«Будьте как дети»: интервью с руководителем отдела религиозного образования Благовещенской епархии Владимиром Анатольевичем Пушкаревым

In Новости by Василина Добрецкая

По благословению архиепископа Благовещенского и Тындинского Лукиана в Благовещенске начался православный курс для новоначальных. Христиан, которые только начинают свою духовную жизнь. Протянуть руку помощи, поделиться необходимыми для осознанного становления на путь Православия знаниями опытом готов руководитель отдела религиозного образования Благовещенской епархии Владимир Анатольевич Пушкарев.
Накануне запуска «пилотной» группы курса мы встретились в Владимиром Анатольевичем, чтобы побеседовать о том, для кого, зачем и о чем будут эти занятия.

Вы начинаете информационный курс для новоначальных христиан. Что это такое?
Курсы, которые мы сейчас запускаем, направлены на людей, с трудом ориентирующихся в церковной жизни. Христос говорит: «Будьте, как дети». И дети подчас задают вопросы нелепые и не боятся. Они познают мир. А взрослый человек стесняется. Хотя входя в Церковь новоначальный тоже ребенок. Чадо. Зато эти вопросы позволят чувствовать себя более уверенно.

Почему созрела необходимость их проводить?
Дело в том, что в храмах есть постоянная паства. Это люди, которые в свое время пришли к Богу и живут духовной жизнью. А еще очень много людей, которые хотели бы прийти в храм, но не знают, как это сделать. И даже если они и придут в храм, то не знают, что здесь делать, как здесь освоиться, как влиться в эту среду. Таким людям обязательно нужно помогать.
То есть «отличников» не берете?
Скажем так, сюда зачислим только тех, кто «провалит ЕГЭ» и будем отсекать тех, кто хорошо осведомлен о церковной жизни. Следует четко проводить грань степени воцерковления. У нас был опыт, когда создается группа новоначальных людей, а в эту группу приходят люди с большим опытом церковной жизни и ничего нового в этой группе не узнают. Они приходят не с вопросами, а с ответами, тем самым затмевая людей новоначальных. Новоначальные скромничают и в группе, так сказать, продвинутых ощущают себя некомфортно.
Есть ли желающие записаться?
Сейчас группа уже сформирована. Число мест ограничено, чтобы с каждым удалось поработать. Здесь не нужно, что называется, собирать стадионы. С каждым нужно работать контактно. Мои помощники, приходские консультанты, формируют списки желающих пройти такие курсы и если спрос будет сохраняться, то по мере набора новых групп, они будут повторяться.
Но ведь в храмах есть священники. Почему требуется дополнительное обучение?
Здесь можно провести аналогию с системой образования. Есть начальная школа, есть средняя школа, есть высшая школа. Если продолжать эту аналогию, то священники это такие университетские преподаватели, профессора, которые больше ориентированы на работу с действующей паствой. В этом и заключается их основная работа. И, конечно, особенно в наших усл

овиях, когда ощущается недостаток священников, им сложно переключаться на другие категории людей. Простой пример: когда священник читает проповедь с солеи он говорит о Благодати, о Спасении и паства слушает и воспринимает его проповедь и эту терминологию по умолчанию. Потому что люди понимают, о чем идет речь. Когда священник говорит с новоначальным, ему сначала надо провести терминологический разбор каждого этого понятия. Поэтому, конечно же, нашим священникам нужны помощники и самым лучшим помощником являются такие же простые люди, миряне, перед которыми у новоначального не будет сковывающего трепета. Потому, что это человек, не обличенный пастырской властью, не облачен в рясу становится как бы своим и с ним можно разговаривать на равных. А так как многие люди думают, что те вопросы, которые они задают, глупые или наивные, то стесняются их высказать.
Причём эта традиция корнями уходит в древнюю Церковь. Еще в первые века создавались специальные огласительные училища, проводились огласительные беседы, которые помогали новоначальным людям сделать первые шаги в Церкви. Сегодня эта задача также актуальна.


