Архиерейское совещание: Церковь и государство

Анна Лиманская Новости

2P20150202-VSN_5785-1200Заключительная часть доклада Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании была посвящена состоянию взаимоотношений Русской Православной Церкви с государственными структурами и общественными институтами на территориях ее канонической пастырской ответственности.

Святейший Патриарх Кирилл о современном состоянии отношений Церкви, государства и общества

В своих отношениях с государством и обществом Церковь стремится к конструктивному взаимодействию и плодотворному соработничеству. Да, Церковь, государство и «мир сей» во многом различны. Эти различия обусловлены как приоритетами, так целями и задачами, стоящими перед ними. Предметом забот государства и большинства общественных объединений является, прежде всего, земное благоустроение, предметом заботы Церкви — спасение людей для жизни вечной. Поскольку Церковь — богочеловеческий организм, она не должна становиться в подчиненное, зависимое от власти или какой-либо общественной группы положение. Равноправное и равносубъектное сотрудничество — вот та модель, которая доказала свою дееспособность и эффективность в отношениях Церкви с общественными объединениями и светской властью.

Однако неправы те, кто пытаются непременно противопоставить Церковь, общество и государство, трактуя принцип светскости как обоснование якобы непримиримого конфликта или радикального разделения. Разумеется, управленческие структуры Церкви и государства не следует объединять; общественные ассоциации также призваны сохранять некую автономию и от государства, и от церковных институтов. Но люди в Церкви, государстве и обществе в значительной мере одни и те же.

Очевидно, что задача государства состоит, в том числе и в том, чтобы охранять, помимо общественного порядка и физического здоровья граждан, моральные устои, заботиться о сохранении семьи, о возрождении культуры, о взаимопонимании между людьми и народами. Церковь со своей стороны также призвана к тому, чтобы поддерживать в обществе приоритет непреходящих нравственных ценностей, хранить вековые традиции, помогать духовно сориентироваться и народу, и власти.

Сегодня мы все сталкиваемся с навязчивым распространением морального релятивизма и одновременно — с этнорелигиозной и политической нетерпимостью, провоцирующей вражду и разделения. Если мы устраним каркас духовных и нравственных ценностей из здания государственности и общественной жизни, то ни государство, ни общество не смогут устоять под натиском упомянутых вызовов. Мы должны ясно осознавать это и действовать с учетом данных обстоятельств.

Далее хотел бы перейти к более частным темам взаимоотношений государства, общества и Церкви в странах ее пастырской ответственности.

Отрадно отметить, что в Российской Федерации успешно развивается церковно-государственный диалог. Продолжается сотрудничество с Администрацией Президента и аппаратом Правительства, Федеральным Собранием, профильными министерствами и ведомствами, региональными органами власти.

Следует признать позитивным новый формат взаимодействия, обусловленный подписанием соглашений о сотрудничестве Русской Православной Церкви и полномочных представительств Президента Российской Федерации в федеральных округах. В настоящий момент подобные соглашения подписаны с представительствами Сибирского и Уральского федеральных округов. В результате происходит сближение позиций епархий и органов светской власти по целому ряду насущных вопросов. Среди них — гармонизация межнациональных и межрелигиозных отношений, объединение усилий по противодействию деструктивным культам и неоязычеству, взаимодействие в реализации программ социальной помощи, включая поддержку беженцев с Украины, строительство новых храмов и духовно-просветительских центров, поддержка коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проведение мероприятий просветительской направленности, например, реализация миссионерских проектов. Во многих регионах между епархиями и различными ведомствами заключаются дополнительные соглашения, касающиеся вопросов образования и духовно-нравственного воспитания, молодежной работы, сохранения культурных ценностей. Следует также отметить полезность совещаний руководства федеральных округов, регионов и различных органов власти с правящими архиереями епархий Русской Церкви. В 2014 году они прошли в Дальневосточном и в Приволжском федеральных округах. В результате были выработаны совместные планы мероприятий общественно значимого характера. Считаю такой формат церковно-государственного взаимодействия весьма перспективным.

В 2013 году внимание Архиерейского Собора было уделено теме теологического образования. В целях его развития в одиннадцати епархиях созданы советы по теологическому образованию. Некоторым епархиям удалось открыть теологические подразделения в светских высших учебных заведениях, что впоследствии будет способствовать решению кадровых вопросов и расширению присутствия Церкви в жизни общества. В России в настоящее время обсуждается тема увеличения бюджетных мест подготовки теологов в светских вузах. Уже достигнута договоренность с Министерством образования и науки Российской Федерации о создании механизма корректировки контрольных цифр, начиная с 2016 года, приема на бюджетные места по теологии. Наблюдение за этим будет вестись специальным органом при Межрелигиозном совете России. Этот орган пока находится в стадии формирования.

