Что нужно знать о Всеправославном соборе?

In Статьи by o.Venedikt

Собор предстоятелей и представителей всех признанных поместных Православных Церквей мира должен состояться 16-17 июня 2016 года на греческом острове Крит.

Всеправославный, но не Вселенский

В прессе иногда указывается, что последний такой Собор проводился более тысячи лет назад. Это не совсем корректно. Журналисты берут за точку отчета Седьмой Вселенский Собор 787 года, который осудил иконоборчество. Однако собрание поместных Православных Церквей 2016 года никем не объявлялось Восьмым Вселенским Собором. Статус Вселенского он мог бы получить только при участии в его работе Римской католической церкви, что после Великого раскола 1054 года не представляется возможным.

Кроме признать собор Вселенским может только последующий собор (как правило, тоже Вселенский). В случае созыва нового Вселенского Собора он станет не восьмым, а девятым — после Вселенского Константинопольского собора 879—880 гг., запретившего добавления к Символу веры и признавшего Вселенским VII-й Собор.

«Пророчества»

Некоторые православные относятся к самой возможности проведения Восьмого Вселенского Собора со страхом и предубеждением. В интернете можно найди с десяток лжепророчеств, которые приписываются святым подвижникам православия (например, преподобному Серафиму Саровскому). Суть их сводится к тому, что «восьмой собор» будет модернистским, что на нем будет подписана уния с католиками, все веры соединятся в одну, упразднятся посты и монашество, а епископам разрешат жениться.

Движимые незнанием, страхом и доверчивостью к слухам православные верующие из разных уголков нашей родины пишут открытые и личные письма епископату с призывом не ехать на Восьмой Вселенский Собор. Количество этих писем, а также устно передаваемых слухов в последнее время, в связи с подготовкой к Собору, возросло.

Глава Отдела внешнецерковных связей Московской Патриархии митрополит Иларион (Алфеев) так прокомментировал эту ситуацию: «Существуют интернет-сайты, где размещается дезинформация относительно различных аспектов, связанных с предсоборным процессом. Приводятся высказывания святых отцов, прозвучавшие некогда по другим поводам и произвольно вырванные из контекста. Те же приемы используются и в распространяемых порой в наших храмах анонимных листовках. Иногда раздаются призывы и вовсе отказаться от общения с другими поместными Церквами. Верующих пугают тем, что грядущий Собор станет «антихристовым», потому что на нём якобы будут приняты решения, идущие вразрез с православным вероучением, его догматами, канонами и правилами. И тогда православным христианам не останется ничего другого, как покинуть ограду «официальной» Церкви и искать иные пути спасения. Подобные рассуждения не только не имеют под собой реальных оснований, но и свидетельствуют о незнании или умышленном искажении теми, кто их распространяет, исторических фактов и церковной традиции».

Факты

Идея проведения Всеправославного Собора возникла в 1960-е годы. В общей сложности подготовка к нему велась на протяжении 55 лет.

По словам Святейшего Патриарха, участвовавшего в предсоборном совещении глав Поместных Церквей в Шамбези, Всеправославный Собор проводят не для того, чтобы решать вероучительные вопросы — они давно решены. Он не призван вносить новшества в литургическую жизнь и каноны Церкви. Его задача — укрепить межцерковное единство и взаимодействие и уточнить некоторые ответы церковного Предания на вопросы современности.

На Всеправославном Соборе будут обсуждаться документы, проекты которых были одобрены всеми Православными Церквами на предсоборных совещаниях.

Документ «Важность поста и его соблюдение сегодня» подтверждает необходимость всех установленных Церковью постов (Великого, среды и пятницы, Рождественского, святых Апостолов, Успенского, однодневных постов в Воздвижение Честного Креста, в канун Богоявления и на Усекновение честной главы Иоанна Предтечи), а также постов, устанавливаемых из пастырских соображений или соблюдаемых по желанию верующих, и литургического поста.

Тот факт, что многие верующие не соблюдают всех постных установлений по малодушию либо из-за условий жизни, не может принижать значение поста. Каждой поместной Церкви предлагается самой определять меру снисхождения для тех, кто не может в полной мере поститься по причинам индивидуальным (болезнь, служба в армии, условия труда и т.п.) или более общим (климатические условия, отсутствие постных продуктов). Это снисхождение должно быть оказываемо со всякой осмотрительностью.

