Архиепископ Благовещенский и Тындинский Лукиан: "мы теряем то, что так первично и необходимо в нашей человеческой жизни..." - Благовещенская епархия

Проповеди

29.08.2019

Архиепископ Благовещенский и Тындинский Лукиан: «мы теряем то, что так первично и необходимо в нашей человеческой жизни…»

Слово правящего архиерея в праздник Успения Божией Матери.  Произнесено за чтением Святого Евангелия во время Божественной литургии в Среднебельском епархиальном женском монастыре Албазинской иконы Божией Матери «Слово плоть бысть»28 августа 2019 г. 

«Великое событие, Успение Преблагословенной Девы собрало нас во храме Богородичного монастыря, чтобы мы еще и еще раз вспомнили, о чем с грустью сказал некогда Христос, находясь в доме Марфы и Марии: «Едино есть на потребу.»  Эти  слова Он произнес в кругу сестер светлых, любящих Слово Божие и отличающихся добротой в обществе того времени. Находясь в их доме, обратился к Марфе, которая отличалась гостеприимством, и  естественно пребывала в праздничной суете. Сын Божий решил усмирить ее темперамент и беспокойство, а через эту женщину и всему миру сказал: «Едино есть на потребу».

На сегодня мало кто из христиан задумывается над этим выражением, которое есть в Евангелии от Луки. Что это такое, «Единое есть на потребу» ? Только слушать слово Божие? Только молиться? Только поститься? Христос говорит об этом просто, обычным, понятным языком: «Мария, Благую Часть избрав.»

Что это за Благая Часть, которая определяет единое на потребу? Это то, что с бешеной скоростью теряет наш мир. Имея насущный хлеб, золотые украшения, достаток, мы теряем то, что так первично и необходимо в нашей человеческой жизни. Что так просто и мудро в силу опыта наши отцы и деды определяли выражением: «не хлебом единым  живет человек!»

И мы знаем сегодня, что можно по шею засыпать пшеницей и золотом, но если в душе, если внутри не будет порядка — все бесполезно. Все теряет свой смысл. И словами Христос напоминает о внутренних духовных состояниях, которые первичны для человека смертного по своей природе. Он носитель Бессмертного Духа.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы богословским языком называют Торжеством Пресвятой Богородицы. И оно заключается в том, что Преблагословенная Дева прошла здесь, на земле, обычный, естественный путь. И через Успение, через смерть, она перешла в Вечность, в Свою Славу, те состояния Блаженства, которые Ее Сын дарит не только Ангелам, Архангелам, Небесным Силам, но и святым, которые удостоились быть с Богом.

В праздник Успения Богоматери Церковь еще раз напоминает, что каждого из нас как на земле, так и в Вечности ожидает участь. То состояние, в которое мы будем ввергнуты бессмертием. Успение, Торжество Пресвятой Богородицы празднуется нашей исторической Церковью официально с V века. Но Иерусалимская Церковь, как одна из первейших Христианских Церквей, не переставала праздновать это событие с апостольских времен.

Об этом прекрасно говорят апостольские мужи в своих проповедях, дошедших до нас, чад истиной исторической Апостольской Евангельской Православной Церкви. Этого мы не найдем в тех христианских конфессиях, которые отказались от историчности, от благодатной преемственности Святого Духа. Там совершенно новое видение жизни, веры и Евангелия. Как ни странно, сейчас есть те христиане, которые совершенно не признают истории. Считают, что достаточно хорошего умного и ловкого лидера, чтобы красиво исповедовать и молиться Богу. Где так много упирается в свое собственное «я». Творческое, духовное, благочестивое.

Православная Церковь примером Преблагословенной Девы, событиями Ее Успения еще и еще раз свидетельствует, какими Благодатными Дарами, какой Силой Духа отличалась Богоматерь. До V века только Иерусалимская Церковь праздновала Успение Богородицы. А иные слышали, знали, но не праздновали.

Так проявляется мудрость нашей святой Церкви, особенно в первые времена Христианства. Когда появлялось множество лжепророков, лжеучителей, не обращавших внимания народа на Христа, а только на самих себя. Они лучшие, они умелые, они благочестивые. И очень часто в этих церквях  не было Христа, а звучало упорное «я». Человеческое «я».