В июле 2013 года Межрелигиозный совет России обратился к Президенту России Владимиру Владимировичу Путину с рядом просьб, касающихся введения теологии в перечень научных специальностей Российской Федерации. Осенью прошлого года состоялся мой разговор с Председателем Правительства России Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Несмотря на поддержку Главы государства и Председателя Правительства, до сего дня теология лишь выделена в самостоятельную укрупненную группу специальностей в свободном перечне направлений подготовки и специальностей высшего образования (на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры). К сожалению, существует некое сопротивление введению теологии в новый перечень специальностей научных работников Российской Федерации. Однако мы надеемся на скорое и окончательное решение этого наболевшего вопроса.

С целью дальнейшего развития преподавания модуля «Основы православной культуры» в средних общеобразовательных школах, на протяжении 2013-2014 годов сотрудниками Синодального отдела религиозного образования и катехизации на регулярной основе оказывалась различная консультационная и методическая помощь епархиям, совершались выезды специалистов отдела в регионы. В настоящее время во взаимодействии с Министерством образования и науки Российской Федерации решается вопрос о расширении преподавания курса по «Основам религиозных культур и светской этики» с 4 класса на предыдущие и последующие годы обучения. Направлено письмо министру образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанову с предложением организовать преподавание курса во втором, третьем и четвертом классах, а также ввести преподавание религиозных культур или светской этики по выбору семьи школьника в 5-9 классах. Надеемся, что это предложение получит поддержку министерства. Однако даже в случае положительного решения следует понимать, что введение предметов модуля во 2-4 классах станет возможным не ранее 2016-2017 учебного года, а в 5-9 классах — не ранее 2017-2018 учебного года.

Помимо горизонтального расширения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школьной программе важно решить с федеральным министерством образования вопрос оплаты труда педагогов, занимающихся практической реализацией модулей курса. В настоящее время из бюджета оплачивается ставка только одного педагога, а в случае выбора родителями нескольких модулей, директора школ вынуждены самостоятельно изыскивать средства на их реализацию. Такое положение вещей подталкивает руководство школ влиять на выбор родителей с целью ограничения преподавания только одним модулем.

C 2013 года ведется работа по подготовке предложений к концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. По итогам работы круглого стола, в котором принимали участие представители традиционных религий России, православных духовных школ, Российского исторического общества и Администрации Президента Российской Федерации, был сформирован пакет предложений в указанную концепцию. В июле 2014 года мною был утвержден ряд поправок, предложенных экспертами Русской Православной Церкви. Подавляющее большинство этих поправок было поддержано разработчиками концепции.

За последние два года динамично развивался процесс передачи в собственность или пользование Церкви имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. В ряде субъектов Российской Федерации были приняты необходимые нормативные акты, дабы процедуры, согласно федеральному законодательству, проходили беспрепятственно. На общецерковном уровне для оказания епархиям содействия в данном вопросе начала работу Служба имущественных отношений при Финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата.

По имущественным и другим вопросам в Российской Федерации был принят целый ряд изменений в законодательстве, касающемся религиозных организаций.

В 2011 году Архиерейским Собором епархиям и синодальным учреждениям был дан ряд поручений, связанных с возрождением института военного духовенства. При имеющихся на данный момент в Вооруженных силах Российской Федерации 247-ми штатных вакансиях для православного духовенства, вакантными остаются 82 должности. В последние полтора года ситуация улучшилась, но нам следует совместно с Министерством обороны продолжить труды в данной области.

За почти пятилетний период своей деятельности Синодальным отделом по взаимодействию с казачеством налажено конструктивное взаимодействие с войсковыми казачьими священниками, а также с казачьим духовенством на местах. К сожалению, войсковые казачьи священники сталкиваются с определенными трудностями, связанными с тем, что каждая из территорий, на которых располагаются войсковые казачьи общества, охватывает несколько регионов и, следовательно, несколько митрополий и епархий. Как следствие войсковые казачьи священники выполняют свои обязанности на территории не только тех епархий, в клир которых они входят, но и на территории других епархий. При этом некоторые архиереи препятствуют деятельности войсковых казачьих священников или же создают большие ограничения к этой деятельности. Прошу вас, дорогие владыки, с пониманием отнестись к служению казачьих священников и идти им навстречу в возложенном на них послушании.