Документ «Таинство брака и препятствия к нему» утверждает невозможность для членов Церкви заключения однополых союзов, а также вступления во всякую иную форму сожительства, кроме брака. В списке препятствий ко вступлению в брак упоминается священство — т.е. священник не может жениться после принятия сана, в том числе во второй раз.

В документе «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» подчеркивается, что Православная Церковь не принимает идею «равенства конфессий» и не может принять единство Церкви как некий межконфессиональный компромисс. Это единство не может быть плодом лишь богословских соглашений. Богословский диалог Православной Церкви с другими христианскими церквами и исповеданиями всегда исходит из канонических критериев церковной традиции (7-й канон II-го и 95-й канон Пято-Шестого Вселенских Соборов).

Кроме того, в этом документе Церковь осуждает любые попытки разделить единство Церкви, предпринимаемые отдельными лицами и группами под предлогом якобы охранения или защиты истинного Православия. Сохранение веры возможно только благодаря соборному строю, который издревле представлял компетентный и высший критерий Церкви в вопросах веры.

Тексты этих и других согласованных в процессе подготовки к Собору проектов документов опубликованы на официальных сайтах Московской Патриархии. Все они были рассмотрены участниками Архиерейского Собора 2016 года и признаны не нарушающими чистоту православной веры и канонического предания Церкви.

Регламент проведения Собора

В работе Всеправославного Собора примут участие делегации 14 общепризнанных поместных автокефальных Православных Церквей, которые находятся в евхаристическом общении друг с другом — Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской (Греческой), Албанской, Польской, Чешских земель и Словакии.

Представители автономных и самоуправляемых православных церквей (к ним относятся, например, Финская Церковь юрисдикции Константинопольского Патриархата и Белорусская Церковь юрисдикции Московского Патриархата) могут присутствовать на Соборе в составе этих делегаций. Представителей церквей неканонических юрисдикций (например, Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата) на Соборе не будет.

О том, как будет проходить процедура обсуждения документов и принятия решения по ним, на пресс-конференции по итогам Архиерейского Собора рассказал митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев):

«У нас тоже было много опасений, связанных с этим собранием делегаций поместных Православных Церквей. Прежде всего, мы опасались того, что какой-то вопрос может быть поднят, по нему пройдет голосование, большинство окажется не на нашей стороне, и нам будут пытаться навязать какие-нибудь решения — например, решение о переходе на новый церковный календарь. Поэтому с самого начала подготовки мы настаивали на том, и в итоге добились того, что все решения на Всеправославном Соборе будут приниматься консенсусом.

Что это означает? Всего существует 14 общепризнанных Православных Церквей. Делегация каждой поместной Церкви будет состоять максимум из 24-х архиереев, но голос у каждой Церкви будет один. Если хоть одна Церковь выступит против какого-либо решения, то это решение не пройдет. Если хотя бы одна Церковь не будет согласна с тем или иным мнением, то это мнение не принимается.

Нам говорили: «Ну, тогда невозможно будет решить никакие вопросы!», – а мы говорим: «Значит, мы эти вопросы не будем решать, раз их невозможно решить!». Нам говорили: «Тогда невозможно будет достичь общеправославного согласия», – мы говорим: «Раз его невозможно достичь, нам и не надо его достигать». Говорят: «Тогда невозможно будет собрать Собор», – «Раз невозможно, тогда и не надо собирать его».

Наша делегация принимала самое активное участие в выработке регламента Всеправославного Собора и в подготовке нескольких его документов. По нашему настоянию (и это также было принято), на Всеправославный Собор не будут выноситься никакие вопросы, которые не были заранее согласованы либо на всеправославных совещаниях, либо на собрании Предстоятелей поместных Православных Церквей.

То есть, у нас уже есть два защитных механизма. Первый защитный механизм – это консенсус, второй – это то, что не будут вноситься какие-то несогласованные вопросы. Есть еще третий защитный механизм – никакие поправки в документы не могут быть приняты, если они не принимаются единогласно.

Мы понимаем консенсус на Соборе не только, как единогласие всех присутствующих членов Собора, но и как непременное участие всех общепризнанных поместных Православных Церквей. Если какая-то из них по какой-то причине не сможет или не захочет участвовать, это уже не будет Всеправославный Собор, это будет, в лучшем случае, Межправославный Собор».

Скачать материал в формате PDF.