Что такое Таинство Покаяния или исповедь?

In Статьи by Анна Лиманская

В этом таинстве человек, который честно и без утайки открывает совершенные им грехи Богу перед лицом священника, получает прощение и освобождение (по-славянски «разрешение») от них.

Власть прощать грехи от имени Господа священники имеют как преемники апостолов. Сам Спаситель наделил своих служителей такой властью: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

Главное условие нашего прощения Богом — осознание своего собственного несовершенства, которое не зависит от поведения и поступков других людей. риступать к Таинству Покаяния можно только тогда, когда мы искренне простили всех своих обидчиков и должников, изгнали из сердца злобу на окружающих, примирились с теми, с кем были в ссоре и попросили прощения у всех, перед кем были виноваты.

Об этом условии Христос говорит в Нагорной проповеди: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15).

К исповеди хорошо прибегать с определенной регулярностью, потому что она является важнейшим средством борьбы с грехами и пороками, которые есть смертельный яд для души. При этом если вы совершили или вспомнили тяжелый грех, лучше не тянуть, а исповедаться сразу.

Как подготовиться к исповеди

Покаяние — внутреннее делание человека. Но это не просто какое-то аморфное смятение, трепетание и укорение души, у этого делания есть свой чин и порядок. Перед тем, как прийти в храм на исповедь, необходимо испытать свою совесть: внимательно рассмотреть свою жизнь, постараться вспомнить все поступки, которыми мы огорчили Бога и ближних, раскаяться в них, обрести твердое намерение больше не совершать их и начать деятельное исправление своей жизни.

Такая серьезная предварительная работа необходима еще и потому, что в молитвах Таинства Покаяния храм называется лечебницей, а священник, принимающий исповедь, уподобляется врачу. Приходя на прием к доктору, мы не рассуждаем о болезнях вообще, а приходим с конкретными жалобами и откровенно рассказываем, что и как у нас болит.

Отношение к исповеди должно быть таким же. Если человек к ней готов, он не просто говорит: «во всем грешен» или «согрешил делом, cловом, помышлением», но называет конкретные грехи, которые искажают в нем образ Божий и лишают богоподобия.

Подготовиться к исповеди можно в храме непосредственно перед ее началом или дома перед отходом в храм; иногда полезно начать готовиться к ней накануне или даже за несколько дней.

В первую очередь следует обратиться с молитвой к Богу, потому что без Его благодатной помощи глубокое раскаяние невозможно. Кающийся просит даровать ему не только видение своих грехов, но и решимость оставить прежний греховный образ жизни. Можно высказать эту просьбу своими словами или воспользоваться теми молитвами, которые рекомендует Церковь. Средни них — «Покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу», «Молебный канон ко Пресвятой Богородице», «Канон Ангелу-Хранителю», и другие Эти последования есть во всех молитвословах.

Молитвенная подготовка к исповеди может ограничиться и вдумчивым чтением молитвы «Отче наш». С особым вниманием следует читать слова «и остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим». Необходимо еще раз задуматься: со всеми ли мы постарались примириться, не держим ли зла на кого-то? Только убедившись в том, что в сердце не осталось обид, можно приступать к исповеди.

Испытание совести

После молитв необходимо вспомнить свои грехи со времени последней исповеди, а также те грехи, которые по каким-то причинам не были прежде на исповеди названы. Постарайтесь воссоздать в памяти все случаи нарушения заповедей Божиих — словом, делом, помышлением и упущением (когда мы упустили возможность сделать добро), осознать все ситуации, когда любовь к самому себе оказывалась сильнее любви к Богу и ближнему. Хорошо записать грехи на отдельный листочек, чтобы в сам момент исповеди не растеряться и не упустить что-то важное.

Какие грехи считаются тяжкими:

  • измена Богу: отступничество, хула на Бога, обращение к темным силам, деятельность, направленная против Церкви и ее учения,
  • посягательство на человеческую жизнь, которая есть величайший дар Божий: попытки самоубийства, аборты и использование тех противозачаточных средств, которые уничтожают зародыш,
  • посягательство на свободу, безопасность, здоровье и собственность других людей,
  • нарушение супружеской верности,
  • побуждение других к подобным поступкам, пособничество им, вообще любое соблазнение ко злу других людей, особенно детей (ср. Мф. 18:6-7).

Это неполный список. Степень тяжести того или иного греха определяется совестью кающегося, поэтому к ней необходимо особенно внимательно прислушиваться при подготовке к Таинству Покаяния. Если в чем-то самому разобраться не получается, об этом можно спросить у священника на исповеди.
Результатом испытания совести должно стать и осознание того, каким грехам и каким дурным наклонностям мы сейчас более всего подвержены. Соответственно, следует продумать и то, как успешнее бороться с ними в дальнейшем. В этом также бывает полезен совет священника.

Очень важно помнить, что покаяние – это не разовое действие, а процесс перемены ума, изменения сознания – уподобление его Христу. Раскаяние – важная начальная ступень покаяния, но далеко не главное его содержание. И тем более не являются покаянием уныние, отчаяние и «самоуничижение пуще гордыни». Покаянный труд несет в себе радость обновления, освобождения от греха и возвращения к Богу.

Искреннее сокрушение о грехах

Без подлинного раскаяния Таинство Покаяния не будет исполнено. Надо помнить, что любым добровольным грехом мы оскорбляем нашего Всесвятого Творца и Спасителя, воздаем неблагодарностью за все Его благодеяния. Поэтому представление о том, что якобы можно спокойно согрешить, а потом покаяться и опять грешить – тяжелое заблуждение. Обязательным условием совершения исповеди является твердое намерение расстаться с грехом, ненависть к нему. Бог видит сердце человека, как говорит Писание, до самой его глубины, и «перехитрить» Его нельзя. Никакое действие благодати Божией в Церкви не является «автоматическим» результатом молитв и действий священника. Это всегда свободный дар Бога, Который может и отказать в нем, видя внутреннее лукавство человека.

Как проходит исповедь

Исповедь, как правило, совершается в храме вечером или утром до начала литургии. Священник обращается к Богу с особыми молитвами о прощении грехов исповедующихся, после чего они по одному подходят к аналою (особый столик), на котором лежат Крест и Евангелие. По благочестивой традиции перед этим нужно поклониться остальным прихожанам и негромко сказать: «Простите меня, грешного!».

Подойдя к аналою, следует перекреститься со словами: «Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя. Милостив буди ми, грешнику!» После этого кающийся кратко, но исчерпывающе называет свои грехи, не углубляясь без необходимости в обстоятельства их совершения, тщательно избегая самооправдания и обличения других людей.

Завершив исповедь, нужно внимательно выслушать наставления священника. Он может назначить епитимию — обычно это определенное молитвенное правило для помощи в исправлении жизни или дела милосердия. Затем священник накрывает голову исповедующегося епитрахилью (деталью облачения) и произносит особую молитву, которая называется «разрешительной» (то есть освободительной). Кающийся целует Крест и Евангелие в знак примирения с Богом, давая тем самым обещание впредь не совершать названных грехов.

После исповеди надо поблагодарить Бога за Его спасительное таинство.