Во взаимодействии с Федеральной службой исполнения наказаний продолжает прорабатываться вопрос о введении института тюремного духовенства на постоянной основе. Епархиям нужно активнее заниматься этой работой. В декабре 2014 года Государственной Думой Российской Федерации принят правительственный законопроект, позволяющий заключенным встречаться со священнослужителями наедине и вне пределов слышимости третьих лиц. Он также прописывает порядок взаимодействия органов уголовно-исполнительной системы с зарегистрированными в установленном порядке религиозными организациями и уточняет порядок проведения встреч со священнослужителями для различных категорий осужденных.

Хотел бы отметить активную работу Межрелигиозного совета России. Важной вехой его деятельности в 2013-2014 годах стала организация религиозных центров в период проведения зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи. В молитвенных помещениях было налажено ежедневное дежурство в общей сложности более 100 духовных наставников и молодых волонтеров из традиционных религиозных общин России. Посетителям молитвенных помещений демонстрировались видеофильмы, раздавались брошюры о мировых религиях на русском и английском языках, иллюстрированный справочник о Православии. Духовное окормление спортсменов и гостей олимпиады, обращавшихся в религиозные центры, осуществляли, в частности, 9 православных священников.

Наконец отмечу, что некоторые церковные организации стали участвовать в различных грантовых программах, реализуемых Российским государством. Как сообщил Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, в 2013 году финансирование получили 22 проекта на сумму чуть более 64 миллионов рублей, а в 2014 году около 40 проектов на сумму более 110 миллионов рублей. Это хорошая возможность для осуществления социально значимых инициатив нашей Церкви, и мы будем продолжать развивать это направление.

Отдельно следует сказать об особом внимании Президента и органов государственной власти Украины к организации траурных мероприятий в связи с кончиной Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, а также с проведением Собора архипастырей Украинской Православной Церкви.

В октябре 2014 года на встрече с представителями Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций премьер-министр Украины заявил, что для учащихся общеобразовательных школ, начиная с пятого класса, будет введен курс «духовного воспитания». При этом по желанию родителей или лиц, их заменяющих, школа может взаимодействовать с религиозными организациями с целью внедрения духовно-моральных ценностей в учебно-воспитательный процесс. Обучение детей в рамках этого курса предполагается вести на основе выбора родителей. Наряду с этим Верховная Рада Украины приняла закон «О высшем образовании», согласно которому высшим духовным учебным заведениям предоставляется право выдачи дипломов государственного образца.

В этом же году Кабинет министров Украины принял постановление об учреждении службы военного духовенства (капелланской службы) в Вооруженных Силах Украины. Впрочем, к сожалению, при формировании этой структуры приоритет отдается отнюдь не канонической Православной Церкви.

Одновременно нельзя не констатировать, что сегодня на Украине в сфере церковно-государственных отношений есть ряд проблем, решения которых активно добивается Украинская Православная Церковь.

С начала 2014 года активизировалась деятельность раскольников, в частности, так называемого Киевского патриархата, представители которого, как я уже упоминал выше, захватывают или пытаются захватить храмы канонической Православной Церкви. На сегодня это главная угроза и без того хрупкому межрелигиозному миру на Украине. Обращения со стороны Украинской Православной Церкви по этому поводу к органам государственной власти и местного самоуправления, к сожалению, не всегда приводят к решению проблем.

На том же упомянутом мною заседании Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций премьер-министр Украины дал указание органам государственной власти всех уровней препятствовать обострению межконфессиональных отношений, включая захват культовых сооружений. С этой целью при Министерстве культуры Украины создана рабочая группа по вопросам урегулирования актуальных межцерковных конфликтов. Надеюсь на ее эффективную работу.

Другой проблемой церковно-государственных отношений в Украинском государстве остается вопрос возвращения церковной собственности. Украинская Православная Церковь призывает государство принять законодательные акты о моратории на приватизацию бывшего церковного имущества и о возвращении церковного имущества приходским общинам.

В Республике Беларусь между Церковью и государством сохраняются конструктивные, взаимоуважительные отношения. Расширяется нормативно-правовая база этих отношений. Белорусский Экзархат своими усилиями содействует укреплению духовных и культурных связей между братскими народами, сохранению традиционных ценностей. Диалог с органами власти общегосударственного и регионального уровня подкрепляется заключением соглашений о взаимодействии. На сегодня число таких соглашений с различными ведомствами достигло пятнадцати.

