Церковь на Амуре в эпоху гонений: хронология и события

In Статьи by o.Venedikt

Статья из газеты «Благовещенские епархиальные ведомости», опубликованная в январе 2014 года.

Революция и гражданская война (1917-1920)

  • Декрет о национализации церковных и монастырских земель и Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, выпущенные революционным правительством, санкционировали разграбление церковного имущества, осквернение храмов, часовен, захоронений.
  • В ходе кощунственной кампании по вскрытию мощей святых поруганию подверглись честные останки преподобных Александра Свирского, Сергия Радонежского, Саввы Звенигородского и других угодников Божиих.
  • По всей стране прокатились массовые расстрелы священников и церковнослужителей без суда и следствия, всего погибло более 15 тысяч верующих.
  • Благовещенская епархия лишилась духовной семинарии и епархиального женского училища – их обстреляли и разграбили красногвардейцы. Прекратился выпуск епархиальной газеты. Были закрыты все церковно-приходские школы.

1920-е

  • Голод и потери, понесенные советской властью в гражданской войне, побудили их начать вторую волну изъятия церковных ценностей. Новый всплеск гонений ставит своей целью расстрелять «по этому поводу» как можно большее число представителей духовенства.
  • В Амурской области ведется активная антирелигиозная пропаганда. В 1923 г. вместе со значительной частью духовенства был арестован правящий архиерей Благовещенской епархии – епископ Евгений (Зёрнов). Разрушены большинство городских храмов, в том числе – старинный кафедральный собор на набережной. В регионе создано оргбюро Союза воинствующих безбожников. В 1930 г. в канун праздника Рождества Христова они проводят антирелигиозный карнавал вблизи Покрово-Никольского храма.
  • Стремясь разрушить Церковь изнутри, новые власти насаждают в области обновленчество и григорианство. Эти раскольнические кафедры действовали в Благовещенске с 1923 по 1927 гг. и с 1927 по 1929 гг.
  • В 1920-е годы, знаменуя грядущие скорби и испытания, по всему Приамурью начали массово мироточить и обновляться святые иконы. Одно из самых ярких чудес того времени – проявление лика Николая Чудотворца на образе, вделанном в кирпичи ограды Никольского храма в Благовещенске. Все прохожие видели, что осевшая на иконе пыль осталась нетронутой, а сам образ и риза на нем сияли как новые.

1930-е

  • В 1936 году после нескольких неудачных попыток Патриархии назначить архиерея, который взял бы ситуацию в епархии под контроль, Благовещенская кафедра была упразднена. Ее территория вошла в состав новоутвержденной Хабаровской епархии.
  • В Рождественский сочельник 1937 года в СССР была проведена экспресс-перепись населения. В анкете содержался вопрос об отношении к религии; верующим было предложено назвать свое вероисповедование. Официальная пресса поспешила объявить, что жители СССР – в большинстве своем атеисты, чуждые отсталых религиозных предрассудков. Однако по данным переписи, верующих в стране среди лиц в возрасте 16 лет и старше оказалось больше, чем неверующих: 55,3 млн. против 42,2 млн. Данные опроса были объявлены «дефектными» и были запрещены к печати. Организаторов переписи репрессировали.
  • 1937-й и 1938-й историки называют годами Большого террора. На это время пришлись наиболее массовые репрессии и политические преследования в стране. «Врагов народа» арестовывали и расстреливали по спущенным сверху планам. Чтобы выполнить плановые показатели, местные власти шли на любой подлог и фабрикацию дел. Большинство репрессированных верующих окончили свою жизнь в исправительно-трудовых лагерях именно в эти годы. Клириков Благовещенской епархии чаще всего отправляли этапом в Томскую область – в Сиблаг. Священнослужителей из Центральной России приговаривали к ссылке в Северный край, Соловецкий лагерь особого назначения или БАМлаг. Живыми оттуда вернулись единицы.
  • В 1938 году разрушен последний православный храм Благовещенска — Пророко-Илиинская церковь. Чудотворная Албазинская икона Божией Матери, которая пребывала в этом храме, передана в краеведческий музей.
  • К 1939 году во всей Русской Православной Церкви осталось лишь около 100 православных храмов, ни одного действующего монастыря, ни одного духовного учебного заведения и всего четыре правящих архиерея.

