Алфавит духовный святителя Иннокентия Московского: Вера - Благовещенская епархия

Алфавит духовный святителя Иннокентия Московского: Вера

Избранные наставления из творений и писем первого епископа Амурской земли. Информационный проект к 220-летию со дня рождения и 40-летию со дня прославления.

Самая совершенная и спасительная живая вера есть дар Духа Святаго, и потому недоступна человеку, не имеющему в себе сего Духа. Как часто человек обманывает себя тем, что простое знание истории Иисуса Христа, или самое свое воображение о Нем, считает верою! Ибо таковая вера нисколько не выше, если только не ниже той веры, которую имеют бесы.

Первоначальная или естественная вера есть следствие убеждения рассудка, основывающегося на достаточных доказательствах. Но совершенная или божественная вера есть безусловная, безотчетная, младенческая преданность Богу, преданность без расчетов, без размышления, без рассуждения. В первой степени веры человек рассуждает и замечает, а в последней человек видит и чувствует. Но как и какими путями вера действует на человека, так же непостижимо, как непостижим Сам Бог, и потому мы можем видеть и примечать только некоторые явления сего действия.

Самое начальное проявление действия веры видно при врачевании больного человека. Известно, что и самый искусный врач и самыми сильными средствами может излечить не всякую болезнь того, кто совсем не доверяет ему: напротив того, и самые пустые средства, с доверенностью принимаемые из рук самого глупого невежды, могут производить удивительные действия над больным. И здесь видно, что при сем случае действуют не средства, а верование в искусство врача или в самые средства. Но сие верование есть только слабый признак веры естественной, ибо оно основывается на опытах и на самых простых умозаключениях.

Но если одно только верование в искусство и средства врача может иметь большое влияние на человека, то какое действие может произвести верование или вера во Врача Всемогущаго? И сия вера во всемогущество Иисуса Христа, хотя отнюдь не есть еще вера божественная, и даже не есть еще полная вера во Иисуса Христа, ибо она основывается только на одном всемогуществе Его, но при всем том, она может быть или, по крайней мере, была плодотворна для того, кто имел ее. Несколько таковых примеров мы можем видеть и в Евангелии. Например, когда двое слепых просили Иисуса об исцелении их, Он спросил их: верите ли вы, что Я могу это сделать? они отвечали: верим, и тогда Иисус сказал им: пусть будет по вере вашей. Здесь ясно видно, что вера сих слепых основывалась на одном только всемогуществе Иисуса Христа, не касаясь прочих Его совершенств.

И ежели вера неполная приносила и может принести пользу верующему, то кольми паче может быть плодоносна вера полная, т. е. вера во все совершенства Иисуса Христа: вера в Его всеведение, в Его премудрость, вера в Его непостижимость, в Его вечность и особенно вера в Его беспредельную любовь и милосердие к человекам! И таковая вера чем совершеннее, тем она действительнее, чем проще и чище, тем плодотворнее и обширнее в своих действиях. И сею-то самою верою и по пришествии благодати слепые прозревали, прокаженные очищались, глухие слышали, мертвые воскресали и нищие сделались благовестниками (Мф. 11:5).
Здесь можно сделать вопрос: положим, что все имевшие таковую степень веры, получали просимое от Иисуса Христа; но могут ли ныне верующие в Него получать все просимое, и ежели могут, то почему ныне не видно никаких чудес?

Что ныне и всегда возможно получить просимое от Бога, это столь же верно, как верен Сам Бог и Его слово. Ибо Иисус Христос верующим в Него сказал: Аз есмь с вами во вся дни до скончания века (Мф. 28: 20), и апостол Павел говорит: Иисус Христос вчера и днесь Той же и во веки (Евр. 13:8), и, следовательно не оскудела и во веки не оскудеет ни Его чудодейственная сила, ни Его человеколюбие.