Несмотря на значительные позитивные результаты церковно-государственного диалога, приходиться с сожалением констатировать, что до сих пор остается нерешенным вопрос о включении преподавания основ нравственности в сетку школьной программы.

Развитию церковно-государственного и церковно-общественного взаимодействия способствует деятельность Координационного совета по разработке и реализации совместных программ сотрудничества между органами государственного управления и Белорусской Православной Церковью. В состав совета входят председатели синодальных отделов Белорусского Экзархата, представители министерств и ведомств, органов республиканского и регионального управления. Надеемся на продолжение плодотворного взаимоотношения Церкви и государства, в том числе в рамках этого Координационного совета.

В сфере церковно-государственных отношений в Республике Молдова необходимо отметить поддержку органами государственной власти благого дела восстановления многих православных храмов, среди которых есть памятники архитектуры. Развивается церковно-государственное сотрудничество в социальной и культурной областях, укрепляется взаимодействие с Вооруженными Силами, полицией и пенитенциарными учреждениями.

Несмотря на достигнутые положительные результаты, Православная Церковь Молдовы обеспокоена попытками узаконить проведение общественных мероприятий сексуальных меньшинств и внесением изменений в Закон о культах, в соответствии с которым Православная Церковь Молдовы приравнивается к любой другой религиозной организации, принижается ее созидающая и духовно-культурная роль в историческом становлении молдавского народа. Принимая во внимание серьезность ситуации, Синод Православной Церкви Молдовы в течение прошедшего года несколько раз созывался для проведения внеочередных заседаний, в ходе которых была выражена единая позиция по осуждению попыток деморализации молдавского общества.

В Латвийской Республике наблюдается усиление негативного отношения к Церкви со стороны некоторых политических кругов. Впрочем, хотел бы отметить, что государство не забывает многолетний опыт конструктивного диалога с Латвийской Православной Церковью и придерживается традиции уважительного отношения к ней. На должном уровне реализуются положения уникального для европейского пространства Закона о Латвийской Православной Церкви, принятого в 2008 году. Церковь имеет возможность работать с русскоязычным населением, с общественными организациями. Однако ряд культурных и просветительских церковно-общественных инициатив не получают должного развития и реализации. На этом фоне межрелигиозное и межконфессиональное сотрудничество может стать продуктивной мерой поддержки нравственных норм в обществе.

Взаимоотношения Церкви и государства в Литовской Республике можно охарактеризовать как вполне положительные. Православная Церковь Литвы является исторической и пользуется всеми правами, определенными Конституцией страны, наряду с другими историческими религиями и деноминациями. Глава епархии и его представители регулярно приглашаются к участию в мероприятиях, посвященных различным событиям. Мнение православных граждан учитывается при разработке законов, связанных с культурными и просветительскими вопросами. Из государственного бюджета ежегодно выделяются средства на поддержание жизнедеятельности Церкви. На уровне местных администраций также есть примеры помощи в деле сохранения церковного наследия и поддержки жизни общин. В сфере церковно-общественных отношений в Литве наблюдается умеренный прогресс. Особо следует отметить рост церковного участия в жизни диаспор.

В Эстонской Республике взаимоотношения Церкви и власти развиваются весьма сдержанно. До сих пор в некоторых политических кругах сохраняется предубеждение, что Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата может представлять угрозу для государственности. Ввиду избранного политиками курса на позиционное удаление от России нуждам Эстонской Православной Церкви не уделяется должного внимания со стороны высших светских властей. Вследствие этого почти без изменений на протяжении многих лет сохраняется ситуация с передачей Церкви ее собственности. Сложившееся положение отчасти обусловлено позицией руководства Константинопольского Патриархата, не дающего согласия на возвращение храмов Московскому Патриархату.

Впрочем, на муниципальном уровне с властями выстраиваются конструктивные взаимоотношения. Находившиеся в ведении самоуправлений церковные здания постепенно возвращаются приходам. Со стороны самоуправлений оказывается содействие в реализации социальных, благотворительных, культурных и иных инициатив Церкви. Стоит отметить, что многие церковные здания признаны культурным наследием Эстонии, поэтому часть из них реставрируется за счет различных государственных программ.

Учитывая значительное число православных верующих Эстонии, принадлежащих к Московскому Патриархату, власти приглашают Церковь к сотрудничеству в различных социальных и благотворительных проектах. При этом мероприятия, инициированные Церковью, поддерживаются высшей властью лишь в самых редких случаях.