В чем заключаются эти огласительные беседы?
Работу с верующими можно разделить на миссионерскую катехизаторскую и огласительную. Миссионерская работа – это когда мы идём в общество и рассказываем людям о Христе. Чаще всего это работа с людьми вне нашей традиции. Огласительная работа – это работа с людьми, которые стоят на пороге храма и хотят стать христианами. Катехизаторская работа — с теми, кто уже нашёл себя в христианстве и хочет углубить свои знания в вере, более глубоко воцерковиться. Такая система существует от истоков Церкви. Сначала человек посещал огласительный курс, потом принимал Крещение и всю последующую жизнь катехизировался, погружался в церковную жизнь. Сегодня в нашей культурной обстановке так сложилось, что люди принимали крещение без огласительных бесед. Люди крестились и понятия не имели что с ними происходило.
Несмотря на то, что сейчас есть четкое требование проводить огласительные беседы перед крещением, всё равно эта проблема ощущается. И четкой границы мы сейчас не проводим.
Новые курсы – огласительные. На них мы приглашаем тех людей, которые не являются христианами, но хотят ими стать. А прежде, будучи ответственными людьми, разобраться с тем, что это такое. Будем рады встретить тех людей, которые когда-то были крещены, но не просвещены и которые хотели бы разобраться сейчас с тем, что случилось. Прежде всего, на этих людей направлены эти курсы.
А вообще люди как-то различаются по тому, как приходят в к вере?


Приходящих в храм я условно делю на три категории. Это традиционалисты, то есть те, кого приводит семейная традиция. Они приходят с родственниками. Классический вариант – родители.
Другой путь, когда люди сами приходят. Причем приходят в результате долгих поисков. До этого они много где ходили, много чего читали, много чего искали. Это такие «разведчики». Сначала они приходят осмотреться, так сказать, навести диспозицию на местности, собрать информацию и тихо, незаметно уйти, чтобы все обдумать.
Третья категория – это те, кто прибегает в храм. В результате каких-либо обстоятельств. Их тянет в храм. С каждой категорией надо работать по-разному. Тот, кто прибежал в храм — ищет помощи. И хорошо, если на его пути найдется человек, который поможет, поговорит. Человек должен понять, что не одинок. С традиционалистами проще всего. Им все объясняют те, кто привел. На мой взгляд самая сложная категория – «разведчики». Нельзя вставать на их пути. Они приходят в храм, чтобы остаться незамеченными. Надо дать им возможность самим обратиться за помощью. Это очень свободолюбивые люди и пока они сами не почувствуют, бессмысленно им объяснять.
Я сам принадлежал к такой категории. Я был крещен в детстве, по тогдашней моде. И в последующие годы воспитывался в нерелигиозной семье, где никто в этом ничего не понимал. И после того, как я крестился в пятилетнем возрасте, в городе Киеве, в следующий раз я зашел в храм в студенчестве, в городе Благовещенске. Я, как и многие люди, воспринимал Церковь и веру как народную традицию и причислял себя к этой традиции. Как человек интеллектуального труда я считал, что сам куплю себе книги и во всем разберусь. Разбирался-разбирался, запутался и всегда удивлялся: почему мне, ученому человеку, так сложно с этим разобраться, а бабушки ориентируются в этом и счастливы.
Один раз я поставил над собой такой эксперимент: проходя мимо храма услышал, как звонили к вечерней службе и решил, что пойду и отстою всю. Хотя до этого, как и все традиционалисты, заходил буквально на 5 минут, поставить свечку. Так вот, я зашел в храм и минут через 15 чувствовал себя дома.
О чем будете рассказывать новоначальным?
В первую очередь мы ставим целью дать четкое понятие тому, что такое вероучение, а что такое обряд. Самое элементарное, казалось бы, но у нас многие люди, которые хотят прийти в церковь, спотыкаются уже на этой проблеме. В их сознании христианская жизнь это неукоснительное исполнение всех обязанностей и постов. И человек думает: «ой, у меня язва. Это не для меня». Так вот, наши курсы, в первую очередь, объяснят, чем вероучение отличается от обрядов. Мы расставим приоритеты: что в церкви является первоочередным, а что является результатом многолетней человеческой традиции, для чего она существует и как к ней следует относиться. Задача прежде всего ввести людей в живую Церковь. Не провести экскурсию по окаменевшему культурному наследию. Задача – показать, что Церковь это живая система. Она живет здесь и сейчас и открыта для каждого свободного живого человека.
Люди теряются в культуре, потому что Церковь это большая многовековая культура. У них возникает страх перед традицией, которой они не знают, которую не понимают. И естественно возникает чувство, что они сделают что-то не так, куда-то не туда зайдут, не так себя поведут. Естественный страх перед незнакомым, там, где к чему-то нужно относиться с определенным трепетом. И это наша беда, потому что у нас была прервана эта традиция Христианской культуры и фактически сегодня люди живут, как во времена первых христиан. Совершенно для них нет никаких связей с этой культуры и они ощущают этот страх. Если в советское время проблема была в том, что посещение храма было чревато преследованиями и правовыми ограничениями и информацию невозможно было достать, то сегодня обратная ситуация. Сегодня храмы стоят на каждом шагу. Причём храмы разных организаций, которые именуют себя христианскими церквями. А информации еще больше. То есть можно зайти в интернет и по запросу столько всего… То есть если раньше человек страдал от недостатка информации, то теперь страдает от избытка. И ему очень трудно понять где истина, а где домыслы. И это еще больше стесняет и делает его неуверенным. Поэтому нужно таким людям помогать.

