Молебен перед чудотворной Албазинской иконой
Каждую пятницу в 7.00 в Благовещенском кафедральном соборе г. Благовещенска

Албазинская икона Божией Матери
«Слово плоть бысть»

Албазинская икона Божией Матери (оригинал, XVII в., Благовещенский кафедральный собор)

День празднования - 9/22 марта

Место пребывания Албазинской иконы - Благовещенский кафедральный собор
675000, г. Благовещенск, пер. Релочный, 15, тел. (8-4162) 33-16-24

Акафист и молитвы

Иконография Албазинской иконы


  • Время написания

    Точное время, место и обстоятельства создания Албазинской иконы неизвестны. По оценкам исследователей, она была написана в начале XVII в. — т.е. ей около 400 лет.

  • Техника написания

    Икона писана темперными (пигментными) красками по левкасу – специальному меловому грунту, нанесенному на деревянную доску. Размер доски — 67,5х73,5, толщина – от 2,2 до 3,1 см.

  • Иконография

    Иконографический тип – Оранта («Молящаяся»), разновидность – Знáмение. Сюжет иконы — чревоношение Богомладенца.

  • Богословское содержание

    Первое название Албазинской иконы, «Слово плоть бысть», — цитата из Евангелия от Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14).

«Слово» – это одно из имен Бога Сына, Мессии, Христа. Образ, исторически связанный с рождением Приамурья как русской земли, свидетельствует о самом важном событии в истории человечества – Рождении Творца и Спасителя Мира от Пречистой Девы.

Богомладенец Иисус на иконе в левой руке держит свиток – еще один символ Слова. Правой – благословляет смотрящих на Него людей, ради которых Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2:7).

Албазинская икона – в первую очередь, о Боговоплощении. А еще – о том, что подвиг Божией Матери вознес Ее выше херувимов и серафимов, и о том, что Она – Заступница людей, расстилающая над ними Свой Богоматеринский Покров.

История Албазинской иконы

Первое упоминание чудотворного образа связано с именем основателя Усть-Киренского монастыря иеромонаха Ермогена.

Отряд беглого приказчика Никифора Черниговского, в составе которого был «черный поп Ермоген», прибыл в заброшенный Албазинский острог зимой. Это мог быть ноябрь-декабрь 1665 г. или январь 1666 г. С собой старец принес три чтимых иконы – Николая Чудотворца, Спаса Нерукотворного и Божией Матери «Слово плоть бысть».

Историческое описание Киренского монастыря, опубликованное в 1841 г., утверждает, что, покинув Албазин, старец Ермоген оставил Албазинскую икону в Сретенске. Однако это поселение появилось на карте под именем Нижний или Новый острог только в 1689 г.

Из-за этого несовпадения некоторые исследователи предполагают, что какое-то время чудотворный образ мог находиться в Нерчинске – как минимум, до 1734 г., когда в Сретенске появилась церковь.

Благовещенск. Рис. неизвестного автора, 70-е гг. XIX в.
8 июля икона «Слово плоть бысть» была привезена Преосвященным Вениамином (Благонравовым) в Благовещенск и помещена в кафедральном соборе на набережной Амура. Новый архиерей Камчатской, Курильской и Благовещенской епархии одел чтимый образ в серебряную ризу.

Икону епископу Вениамину перед его отбытием в Амурскую область поднесли священник Сретенской церкви Симеон Стуков и казаки забайкальского войска, «чтобы она снова возвратилась в ту местность, откуда угнетение язычников заставило ее более ста лет находиться под защитою здешнего (Сретенского) православного прихода».

Поздравляя бывшего Преосвященного Камчатского Вениамина с 25-летием служения в архиерейском сане, почетные жители Благовещенска и Хабаровска в своем адресе написали следующее:

«Залог Вашей любви к [Преданной Вам Камчатской пастве], в дарованной Вами в благословение Албазинской иконе Божией Матери, знаменитой по древности по присущей ей благодати Божией, обильно открывающейся в душевных утешениях молящихся пред нею и особенно в получении облегчения и исцеления от многоразличных болезней, составляет для нее многоценное сокровище.