Церковь имеет возможность окормления учебных, медицинских и исправительных учреждений. В Эстонии создан институт военных капелланов, однако из-за высоких требований к уровню знания эстонского языка преимущественно русскоязычное духовенство Эстонской Церкви не имеет возможности широкого представительства в армейских соединениях.

В Республике Казахстан достигнут высокий уровень церковно-государственного и межрелигиозного взаимодействия. Законодательство страны в полной мере обеспечивает защиту от распространения на ее территориях радикальных религиозных течений. Признанные государством религиозные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Следует отметить, что Православие и ислам ханафитского направления являются традиционными религиями в Казахстане.

При этом контроль государства за миссионерской деятельностью в учебных заведениях, армии, пенитенциарной системе, организациях социальной направленности и больницах не позволяет совершать при них полноценное служение. Пациенты клиник, лица, проживающие в домах престарелых, и заключенные, тем не менее, не лишены возможности общения со священнослужителями признанных религиозных организаций.

В условиях опасности распространения религиозного экстремизма органы государственной власти проводят взвешенную политику противодействия ему, в том числе путем ограничений деятельности отдельных религиозных организаций, что находит понимание у традиционных общин.

Произошли некоторые структурные изменения в органах государственной власти Казахстана. Ранее существовавшее Агентство по делам религий преобразовано в комитет при Министерстве культуры и спорта, наделенный контрольными функциями. Цели структуры остались прежними. Постоянное и конструктивное взаимодействие Митрополичьего округа в Казахстане с образованным комитетом сохраняет свою актуальность.

В рамках Таможенного Союза и дальнейшей евразийской интеграции видится необходимым широкий церковно-общественный диалог в стране. Полагаю, что это благотворно скажется, в том числе на стабилизации миграционного оттока из Казахстана русскоязычных граждан.

Церковно-государственные отношения в Азербайджанской Республике осуществляются на достаточно высоком уровне. Между Церковью и государственной властью сложилось конструктивное сотрудничество, о чем убедительно свидетельствуют факты передачи Бакинской епархии православных храмов. Показательно, что направленное против религиозного экстремизма законодательство Азербайджана серьезно затрудняет деятельность псевдоисламских и иных деструктивных сект.

Поддерживаются дружеские отношения с Управлением мусульман Кавказа. Значительное содействие Церкви оказывается лично его председателем шейх-уль-исламом Аллахшукюром Паша-заде. Некоторые трудности возникают на уровне взаимодействия с местными органами государственной власти при реализации предлагаемых Церковью инициатив. Надеюсь, что и здесь вскоре произойдут положительные изменения.

В Республике Узбекистан действующий закон «О свободе совести и религиозных организациях» не накладывает каких-либо серьезных ограничений на церковную деятельность. Однако следует заметить, что он не предусматривает создания общеобразовательных религиозных школ и ведения миссионерской деятельности. За последние годы Православная Церковь в стране упрочила свои позиции и продолжает развивать совместную деятельность с различными сообществами, с российским, украинским, белорусским посольствами и республиканскими культурными центрами — так, за прошлый год было проведено почти 150 совместных мероприятий. Значительную поддержку оказывает Россотрудничество. Заметно укрепляется приходская инфраструктура, расширяется внебогослужебная деятельность.

Совместно с Комитетом по делам религий при Кабинете министров Республики Узбекистан проводятся лекции для студентов высших и средних специальных учебных заведений, направленные на профилактику религиозного и сектантского экстремизма в среде молодежи.

Относительно положения Церкви в Кыргызской Республике следует отметить, что Православие наряду с суннитским исламом воспринимается как исторически устоявшаяся религия.

Отмечается заметное потепление отношений между высшими органами государственной власти и Церковью. За небольшой период существования епархией был накоплен положительный опыт проведения общественно значимых мероприятий разного уровня. Закрепить этот опыт, вне сомнения, поможет дальнейшее развитие церковно-государственного взаимодействия.

В Республике Таджикистан продолжают успешно развиваться отношения между государством и Церковью. Регулярные контакты органов власти и епархии позволяют с уверенностью говорить об устойчивом положении Церкви в стране. Дано согласие городских властей Душанбе на предоставление участка земли под строительство кафедрального собора. Для дальнейшего развития приходской жизни необходима поддержка не только высших государственных властей, но и региональных руководителей. Особый потенциал епархии заключается в развитии приходского образования.

