Что такое соборование?

In Статьи by Анна Лиманская

Соборование — народное название одного из семи таинств Церкви, Таинства Елеосвящения.

В этом таинстве при помазании тела освященным маслом, смешанным с вином, на больного призывается благодать Божия для исцеления его душевных и телесных немощей, а также оставления ему грехов, в которых он не успел раскаяться или о которых забыл.

Таинство Елеосвящения было установлено Самим Господом Иисусом Христом. Посылая своих учеников на проповедь, Он «дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10:1). Порядок совершения этого исцеления впервые описывается в послании апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14-15).

Нельзя утверждать однозначно, что все болезни без исключения — прямое следствие греха. Бывают немощи, посланные по Промыслу Божию с целью испытания или укрепления веры и надежды на Бога, упражнения в благочестии и добродетельной жизни. Однако же, по учению Церкви, грех — основная причина большей части наших болезней. Об этом не раз говорится в Священном Писании, проходит эта ключевая мысль и в молитвах Таинства Елеосвящения. Священник от имени болящих просит избавить их не только от недуга, но и «от страстей, от скверны плоти и духа и всякого зла».

Совершаемое в этом таинстве исцеление человека не ограничивается восстановлением его физического здоровья — оно изменяет его мироощущение и отношение к болезням и страданиям. Цель соборования – не только в избавлении от телесных страданий, но и в приобщении к праведности и миру, и радости во Святом Духе (см.: Рим. 14: 17).

Таинство Елеосвящения совершается как индивидуально, так и над большим количеством людей. Такие службы обычно проходят в храмах Великим постом. Об исцелении верующих обычно молятся несколько священников, т.е. собор, поэтому второе название таинства — собо́рование.

Кто может собороваться

Таинство совершается над людьми православного вероисповедания старше семи лет, которые страдают телесными или душевными болезнями (унынием, отчаянием). Не могут собороваться иноверцы, некрещеные, нераскаянные грешники, больные без сознания или в буйном умопомешательстве.

Перед участием в таинстве необходима исповедь. Согласно церковному Преданию, в Таинстве Елеосвящения больному прощаются грехи забытые и те, которые он пока в себе не замечает.

К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, приступают не чаще одного раза в год. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же человеком, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни.

Как не нужно собороваться

Представление о том, что к таинству следует прибегать лишь тяжело больным людям на пороге смерти, что это «последнее напутствие» перед отходом в мир иной, неверно – ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но и ожидать немедленного выздоровления после соборования не следует. Это не медицинская процедура и не панацея от всех болезней. Как учит Церковь, подлинное исцеление человека не столько в восстановлении физического здоровья, сколько в изменении восприятия болезни, страданий и смерти. Участвующий в этом таинстве получает от Бога помощь для понимания и принятия своих страданий и болезни.

Надо отметить еще и то, что Елеосвящение — это духовное лекарство. Оказывая прибегающему к нему человеку благодатную помощь, оно вовсе не заменяет собой и не отменяет употребления лекарственных средств и выполнения рекомендаций врачей — эти средства исцеления болезней также дал людям Господь. Поэтому к «благочестивым» советам перестать принимать обычное лечение после совершенного таинства прислушиваться не стоит.

Как проходит соборование

  • Семь свечей поставляются на столике в центре храма. Перед каждым помазанием больных зажигается новая свеча.
  • Семь раз читаются тексты Апостола (Иак. 5:10-16, Рим. 15:1-7, 1Кор. 12: 27-13, 8, 2Кор. 6:16-7, 1, 2Кор. 1:8-11, Гал. 5: 22-6, 2, 1Фес. 5: 6-18).
  • Семь раз читаются отрывки из Евангелий (Лк. 10:25-37, Лк. 19:1-10, Мф. 10:1, 5-8, Мф. 8:14-23, Мф. 25:1-13, Мф. 15:21-28, Мф. 9:9-13).
  • Семь раз читаются особые молитвы об исцелении.
  • Семь помазаний совершается во время таинства (елей наносят на лоб, ноздри, щеки, губы, грудь, внешнюю и тыльную сторону ладоней кистью крестообразно).

Число семь – символическое число, означающее полноту, в данном случае полноту Церкви. Оно знаменует семь даров Духа Святого и одновременно напоминает о семи молитвах и поклонениях пророка Елисея, которыми он воскресил отрока (4 Цар. 4:35).

Во время каждого помазания участники таинства поют молитву: «Услыши ны (нас), Боже, услыши ны, Владыко, услыши ны, Святый. Исцели ны, Господи, исцели ны, Владыко, исцели ны, Святый».

По окончании последнего чтения Священного Писания священник возлагает на головы соборуемых раскрытое Евангелие и молится о прощении им грехов. После этого каждый должен поцеловать Евангелие и поблагодарить священников говоря: «Благословите, отче и простите меня, грешного (грешную)».

Участвующим в таинстве желательно иметь чистый платок для отирания елея, семь небольших свечей (или одну большую) и листок бумаги для защиты руки от воска. Свечи зажигаются во время чтения Апостола и Евангелия.

После соборования освященный елей раздают верующим. При душевном или телесном нездоровье соборное масло принимают внутрь или крестообразно помазывают им больные места. Остатки святого елея можно также возжигать в лампаде перед иконой.

Символика веществ таинства

  • Елей – милость Божия.
  • Вино – искупительная Кровь Спасителя.
  • Пшеница – символ обновления жизни, надежда на будущее воскресение.