Посему благодарное воспоминание о Вас в Камчатской епархии, особенно в Благовещенске, будет сохраняться во веки верков при теплых сердечных молитвах верующих перед этою святыней».

В июле на Благовещенскую кафедру был назначен новый епископ – Гурий (Буртасовский).

Осенью 1885 г. он положил начало еженедельному чтению акафиста перед чудотворной Албазинской иконой Богоматери. Оно совершалось каждое воскресенье в 16 часов.

Преосвященный Гурий также учредил дату епархиального праздника в честь Албазинской иконы – 9/22 марта. Впервые его отметили в 1886 г., на всенощном бдении архиерей рассказывал благовещенцам о славной истории и чудесах чтимого образа.

По свидетельству архиерея, после установления почитания иконы в Благовещенске и его окрестностях прекратились эпидемии дифтерита и скарлатины.

Резолюция Синода №2338 от 22 августа 1895 г. официально закрепила дату праздника в честь Албазинской иконы Божией Матери 9/22 марта и ее наименование в общецерковном месяцеслове.
Оборона Благовещенска в 1900 г. Художник А. Сахаров
С 15 июля по 2 августа Благовещенск, оставшийся без военного охранения, подвергался обстрелу со стороны Китая. Несмотря на близкое расстояние и жаркую погоду, которая грозила возникновением пожара при попадании снаряда в любое деревянное здание, город практически не пострадал.

Основной и самой удобной мишенью китайцев был кафедральный собор на набережной, в котором пребывала чудотворная Албазинская икона, однако за 19 дней обстрела атакующие ни разу не попали в него.

Как рассказывали сами китайцы, из числа нападавших они видели на берегу Амура красивую Белую Женщину с ребенком на руках и не могли вести прицельный огонь из страха и жалости к Ней.

В память о чудесном событии в Благовещенске был установлен ежегодный общегородской праздник с крестным ходом до Триумфальной арки, молебным пением и парадом войск. Отмечался он 2 августа с 1902 по 1904 гг. Добрую традицию прервало начало Русской-японской войны.

По данным протоиерея Михаила Польского, автора книги «Новые мученики Российские» (1949 г.), в ночь на 12 июля 1924 года неизвестные подожгли Благовещенский кафедральный собор.

До начала пожара из храма были вынесены все ценности – в том числе чудотворный Албазинский образ. Он был перенесен в Пророко-Ильинскую церковь в Забурхановской слободе (сейчас район ул. Забурхановской-Шевченко), которая тогда принадлежала обновленцам.

Албазинская икона до реставрации 2002 года. Фото Амурского областного краеведческого музея
18 сентября настоятель Благовещенской православной церкви, протоиерей Валентин Полищук, снова обратился к властям с просьбой вернуть амурской Церкви ее главную святыню. Под письмом на имя председателя областного совета народных депутатов Анатолия Белоногова подписались 5127 амурчан.

17 ноября 1991 г. Албазинскую икону Божией Матери крестным ходом перенесли из областного музея в храм по ул. Горького. Такое массовое молитвенное шествие по городу с чудотворным образом совершалось также в 1993 и 1994 году – по просьбе губернатора Альберта Кривченко.

8 августа 1992 года Албазинская икона впервые в новейшей истории Приамурья приехала в Албазино – проводить в последний путь защитников старинной крепости.

Проводя раскопки на месте исторического казачьего острога, археолог Александр Артемьев, проводивший раскопки острога, обнаружил в одной из землянок останки 57 человек, в том числе детей. Не дожидаясь окончания работы экспедиции, ученый обратился к епископу Хабаровскому и Благовещенскому Иннокентию с просьбой прислать священника и похоронить найденных албазинцев по православному обряду — в присутствии Албазинской святыни.

Города, в которых Албазинская икона побывала в начале XXI в.

В марте, в год 2000-летия Рождества Христова, Албазинская икона несколько дней путешествовала в спецвагоне по БАМу.