Преблагословенная Дева, которая послужила Великой Тайне Боговоплощения, Рождества, Пришествия в мир Христа, Его спасительной Миссии среди людей, всегда оставалась в тени Своего Сына. Хотя апостолы и апостольские мужи, и мы знаем это из исторических свидетельств,  только взирая на нее, говорили, что это не человек, это Ангел, это Дух. Настолько Она была святая и совершенная. Но Она всегда была в тени своего  Сына. С тем, чтобы все внимание, все настроения людей были обращены на Сына Божия и Его Божественное Учение. И даже Своим Успением Преблагословенная Дева остается в тени только для того, чтобы не обращать на себя внимания. Чтобы все концентрировалось только на Христе и Евангелии. Только на той Церкви, которую основал Спаситель Мира.

Сегодня мы видим, как появляется множество церквей, сект, религиозных организаций с интересными, модными, современными названиями, которые притягивают к себе внимание. Мы знаем очень многих пастырей, которые спешат обращать внимание только на себя: «Это я! Я предсказываю! Я говорю! Я учу!». И за этим «Я» мало кто сегодня видит Христа. Того Евангельского Христа, затмевать которого боялись даже святые апостолы, уходя в сторону, чтобы это потрясающее Чудо Чудес, это Божественное Явление не затмить своим собственным человеческим «Я».

Это есть удивительная, Благая Часть нашей святой Апостольской Православной Церкви. Когда не священнослужители, не работники церквей, не монахи не произносят «я», а говорят о Христе, о Евангелии и своими руками, через Великие Таинства преподают народу Бога, Христа. Не увлекая умы и настроения людей в какие-то общества, которые, к великому сожалению, не служат пользе людей.

 Праздник Успения Пресвятой Богородицы – это Ее Слава. Слава той Вечности, того Блаженства, которое Бог являет Ангелам и Святым. Мы смело говорим об этом, ведь тому свидетельствуют наши церковные историки, опыт благочестивых людей, храмы, монастыри, часовни, поклонные кресты, источники. Они свидетельствуют Великой Славе Преблагословенной Девы, которая с момента своего Преставления и Вознесения на Небо, становится доступной во всех уголках мира. Нет такого клочка земли, где бы Божия Матерь не являлась по молитвам и просьбам к Ней.

Мы знаем эти свидетельства, мы знаем опыт Великих Святых, особенно нашей русской земли, где Преблагословенная Дева являлась и укрепляла Веру, поддерживала в  трудностях тех, кто работал во Славу Божию. Кто работал и делал так, чтобы Благая Часть, та необходимая Часть жизни, освящающая умы, сердца и души людей не исчезла из среды нашего общества. Богородица является, как Покровительница. Ее можно назвать равноапостольной, совершающей Миссию Спасения и Возвращения людей к Богу.

 

Мы молимся в соименном храме, который освящен в честь Преблагословенной Девы. Здесь «горстка» монашествующих совершает свое служение и занимается трудами во Славу Божию, во Славу Богородицы с тем, чтобы на нашей Амурской земле не исчезла Благая Часть, которая сегодня так необходима людям, чтобы выравнивалось их отношение к жизни. Особенно на нашей, казалось бы, забытой, поруганной земле, где так мало что напоминало о Христе, о Церкви, о Православии.

 Хочется в этот праздник Торжества Преблагословенной Девы помолиться, чтобы как можно больше таких святынь появлялось на нашей земле. Чтобы их составляли люди добрые и самоотверженные, искренние, те, в чьем сердце по-настоящему живет Бог. И было то стремление, служение Богу, Евангелию для пользы нашей Амурской земли.

Мы имеем большое счастье в образе Албазинском иметь Великую Покровительницу Преблагословенную деву и сегодня эта икона находится с нами, как залог помощи и покровительства Матерь Божию нашему Амурскому краю. Но образ может навсегда остаться образом, если сама Богородица, взирая на нас, не будет проникаться удивительным, совершенным Учением Ее Сына ,Спасителя Мира, Бога, воплощенного в плоть.

Помолимся, чтобы наши великие праздники, праздники Апостольской Православной Церкви, сегодня служили в радость, в утешение, чтобы сегодня они выражали не только нашу веру, но и привлекали Милость Божию. Они сопровождаются искренними молитвами, радостью и надеждой на Того Бога, который везде и повсюду Своей Властью и Силой. Бог, пред которым молится за нас Преблагословенная Дева и великие святые Русской Церкви. Помолимся сегодня о том, чтобы монастырь был процветающим, чтобы всякий, кто переступал порог храма, всякий получал благословение, помощь и защиту Преблагословенной Девы.