Вы опираетесь на опыт других епархий, есть ли он?
Подобный опыт существует. Есть определенные методические разработки, документы Синодального отдела, который регламентирует все уровни катехизаторской работы. Другое дело, что страна у нас большая и то, что применимо для центральной полосы России, не применимо для Дальнего Востока. В центральной части России все-таки сохранилась христианская традиция. Она коренилась там тысячу лет. Она осталась в архитектуре, семьях, общественном сознании. А у нас тот корешок христианства, который посеяли в 19 веке, был выкорчеван. К тому же тут постоянно меняется население. У нас Апостольский край. Мы живем в измерении первых веков, когда люди подчас просто чистые листы. С одной стороны это хорошо, с другой стороны есть и другие религиозные объединения, которые тоже работают в этом направлении.
А какой опыт такого образования есть у нас?

Мы периодически проводим какие-то курсы. Причём, они и единовременные культурологические, на базе библиотечных или образовательных систем. Это краткий экскурс в Православие изнутри. Это касается праздников или каких-то традиций. Это просветительская общественная работа.
Время от времени у нас проводятся семидневные катехизаторские курсы, чтобы дать людям маршрутную карту по церкви. Чтобы они понимали что в церкви приоритетно, куда двигаться самостоятельно, что читать, что смотреть и сориентироваться.
Сейчас я наблюдаю прогрессивное явление: раньше мы, специалисты Благовещенской епархии собирали людей, а теперь сами люди, можно сказать, вытаскивают нас из кабинетов и просят провести курсы, что-либо рассказать. То есть инициатива идёт, что называется, снизу. Мы с радостью на неё откликаемся и уже сейчас есть много разных форматов взаимодействия. У нас есть семейный клуб для православных семей, где углубленно изучают Священное Писание, проходит катехизация через литургическую жизнь церкви. Это успешно курируют иерей Святослав Шевченко и иерей Михаил Полтараков. Большой радостью было появление группы прихожан, которые нашли время, чтобы поработать приходскими консультантами. Это очень нужное направление и мы с радостью откликнулись на этот призыв и провели для них методические курсы, чтобы подготовить к этой работе.
Кто такие приходские консультанты и чем они занимаются?


Многие люди, которые когда-то ходили на катехизаторские курсы, не только сами разобрались в жизни Церкви но и стали нашими помощниками. Помогают другим людям, работают в наших епархиальных отделах. Наши приходские консультанты, помощники настоятелей приходов. Это важный результат. Человек не только получил это «сокровище» и спрятал, но и преумножил и поделился. Когда человек чувствует себя более уверенно, он стремится помочь другим.

Возвращаясь к теме курса для новоначальных христиан скажите, каков будет итог: экзамен или, может быть, всех, кто пройдет эти курсы, сразу покрестят?
Никаких экзаменов и зачетов не будет. Двоек ставить и родителей вызывать не станем. В то же время это не лекторий, а пришедшие – не вольные слушатели. Чем они будут активнее и чем больше у них будет вопросов, тем продуктивнее пройдут эти курсы. Именно для таких вопросов курсы и создаются.
Никого поголовно крестить не будем. Это должен быть личный выбор человека. Мы просто показываем ему этот путь. Мы показываем что это за путь, каким человек на нем может стать, как предстоит трудиться. Но я думаю, что люди, которые придут на эти курсы, уже имеют такое желание и им нужно придать такой уверенности.

 

Чтобы записаться на православные курсы для новоначальных можно обратиться к приходским консультантам Благовещенского кафедрального собора. или написать на почту  orok@blaginform.ru. Занятия бесплатные.