После Пасхи образ отправился в Москву. В дороге ее сопровождали священники Благовещенской епархии и несколько паломников. 7 мая святыня была торжественно принесена в Сретенский монастырь.

За неделю пребывания в столице к чтимому образу Божией Матери с Дальнего Востока пришли тысячи православных верующих. Особенно много среди них было беременных женщин.

12 декабря 2000 года, по случаю 350-летия со дня основания Албазинского острога, икона «Слово плоть бысть» вместе с большой группой паломников вновь побывала в Албазино.

В Албазинском храме-часовне, построенном вблизи места захоронения останков защитников крепости, совершалась Божественная литургия, а затем – молебен перед святыней.

В сентябре Албазинская икона впервые побывала на Колыме, в г. Магадан. Амурчане приехали к магаданцам с подарком – мерным списком чудотворного образа в ризе. Такой же список в 2003 г. попросили прислать им прихожане Спасского храма г. Киренска.

12 октября святыню крестным ходом перенесли в новопостроенный Благовещенский кафедральный собор на Релочном, 15. Проводить чудотворный образ на новое место пребывания приехали священники с 11 приходов епархии.

23 июня 2005 года в Благовещенск помолиться перед Албазинской иконой впервые приехали православные китайцы – потомки албазинских казаков, служивших в Пекине.
Со 2 по 7 сентября Албазинская икона принимала участие в большом миссионерском путешествии по территории Дальнего Востока, организованном при поддержке министерства культуры и архивного дела Амурской области.

В год 65-летнего юбилея окончания Великой Отечественной войны святыня побывала сразу в трех епархиях – Хабаровской, Владивостокской и Южно-Сахалинской.

В июне 2012 года у Благовещенской епархии появилась собственная официальная награда – медаль Албазинской иконы Божией Матери «Слово плоть бысть» трех степеней. Ее проект по представлению епископа Лукиана (Куценко) был утвержден Московской Патриархией.

Медалью с изображением святыни сейчас награждают священников, тружеников храмов и мирян, которые сделали особый вклад в укрепление духовно-нравственных традиций, развитие социального служения Церкви, отличились в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности или активно участвовали в восстановлении святынь, миссионерских, благотворительных и просветительских трудах на епархиальном уровне.

14 августа, в разгар наводнения 2013 г. – крупнейшего за последние 115 лет стихийного бедствия, охватившего весь Дальний Восток, — епископ Лукиан совершил облет наиболее пострадавших от затопления районов Амурской области с Албазинским образом.

«Небесный крестный ход» на вертолете сделал три остановки – в Константиновке, Поярково и Архаре. В этих поселениях служились молебны у чудотворного образа.

16 августа подъем воды в амурских реках остановился — это официально зафиксированный пик наводнения. 19 августа вода начала спадать.

В марте 2015 года, по предложению епископа Лукиана (Куценко), депутаты Законодательного собрания включили праздник Албазинской иконы Божией Матери в число официальных памятных дат Амурской области.

Они назвали чудотворный образ символом единства всех жителей Приамурья. Отмечается этот праздник также 22 марта.

В 2016 году Амурская область широко отметила 350-летие пребывания на дальневосточной земле Албазинской иконы Божией Матери.

Известные списки Албазинской иконы

Хабаровский список Албазинской иконы Божией Матери. К. XIX в.
Находится в Успенском кафедральном соборе г. Хабаровска

Cовременные списки иконы есть в храмах Хабаровска, Биробиджана, Читы, Иркутска, Сретенска, Магадана, Москвы, Южно-Сахалинска, в Пекине, Харбине и Нью-Йорке.

Список Албазинской иконы «Знамение». К. XIX — н. XX в.
Находится в храме Среднебельского Богородичного женского монастыря с. Среднебелая

Дореволюционные — в Самаре, Ульяновске, в Оренбургской и Уфимской областях.

Владивостокский список Албазинской иконы Божией Матери. К. XIX в.
Хранится в Приморском музее им. В. К. Арсеньева

Литография Албазинской иконы. 1912 г. Одесская типография Е. Фесенко
Печатный список для домашних иконостасов