Великая Отечественная война и послевоенные годы (1941-1949)

  • Сразу после вероломного нападения гитлеровских войск на СССР местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) обратился к русскому народу с призывом защитить свою родину и благословил их на ратный подвиг. Гонения на веру в годы войны значительно ослабли, особенно после встречи Иосифа Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) в сентябре 1943 года, которая состоялась по инициативе диктатора. С этого времени и вплоть до окончания Хрущевских гонений Русская Церковь пыталась хотя бы частично восстановить то, что было разрушено и утрачено в прежние годы.
  • В 1947 году верующим Благовещенска передали в пользование здание бывшего римо-католического костела по ул. Горького – здесь разместилась православный приход в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом же году действующая церковь появилась и в столице БАМлага – Свободном. Власти вернули местной православной общине старинную деревянную Ольгинскую церковь. После ремонта и освящения она стала Никольской.

1950-е

  • После смерти Сталина в 1953 году многие репрессированные священно- и церковнослужители обрели долгожданную свободу. Однако с приходом к власти Никиты Хрущева, который пообещал построить коммунизм к 1980 году и показать по телевизору «последнего попа», с 1958 года в стране начался новый виток антирелигиозной кампании.
  • Открытых гонений на духовенство уже не проводилось. Борьба велась изнутри – со священниками плотно работали органы госбезопасности, настоятельно рекомендуя им оставить религиозные заблуждения и начать проповедовать «научный атеизм». Отказ от сотрудничества зачастую приводил к закрытию храма или снятию прихода с регистрации. Священника лишали всяких средств к существованию, воспрещая ему вести любого рода работу – пастырскую, миссионерскую, благотворительную. Для того, чтобы сохранить веру и верность своим принципам под таким давлением, требовалось особое мужество.
  • В 1950-х годах Амурская область потеряла еще несколько старинных православных храмах в селах. Деревянные здания, которые после революции были приспособлены под хозяйственные нужды колхозов, из-за небрежного отношения совсем обветшали. Их сносили, чтобы поставить на их месте типовые кирпичные постройки. Такоя судьба постигла, например, Свято-Троицкий храм в с. Троицкое и первый дом Благовещенска – Никольскую церковь на Релочном.
  • В 1953 году был ликвидирован последний «остров» архипелага ГУЛАГ в Приамурье – Амурский исправительно-трудовой лагерь с центром в городе Свободный. На свободу было выпущено более 4000 политических заключенных.

Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь (БАМлаг)

Создан в соответствии с приказом ОГПУ № 1020/с 10 ноября 1932 г. Эта система объединяла несколько лагпунктов, действующих в разное время под разными названиями.

  • Байкало-Амурский ИТЛ (ноябрь 1932-май 1938). Центр – г. Свободный. До 268 700 заключенных, занятых на строительстве вторых путей Транссиба, подготовительных работах и первом этапе строительства БАМа.
  • Амурский железнодорожный ИТЛ (май 1938–январь 1940). Центр – г. Свободный. До 125 000 человек, занятых на строительстве железных дорог, обслуживании промышленных предприятий, в сельском хозяйстве.
  • Тахтамыгдинское ЛО (март 1948-апрель 1953). Центр – ст. Тахтамыгда (Сковородинский район). До 1000 заключенных, занятых на обслуживании промышленных предприятий.
  • Амурский ИТЛ (июнь 1947-апрель 1953). Центр – г. Свободный. До 4200 заключенных, занятых на золотодобыче, лесозаготовках, строительных работах.
  • Свободненский ИТЛ (январь 1941-июнь 1946). Центр – г. Свободный. До 15 400 заключенных, занятых на обслуживании лесокомбината, механических мастерских, в сельском хозяйстве.
  • Райчихинский ИТЛ (февраль 1938-июнь 1942). Центр — г. Райчихинск. До 11 100 заключенных, занятых на разработке угольного месторождения.
  • Лагерь НКВД «Бушуевский» (с 1929). Располагался на границе Тындинского и Сковородинского района в 34 км от п. Соловьевск. В 30-е и 40-е гг. здесь трудились и умирали от холода и голода десятки тысяч человек.

Осужденные по 58-й статье священники, монашествующие и миряне относились к категории особо опасных преступников и содержались на строгом режиме. Их отправляли на самые тяжелые физические работы, к ним применялись самые строгие меры наказания за отказ от работы и нарушение режима. Те, кто мог трудиться, получал в день от 500 граммов до килограмма хлеба и суп из соленой или мороженой рыбы, иногда капусты. Больным и неработающим полагалось только 300 граммов хлеба без супа. Одежда заключенных, даже в самые суровые зимы, была очень скудной — поношеные валенки, кирзовые сапоги и телогрейки.

На начало 2014 года точно установлены имена 64 священников и исповедников веры, погибших в БАМлаге. 40 из них были канонизированы для общецерковного и местного почитания.

Официально установленный День памяти жертв БАМлага – 15 апреля. Церковь празднует память новомучеников и исповедников XX века в ближайшее воскресенье от 25 января по старому стилю. В 2016 году эта дата пришлась на 7 февраля.