалов

Чтобы детские дома у нас опустели, в обществе должна стать привычной такая формулировка: «Я помогаю детям, потому что это надо, прежде всего, мне и им».

Но пока она еще не стала привычной, и потому не так много людей готовы брать детей в приемные семьи. Среди них – многодетные, профессиональные родители, которые неоднократно брали детей из детских учреждений. Но вокруг всё-таки очень много людей, для которых приемное родительство – terra incognita. Совсем недавно мне задали вопрос: «У нас живет собака. Не может ли это быть препятствием к тому, чтобы нам взять в семью ребенка из детского дома?»

Так что вопросов много, как много и неразвенчанных мифов, из которых в головах людей складывается совсем не реалистическая картинка. Эту картинку нужно срочно исправлять, в том числе с помощью работающих приемных семей. Важно, чтобы общественные организации активно занимались просвещением, а не бегали только в детский дом. И тогда через какое-то время появится живой интерес у людей, они выглянут за рамки своего круга жизни и увидят, что, оказывается, есть другие дети, и им можно помочь.

Нужно смещать акценты с «ищу только маленького ребенка» на – «возьму ребенка в семью».

Надо успокоиться и понять, что в детских сиротских учреждениях, в основном, дети от семи лет, которые нуждаются в семейном устройстве. Достаточно набрать «Дети ждут», «Усыновите.ru», посмотреть базы детей и увидеть, что там, по большей части, старшего возраста. Соответственно, потенциальным приемным родителям надо понимать, готовиться к тому, что не получится реализовать свою розовую мечту, не получится найти «ребенка, о котором мечталось», а нужно обратиться к реальным детям, которым нужна помощь.

Еще важный момент – нужно переформатировать деятельность школ приемных родителей, которые на сегодняшний день не всегда отвечают тем запросам и тем трудностям, которые есть у приемных семей. В том числе и в приеме старшего ребенка из детского дома. Потому, что в основном потенциальных приемных родителей готовят к тому, что к ним в семью придут дети младшего возраста.

Подросший ребенок из детского дома, а тем более подросток – это всё-таки совершенно другая история, другие сложности. Возможно, кому-то нужно начинать с наставничества, а не сразу задумываться о том, что вот, я хочу взять ребенка в семью, окончив школу приемных родителей.

Наставничество, сопровождение ребенка в детском доме, общение с ним дома по выходным может привести к тому, что люди примут более зрелое решение. Ведь они будут знакомы с ребенком.

Тогда и возвратов станет меньше. Не так, как сейчас: не понравилось – взяли и вернули. Это, наверное, связано, в том числе, с некой инфантильностью, когда, собираясь брать ребенка в семью, люди самонадеянно думают: «С любовью, да с нашим образованием мы точно справимся». Но этого оказывается недостаточно.

Нужно, чтобы ребенок поверил, доверился, чтобы ребенок захотел быть принятым и сам принимал людей.

Это происходит очень не сразу, учитывая, что у детей уже есть некоторый обрыв в этом понимании. Соответственно, потребуется значительное время, чтобы этот обрыв поправить.

Мы вот на новогодние праздники пристраивали девочку из детского дома в одну замечательную семью, так журналистка, сопровождавшая нас, сразу сказала: «Это папа и мама». Про людей, которых девочка увидит первый раз в жизни, которые просто берут ее в гости. Нельзя бежать впереди паровоза. Ну, слава Богу, муж и жена, которые взяли девочку, мудрые люди, они объяснили: «Знаешь, у тебя есть твоя мама, а мы твои друзья».

Ребенок в детском доме привык к быстрому, фастфудному общению с сотрудниками, с прибежавшими волонтерами. Ему трудно встраиваться в длительные серьезные глубокие отношения в семье. Это долгий процесс.

Совсем не подвиг

На мой взгляд, было бы полезно, чтобы власть делегировала полномочия по сопровождению приемных семей общественным организациям. У власти не хватает ни ресурсов, ни понимания, ни грамотного отношения к приемным семьям. А у общественных объединений есть и другой подход, и часто они, эти объединения, состоят из приемных родителей или помогали кому-то стать приемными родителями. Это европейский опыт. Например, в Болгарии система устройства и сопровождения лежит на плечах общественных объединений.

Если говорить о СМИ, то хотелось бы, чтобы они меняли картинку с героического описания приемных родителей на бытовое. Чтобы стало ясно: взять одного-двух детей из детского дома – это нормально, это никакой не подвиг.

А у нас сегодня в основном показывают семьи, воспитывающие сразу много приемных детей. И у обычного человека сразу мнение, что это герои, а я не потяну.

Необходимо внедрять и наставнические программы. Надо прекратить бегать добровольцам в детские дома, с подарочками, песнями-плясками. Чтобы к конкретным детям приходили конкретные взрослые и не песни бы пели, а готовили бы их к дальнейшей жизни.

Вот сейчас в Орле создается наставнический центр. Наставничество активно внедряется в Казахстане, я там проводил консультации с казахскими коллегами. Они поняли после просмотра фильма «Блеф, или С Новым годом», что самое эффективное, когда один взрослый – один ребенок, а не когда куча народу и ребенок не понимает, с кем он взаимодействует, какую информацию брать, какая информация качественная.

Недавно я рецензировал хорошую книжку по наставничеству Василины Степановой из Томска. Надеюсь, что это тоже станет распространяться, появятся другие методические издания, направленные на качественное сопровождение, на включение у ребенка, на этический кодекс, на договорные отношения.

В законодательную норму нужно вводить такое понятие, как профессиональная семья. Если мы этого не сделаем, то у детей с ограниченными возможностями здоровья, у детей старшего возраста будет не много шансов попасть в семью. А многие приемные родители могли бы уже сейчас стать профессиональными родителями, если бы был такой закон. Пока он не принимается Минтруда, потому что это совсем другие нормативно-правовые акты, трудовой договор, возможность получить отпуск там и так далее.

Какой-то процент возвратов детей в детские дома будет. Стабильно – из-под родственной опеки, когда не справляются пожилые бабушки. Но и из приемных семей – тоже. Но если раньше ребенка возвращали через пять-семь лет пребывания в семье, то сейчас есть риск, что будут возвращать через два года. То есть люди побежали на эмоциональной волне, взяли. И – не справились.

Поэтому важно поддерживать опытные общественные организации, в том числе и прямым государственным финансированием. Такие центры, как «Про-мама». Они настоящие профессионалы. Там работают опытные люди, уже много лет помогающие детям найти семью, приемным родителям – в сопровождении, в разруливании непростых ситуаций. Будет больно, если на волне кризиса мы лишимся такой важной поддержки.

Подготовила Оксана Головко. Источник: pravmir.ru