Зарегистрированным религиозным организациям, к числу которых относятся приходы Русской Православной Церкви, на основании Закона Республики Таджикистан «О свободе совести и религиозных объединениях» предоставляется право производства, импортирования и распространения религиозной литературы, иных предметов и материалов религиозного назначения. Остается важным сохранение добрососедских отношений между титульной нацией и русскоязычным населением, чему, несомненно, может содействовать деятельность Душанбинской епархии.

Положение Церкви в Республике Туркменистан регулируется Законом «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», который дает основания для полноценной деятельности церковных учреждений на территории страны. Несомненным достижением является создание духовно-просветительских центров при храмах в Ашхабаде и других городах.

К сожалению, представителям Патриаршего благочиния сегодня не по всем вопросам, связанным с устроением церковной жизни, удается найти понимание у государственных властей. Так, остаются безответными запросы о возвращении храмовых зданий. К сожалению, за последние два года усугубилась негативная ситуация, заложниками которой стали жители страны, имеющие двойное гражданство. Со стороны некоторых органов власти к так называемым бипатридам нередко формируется явно выраженное предосудительное отношение. Остается весьма сложным вопрос о въезде в Туркменистан священнослужителей, прибывающих из-за рубежа. Зачастую въезд оказывается затруднительным.

Надо отметить, что в целом мы с пониманием относимся к сдержанной политике стран Центральной Азии в отношении религиозных влияний из-за рубежа, ибо понимаем, что бесконтрольное развитие ситуации может привести к резкому росту числа адептов экстремистских и сектантских образований, и как результат — к тотальной дестабилизации положения в странах региона, к возможному захвату власти и кровопролитию. Впрочем, хочется надеяться, что при осуществлении вполне резонных ограничительных мер будет проводиться ясное различие между деструктивными религиозными образованиями и общинами, положительно зарекомендовавшими себя в течение веков.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКЛАДА

Фото – Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


Юридические изменения для епархий в Российской Федерации

С 2013 г. удалось достичь ряда улучшений в сфере правовой регламентации деятельности религиозных организаций. Так, в Земельном кодексе Российской Федерации сохранены нормы бесплатного предоставления в собственность либо безвозмездное пользование религиозных организаций земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и необходимых для эксплуатации объектов религиозного либо благотворительного назначения. Земельные участки будут передаваться религиозным организациям в собственность или безвозмездное пользование без проведения торгов. В кодекс включена также норма, наделяющая субъекты Федерации правом принимать законодательные акты о бесплатной передаче в собственность религиозных организаций земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования для сельскохозяйственного производства. Согласно новой редакции кодекса, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, будут предоставляться в безвозмездное пользование религиозным организациям для строительства зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет. Конкретный срок пользования будет устанавливаться по заявлению религиозных организаций.

Ведется работа по корректировке Федерального закона «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации». С принятием новой редакции закона становится возможным федеральное, региональное и муниципальное финансирование работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности религиозных организаций. Инициирована разработка подзаконных актов, определяющих порядок федерального финансирования таких работ. Новая редакция закона предусматривает такую разновидность достопримечательных мест как «религиозно-исторические места». Режим религиозно-исторического места позволит рассматривать в качестве единого целого крупные историко-культурные и природные комплексы Троице-Сергиевой Лавры, Соловецкого, Валаамского, Ново-Иерусалимского монастырей и так далее. Во взаимодействии с Минкультуры России планируется разработка подзаконных актов, определяющих особенности религиозно-исторических мест.

Минюстом России во взаимодействии с представителями Церкви разработан проект федерального закона, согласно которому отчеты в органы юстиции, в том числе в части расходования полученных пожертвований и иных денежных средств, будут сдавать только те религиозные организации, которые финансируются из иностранных и международных источников. Остальные религиозные организации будут освобождены от обязанности сдавать отчетность в органы юстиции. Финансово-хозяйственная деятельность религиозных организаций будет проверяться органами юстиции только в том случае, если данные религиозные организации имеют зарубежное финансирование или если есть серьезные основания подозревать их в экстремистской и иной противоправной деятельности.

Ряд изменений, внесенных в статью 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», уточняет случаи, когда для проведения религиозных обрядов не требуется предварительное уведомление властей в порядке, установленном Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В минувшем году была отклонена инициатива по внесению корректив в Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», предполагавшая расширение перечня оснований для отказа в передаче указанного имущества.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.